Тест объектива Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8
Читайте также:
Тест Olympus M.Zuiko Digital ED 12mm f/2
Тест Olympus M.Zuiko Digital 17mm f/1.8
Тест Olympus M.Zuiko Digital 45mm f/1.8
Тест Olympus M.Zuiko Digital ED 60mm f/2.8 Macro
Тест Olympus M.Zuiko Digital ED 75mm f/1.8
Тест Olympus M.Zuiko Digital ED 9–18mm f/4.0–5.6
Тест Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm f/2.8 PRO
Тест Olympus M.Zuiko Digital ED 12-50mm f/3.5-6.3
Тест Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6
Тест Olympus M.Zuiko Digital ED 75-300mm f/4.8-6.8 II
С начала 2014 года через редакцию Prophotos уже успели пройти две системных камеры Olympus: речь идет об Olympus OM-D E-M10 и Olympus OM-D E-M1. Оба фотоаппарата мы тестировали в формате “Неделя с экспертом” и постарались максимально подробно рассказать о них. Но как это часто бывает, кое-что важное все же осталось без должного внимания. Я говорю об оптике Olympus M.Zuiko Digital. Это современная линейка объективов, специально созданных для компактных системных камер с байонетом Micro 4/3.
Сегодня мы начинаем большой проект, который будет посвящен объективам Olympus M.Zuiko Digital. В ставшем уже привычным формате “Недели с экспертом” я протестирую все фикс-объективы системы, постаравшись максимально подробно рассказать о каждом из них, показать их в деле. Никаких синтетических тестов, только реальные жизненные сюжеты! А начнем мы с самого нового объектива — Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8.
Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8 был представлен в самом начале 2014 года. Можно сказать, что он стал действительно долгожданной моделью в линейке. По своему внешнему виду, конструкции, характеристикам он максимально приближен к полюбившемуся адептам системы Olympus M.Zuiko Digital 45mm f/1.8. Но обладая фокусным расстоянием 25 мм, герой нашего теста выполняет в системе роль стандартного объектива, с углом обзора, близким к углу зрения глаза человека. Это аналог классического пленочного “полтинника”.
Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8 — настоящий малыш: диаметр резьбы светофильтра всего 46 мм, вес так и вовсе смешной для светосильной оптики — 137 грамм. Признаться, еще не приступив к тестированию, я успел “потерять” объектив в недрах своего рюкзака: еле нашел!
Безусловно, столь малый вес невозможно достичь, использую в конструкции объектива множество металлических элементов. Большинство деталей корпуса Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8 сделаны из пластика. Но при этом объектив в руках держать приятно: детали подогнаны идеально, никаких люфтов нет. Единственное кольцо объектива — фокусировочное — имеет очень мягкий и плавный ход. Кольцо не связано с блоком линз механически, а лишь управляет действиями сервопривода фокусировки. Но “электроники” при ручной фокусировке не чувствуется. Если не считать неограниченного хода фокусировочного кольца, оно ведет точно так же, как и классические механические кольца ретро-оптики: отзывается на малейшие смещения, позволяет навестись на резкость с потрясающей точностью.
Если же вы снимаете с автофокусом, то Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8 может вас приятно удивить своей скоростью. Для наводки на резкость требуются какие-то доли секунды. Когда я снимал, спуская затвор касанием к экрану (Olympus OM-D E-M10 это умеет), то поначалу думал, что камера не фокусируется перед съемкой — так быстро раздавался щелчок затвора. Но я ошибался: естественно, камера фокусировалась, а все мои снимки оказывались резкими.
Первую часть тестовой съемки я провожу в центре города, в цветущем майском парке и на раскаленных весенним солнцем набережных. Здесь мне и пригождается быстрая фокусировка. Не каждый сюжет позволит долго возиться с камерой: некоторые приходилось снимать буквально “от пуза”, когда камера висит на шее, дисплей повернут вверх, а выбор области фокусировки и спуск затвора я осуществляю простым касанием к экрану.
Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8 умеет удивлять. Этот объектив резок с открытой диафрагмы. Быстро поняв это, я почти не использую другие значения диафрагмы, кроме f/1,8. Впрочем, традиционный тест детализации на всех значениях диафрагмы я все же провожу. Конечно, физику не обманешь, и детализация на прикрытой до f/2,8 диафрагме будет чуть выше, чем при f/1,8. Но какой-то значимой разницы вы не увидите: она заметна лишь при тщательном попарном сравнении кадров. После f/11 резкость падает из-за влияния дифракции. Если есть возможность, этих значений диафрагмы стоит избегать.
При кажущейся простоте Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8 имеет довольно сложную для фикса оптическую схему: 9 элементов в 7 группах, две линзы — асферические. Применение асферики сказалось на рисунке оптики: объектив получился, что называется, с характером. И вам с этим характером придется считаться. Получить мягко размытый задний план с него — проще простого. Достаточно открыть диафрагму и снимать с небольшого расстояния. Кстати, минимальная дистанция фокусировки всего 25 см.
Но свою мягкость боке сохраняет до тех пор, пока в кадре нет ярких бликов. Стоит на снимке появиться солнцу, и характер размытия меняется. Одиночные блики становятся жестче, их края контрастнее, а заполнение тем неравномернее, чем больше перепад яркости в кадре.
Я смог в этом убедиться на второй съемке. Я уже говорил, что объектив чрезвычайно компактен. Вместе с камерой он умещается в кармане моего рыболовного жилета и отправляется рано утром со мной на рыбалку. Восход солнца я встречаю уже на пруду. И как только первые лучики появляются над лесом, мне становится не до поплавков: я иду фотографировать.
На каждой травинке висит капля утренней росы, и каждая капля щедро подсвечена солнцем. Можно просто опустить камеру в траву, нажать на спуск и получить красивый снимок. Этим я и занимаюсь. И здесь капризный характер Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8 проявляется во всей красе: блики в кадре имеют ярко выраженную окантовку, заполнение их неоднородное. Впрочем, и такое боке заслуживает внимания. Как минимум, оно необычно.
Если солнце заглядывает в кадр, Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8 может поймать засветку или большой цветной блик. Но стоит чуть изменить угол съемки, и от блика можно легко избавиться. К тому же, засветка в контровом свете возникает лишь в тех ситуациях, когда контраст в кадре очень высок: гораздо раньше вы получите некрасивый пересвет на снимке.
Этот кадр отлично демонстрирует, в каких ситуациях могут проявить себя хроматические аберрации. Тем не менее, уровень их сравнительно низок для светосильного объектива
Для светосильного объектива у Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8 очень низок уровень хроматических аберраций. Безусловно, они присутствуют в кадре. Но увидеть их можно, лишь задавшись соответствующей целью и увеличив снимок на экране до 100%.
Выводы
Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8 — действительно универсальный объектив. Благодаря удобному фокусному расстоянию вы можете снимать им любые сюжеты. При этом размеры объектива таковы, что камеру с ним почти постоянно можно иметь под рукой. Высокая светосила позволяет снимать без оглядки на уровень освещенности: в совокупности со стабилизатором в камере она даст возможность вести съемку с рук даже в темноте. При этом Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8 резок уже с открытой диафрагмы. Если в кадре нет контрастных бликов, то боке у Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8 мягкое и приятное, и лишь в случае большого перепада яркостей он может дать необычный, специфический рисунок в зоне нерезкости.
Плюсы:
- компактность и очень малый вес;
- универсальное фокусное расстояние;
- высокая светосила;
- быстрый автофокус;
- высокая резкость с открытой диафрагмы;
- приятное размытие в благоприятных условиях освещения;
- низкий уровень хроматических аберраций.
Минусы:
- специфический рисунок в зоне нерезкости при съемке контрастных сюжетов;
- возможно появление бликов при съемке с контровым светом.