Первое знакомство
Объективы с широким диапазоном фокусных расстояний называют тревел-зумами, и это не случайно. Один такой зум весит и занимает места меньше, чем несколько более специализированных объективов. Многие фотографы считают, что тревел-зумы — результат компромисса между качеством изображения, компактностью и удобством использования. Прогресс в разработке оптических систем движется не так быстро, как в случае с фотоаппаратами. И всё же на рынке появляются новые продвинутые объективы с возможностями, о которых прежде приходилось только мечтать. Один из них — Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO.
Это типичный тревел-зум: у него сравнительно невысокая, но постоянная светосила f/4.0, а фокусное расстояние изменяется в пределах от 12 до 100 мм. Он не боится дождя и пыли, и у него поразительно высокие рабочие характеристики. В статье я расскажу о своих впечатлениях от работы с этим объективом.
Отмечу, что перед съёмкой в камере были отключены коррекции искажений объектива, а прочие настройки изображения оставлены нейтральными или нулевыми. Некоторые снимки я позволил себе немного подкорректировать в фоторедакторе при помощи кривых. Портреты крупным планом приведены здесь после лёгкой ретуши дефектов на открытых участках кожи.
Конструкция и дизайн
По меркам оптики стандарта Micro 4/3, объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO довольно крупный и тяжёлый: его диаметр 77,5 мм, длина — 116,5 мм, а масса — 561 грамм. Диаметр резьбы под светофильтры — 72 мм.
Кольца фокусировки и зумирования, внешние элементы корпуса и байонет — металлические, выдвигающийся тубус с блоком линз и оправой под светофильтр — пластиковые. Пластик жёсткий, не царапается и не собирает пыль.
Оптическая конструкция Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO состоит из 17 элементов в 11 группах. Среди оптических элементов три асферических, один двойной асферический DSA, пять ED-элементов со сверхнизкой дисперсией, два элемента Super-HR со сверхвысоким показателем преломления и один HR-элемент с повышенным показателем преломления. Всё это направлено на то, чтобы объектив давал высокие оптические характеристики во всём диапазоне фокусных расстояний, и надо признать, задумка конструкторам Olympus удалась на славу. Подробно об этом я расскажу ниже.
Диафрагма здесь семилепестковая, со скруглённым отверстием. Минимальное значение — f/22.
Кольца зумирования и фокусировки металлические, с рельефной накаткой. Они вращаются с заметным усилием, но плавно. Ход кольца зума составляет около 90 градусов, а ход кольца фокусировки в ручном режиме — ещё меньше. Кольцо фокусировки электронное, ручная фокусировка включается сдвигом кольца, расположенного у переднего края объектива, к камере. При этом объектив фокусируется на дистанцию, которая выставлена на шкале расстояний. Надо признать, что хотя ход фокусировочного кольца слишком мал, ручная фокусировка проблем практически не вызывала. Привод автофокуса чрезвычайно быстрый, он тоже ни разу не создал затруднений при съёмке.
На объективе, кроме колец, есть выключатель стабилизатора изображения и программируемая кнопка L-Fn. По умолчанию она блокирует автофокус, но можно назначить ей и другие функции (например, вызов экранной лупы).
В комплекте с объективом поставляются тканевый чехол и металлопластиковая бленда с байонетным креплением.
Объектив, как уже было отмечено, сравнительно большой и тяжёлый. Я использовал его с камерой Olympus OM-D E-M5 Mark II. Для удобства хвата к камере были присоединены рукоятка и батарейный блок. В комплекте с двумя аккумуляторами вся эта система весит около килограмма, по размеру она даже больше многих зеркальных камер формата APS-C. С одной стороны, это не очень-то компактно, а с другой — функциональных аналогов такой системе я знаю только два, и оба они с переменной светосилой и рассчитаны на кадр 24×36 мм. Масса таких систем только начинается от 1,5 кг, да и размеры у них побольше. Конечно, есть достаточно компактные тревел-зумы для камер формата APS-C, но все они уступают Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO по максимальному углу зрения. Компактных конкурентов с максимальным углом обзора 84° — именно такой угол зрения соответствует объективам с ФР 24 мм на полнокадровых камерах — на рынке нет.