Вверх

Тест объектива Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro

Дата публикации: 20.07.2017

Первое знакомство

Объективы с широким диапазоном фокусных расстояний называют тревел-зумами, и это не случайно. Один такой зум весит и занимает места меньше, чем несколько более специализированных объективов. Многие фотографы считают, что тревел-зумы — результат компромисса между качеством изображения, компактностью и удобством использования. Прогресс в разработке оптических систем движется не так быстро, как в случае с фотоаппаратами. И всё же на рынке появляются новые продвинутые объективы с возможностями, о которых прежде приходилось только мечтать. Один из них — Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO.

Тест объектива Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro

Это типичный тревел-зум: у него сравнительно невысокая, но постоянная светосила f/4.0, а фокусное расстояние изменяется в пределах от 12 до 100 мм. Он не боится дождя и пыли, и у него поразительно высокие рабочие характеристики. В статье я расскажу о своих впечатлениях от работы с этим объективом.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/100 с, 76.0 мм экв.Cкачать RAW

Отмечу, что перед съёмкой в камере были отключены коррекции искажений объектива, а прочие настройки изображения оставлены нейтральными или нулевыми. Некоторые снимки я позволил себе немного подкорректировать в фоторедакторе при помощи кривых. Портреты крупным планом приведены здесь после лёгкой ретуши дефектов на открытых участках кожи.

Конструкция и дизайн

По меркам оптики стандарта Micro 4/3, объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO довольно крупный и тяжёлый: его диаметр 77,5 мм, длина — 116,5 мм, а масса — 561 грамм. Диаметр резьбы под светофильтры — 72 мм.

Кольца фокусировки и зумирования, внешние элементы корпуса и байонет — металлические, выдвигающийся тубус с блоком линз и оправой под светофильтр — пластиковые. Пластик жёсткий, не царапается и не собирает пыль.

Оптическая конструкция Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO состоит из 17 элементов в 11 группах. Среди оптических элементов три асферических, один двойной асферический DSA, пять ED-элементов со сверхнизкой дисперсией, два элемента Super-HR со сверхвысоким показателем преломления и один HR-элемент с повышенным показателем преломления. Всё это направлено на то, чтобы объектив давал высокие оптические характеристики во всём диапазоне фокусных расстояний, и надо признать, задумка конструкторам Olympus удалась на славу. Подробно об этом я расскажу ниже.

Диафрагма здесь семилепестковая, со скруглённым отверстием. Минимальное значение — f/22.

Кольца зумирования и фокусировки металлические, с рельефной накаткой. Они вращаются с заметным усилием, но плавно. Ход кольца зума составляет около 90 градусов, а ход кольца фокусировки в ручном режиме — ещё меньше. Кольцо фокусировки электронное, ручная фокусировка включается сдвигом кольца, расположенного у переднего края объектива, к камере. При этом объектив фокусируется на дистанцию, которая выставлена на шкале расстояний. Надо признать, что хотя ход фокусировочного кольца слишком мал, ручная фокусировка проблем практически не вызывала. Привод автофокуса чрезвычайно быстрый, он тоже ни разу не создал затруднений при съёмке.

На объективе, кроме колец, есть выключатель стабилизатора изображения и программируемая кнопка L-Fn. По умолчанию она блокирует автофокус, но можно назначить ей и другие функции (например, вызов экранной лупы).

В комплекте с объективом поставляются тканевый чехол и металлопластиковая бленда с байонетным креплением.

Объектив, как уже было отмечено, сравнительно большой и тяжёлый. Я использовал его с камерой Olympus OM-D E-M5 Mark II. Для удобства хвата к камере были присоединены рукоятка и батарейный блок. В комплекте с двумя аккумуляторами вся эта система весит около килограмма, по размеру она даже больше многих зеркальных камер формата APS-C. С одной стороны, это не очень-то компактно, а с другой — функциональных аналогов такой системе я знаю только два, и оба они с переменной светосилой и рассчитаны на кадр 24×36 мм. Масса таких систем только начинается от 1,5 кг, да и размеры у них побольше. Конечно, есть достаточно компактные тревел-зумы для камер формата APS-C, но все они уступают Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO по максимальному углу зрения. Компактных конкурентов с максимальным углом обзора 84° — именно такой угол зрения соответствует объективам с ФР 24 мм на полнокадровых камерах — на рынке нет.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/100 с, 100.0 мм экв.Cкачать RAW
Дата публикации: 20.07.2017
Комментировать
Главы:123
Далее «Объектив в работе»
9ccdf8df 43c3 4296 966c 71ef5c82d8bc square 100
Александр Савочкин

Эксперт по фото- и видеотехнике. Фотограф, ретушёр, по образованию — кинооператор. Вне работы увлекаюсь пейзажной фотографией и сложной обработкой изображений.

Другие статьи о Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro

Развернуть весь список
Alexander Savochkin, 2018-09-08T22:09:37

По мне лучший зеркальный фотоаппарат общего назначения в линейке Кэнона — 5DM4, но его цена всё портит. Впрочем, третий марк тоже весьма хорош, особенно с быстрой картой памяти.

Alexander Savochkin, 2018-09-08T22:08:41

Вторая версия ощутимо лучше первой. По мне так это объектив практически без недостатков в своей области определения. Ну, если не считать выдвигающегося тубуса. Если бы ещё тубус не двигался, объектив был бы идеален.

Хотя трёхкратная разница в цене — тоже чертовски солидный аргумент.

Alexandr Knyazev, 2018-09-08T22:03:56

Все верно )
Я как раз склоняюсь к Кэнону 5DM3 + 24-105.

Alexandr Knyazev, 2018-09-08T22:02:41

И вот есть возможность взять с рук старый Canon 24-105\4 в три раза дешевле чем сейчас новый стоит. Как думаете взять старый. Или вторая версия лучше?

Alexandr Knyazev, 2018-09-08T21:59:27

..

Alexander Savochkin, 2018-09-08T20:32:52

Никаких проблем. Nikon D850, Sony A7M3, да даже Canon EOS 5D Mark 4, плюс какой-нибудь 24-105, плюс вспышка, плюс ассистент с другой вспышкой в руках — и всё будет хорошо везде хоть где.

Как вариант, можно просто пересмотреть требования к формату вывода, пиксельной детализации, а заодно иначе подойти к освещению сцены. Тогда Олимпус покажет себя с лучшей стороны.

Alexandr Knyazev, 2018-09-07T23:33:09

Да вот в том-то и дело, что хочется чего-то универсального. И для портретов и для пейзажей и для утренников, и для выкупа невесты в темном подъезде )))

Alexander Savochkin, 2018-09-06T22:22:33

Весь вопрос в том, как вы выводите снимки зрителям — вы ведь для людей снимаете? Если в соцсетях, то шума на снимках никто никогда не увидит. Если печатаете крупным форматом, как это делает Дмитрий Зверев — с нормального просмотрового расстояния в полторы диагонали пиксельный шум тоже не бросается в глаза. Если позволяет ситуация, можно дать передержку +1 EV, шума станет заметно меньше. По-моему, снимок действительно будет испорчен шумами только в двух случаях — либо когда выбор системы Олимпус неадекватен по отношению к решаемой задаче, либо когда ничто не мешало снимать на ИСО 200. Например, для high-end рекламы Олимпус хуже, чем Хассельблад или хотя бы Пентакс, а в пейзаже почти никогда нет необходимости повышать ИСО выше низшего штатного значения.

Alexandr Knyazev, 2018-09-06T16:27:00

Всё хорошо у Олимпуса. И объективы отличные. Но вот беда - шумит сильно. На второй фотке особенно неприятно при 6400. Фактически рабочие iso 1600 и не более.

Alexander Savochkin, 2018-01-04T21:58:35

Да, действительно. Поправим. Спасибо за внимание к статье.

Пока не поправили, поясню: подписи ставит автоматика, добывая необходимые сведения в метаданных снимка. Сами снимки открываются в полном размере по клику, поэтому можно скачать любой из них и посмотреть метаданные самостоятельно.

Иван Карпович, 2018-01-04T19:12:37

Спасибо за этот обзор, но не могли бы вы обозначать фокусное расстояние или в экв. мм или в просто в мм. В обзоре минимальное фокусное расстояние, написанное вами, составляет 12 мм экв., а максимальное - 200 мм экв., чего в принципе не может быть. Из за этого нельзя полностью доверять значениям написанного фокусного расстояния. Такие же неточности присутствуют и в других статьях на этом сайте. Пожалуйста, исправьте эти недостатки. Я считаю, что проще будет указывать фокусное расстояние не в экв. мм и добавлять кроп-фактор камеры отдельным полем, так как, например, в камерах Olympus фокусное расстояние указывается не в экв. мм. Я полагаю, из-за этого и происходят подобные ошибки.

Alexander Savochkin, 2017-08-07T07:04:21

Подойдёт, конечно. Только посмотрите, не тяжело ли будет его носить. Я пробовал пользоваться камерой без дополнительной рукоятки, и мне не очень понравилось. Всё-таки развесовка камеры меняется довольно прилично.

Dmitriy Rumyantsev, 2017-08-06T21:13:46

Подскажите, а он подойдёт на em10 m2?

Alexander Savochkin, 2017-07-29T23:04:39

Будем справедливы: рисунок как рисунок, это всё-таки суперзум, а не творческий фикс. Вес в полкило солиден, так ведь и кратность зума большая. Вон у Сони зум есть 24-240, функционально почти то же самое — но весит побольше, да и светосила меняется. У Токины зум 24-200 сам весит больше, чем Олимпус с 12-100. Да, там фулфрейм, но и масса совсем другая. А что до "Made in China", то поверьте, китайцы собирают японский объектив ничуть не хуже японцев, но по деньгам обходится это (и японцам, и нам с вами) чуть дешевле.

Рашит Сабирзянов, 2017-07-29T17:29:54

А рисунок стекла, вес в полкило на миниатюрные MFT, да и клеймо на байонете "Made in China", наводит тоску...

Alexander Savochkin, 2017-07-24T09:16:22

Тревел-зумы едва ли часто обладают каким-то выдающимся рисунком и характером. Но по большому счёту бесхарактерность — в равной степени недостаток и достоинство объектива. По мне диапазон углов зрения и техническое качество изображения таковы, что прочие качественные характеристики несколько вторичны и не влияют на общее впечатление от объектива.

Алексей Разумовский, 2017-07-23T16:24:09

очень средний рисунок
хороший объектив, но без характера

Alexander Savochkin, 2017-07-22T23:13:18

У конкретно этого объектива ход кольца настолько короткий, что привыкнуть к нему очень трудно — лично у меня не настолько тонкая моторика. Однако проблем это не создало. Оказалось, что достаточно просто указать камере, что искать резкость надо где-то вблизи — при съёмке с малого расстояния она по умолчанию фокусируется куда-то на бесконечность, а если вручную подфокусироваться поближе, автофокус доведёт резкость сам. Если же фокусироваться без расчёта на автофокус, окажется, что после 1-2 проскоков резкости (заметно по фокус-пикингу под экранной лупой) фокус оказывается на месте. Как это сделано, я не понял: то ли камера сама притормаживает привод по срабатыванию фокус-пикинга, то ли динамически настраивается чувствительность кольца, то ли моторика рук становится достаточно точной. Но по ощущениям фокусировка вручную отличается от полностью механической.

Цена объектива освежает, согласен. С другой стороны, цена забывается довольно быстро, а объектив будет работать и работать.

Gregory, 2017-07-22T07:00:55

К ходу кольца обычно привыкаешь, если долго пользоваться одним объективом то потом уже чувствуется что "что-то не так" при переключении на любой другой :)
И спасибо за тест и личные впечатления, объектив действительно отличный, хотя и на мой взгляд слегка переоцененный.

Alexander Savochkin, 2017-07-21T13:33:03

Камера штатно выдаёт 14 Мп. Объектив адекватно ведёт себя при 36 Мп, так что с объективом всё более чем хорошо. Наконец, резкость поддаётся коррекции. Лично мне объектив понравился всем, кроме короткого хода кольца фокусировки.