Объектив в работе
У высочайшей резкости есть и обратная сторона: чем выше разрешение связки камера+объектив, тем заметнее даже мельчайшие промахи по фокусу, смазы из-за дрожания камеры в руках. Высокая резкость требует от фотографа большей внимательности — необходимо лучше следить за выдержкой и фокусировкой. Так, во время съёмки мне удавалось неоднократно видеть смаз на статичных сюжетах, сделанных даже на выдержке в 1/200 с. Думаю, на камерах с матричной стабилизацией, за которыми, несомненно, будущее, такими как Nikon Z 6 и Nikon Z 7, дела будут обстоять получше — стаб станет гасить лишние вибрации и проблема смазов окажется не такой острой. Но необходимость невероятно точной фокусировки при этом останется.
Кадр в движении с фокусировкой через видоискатель.
Опыт работы с любой светосильной оптикой высокого разрешения на Nikon D850 показывает: чтобы получить идеальную фокусировку именно в нужном месте, приходится фокусироваться контрастным методом в Live View — так гораздо точнее будут попадания. Что до фазового автофокуса, то за ним остаётся быстрое слежение за объектом и чувствительность при слабом освещении. Резкость снимаемых с ним объектов будет высока, хоть и не всегда абсолютно идеальна. Сказанное выше относится и к Tamron SP 35mm f/1.4 Di USD, и к «родной» оптике — виновата устаревшая технология фазовой фокусировки зеркалок, где дистанция съёмки сообщается объективу со слишком большими на сегодня допусками.
Плюс-минус пара миллиметров — и вот идеальная резкость на глазах потеряна. Особенно, если фокусировка идёт по боковым точкам. Выход простой: снимая динамику, прикрываем немного диафрагму, дабы увеличить ГРИП и тем самым нивелировать микроошибки фазового АФ. И ещё раз напомним, что данная проблема будет стоять не так остро на камерах с разрешением около 24 Мп. Чем больше мегапикселей — тем сложнее добиться идеальной резкости.
Но поговорим конкретно о системе автофокуса Tamron SP 35mm f/1.4 Di USD. Порадовала уверенная работа объектива не только с фазовой фокусировкой через видоискатель, но и работа в Live View. При фазовой фокусировке Tamron SP 35mm f/1.4 Di USD наводится на резкость за считанные мгновения. Да, при съёмке в движении иногда будут промахи. Но на каком объективе их не бывает?..
Контрастная фокусировка по глазам в режиме Live View.
Отдельно стоит упомянуть работу Tamron SP 35mm f/1.4 Di USD с контрастной фокусировкой в Live View. Тут Tamron фокусируется лучше многих «родных» объективов: быстро, точно, с минимальным количеством прогонов фокуса. Фокус ловится практически мгновенно, что сильно облегчает работу в Live View. Если нужна идеально точная фокусировка «без допусков», её можно легко и быстро получить в этом режиме.
Подытожим: Tamron SP 35mm f/1.4 Di USD имеет быстрый и точный автофокус. Объектив проявит себя не только в съёмке статичных сюжетов, но и в динамичной репортажной работе.
Художественные свойства. Боке и рисунок объектива
Пора перейти к субъективным характеристикам Tamron SP 35mm f/1.4 Di USD. Чем светосильный фикс отличается от зума? Помимо высокой светосилы и хорошей резкости, от фиксов всегда ждут интересную объёмную картинку и выразительное боке. Все эти вещи неизмеримы, не объективны и зависят от вкуса наблюдателя. Но, как часто бывает в творческих сферах, именно такая «вкусовщина» влияет в итоге на выбор того или иного творческого инструмента. При этом мы очень часто замечаем конфликт: чем лучше технические свойства объектива, резкость и отсутствие искажений, тем менее выразительны его художественные свойства, отсутствует «характер».
Первое, что обращает на себя внимание — необычно мягкое боке. Такое ощущение, что фон на некоторых снимках размывали не оптически, а в графическом редакторе, с помощью размытия по Гауссу — настолько всё правильно. Tamron SP 35mm f/1.4 Di USD совсем не склонен создавать круги-блики вокруг контрастных объектов фона. Такой характер размытия на сегодня считается идеальным, благодаря чему объектив можно использовать в любых съёмках — боке не будет отвлекать зрителя на себя.
Ещё одно свойство Tamron SP 35mm f/1.4 Di USD — объекты на фото остаются читаемыми даже в сильном размытии. Это хорошо: фон не превращается в «кашу», можно работать с многоплановой композицией при том, что задний план будет оставаться размытым.
Tamron SP 35mm f/1.4 Di USD имеет в конструкции диафрагмы 9 скруглённых лепестков. При диафрагмировании до f/1,8 можно заметить лишь небольшую потерю идеально округлой формы бликов в зоне нерезкости. Они остаются ровными примерно до f/2,8. Начиная с f/4 блики в боке уже имеют угловатую форму.
Отмечаем небольшую неравномерность заполнения бликов боке — «луковые кольца». Это частое следствие применения в оптической схеме асферики — своеобразная плата за высокую резкость и отсутствие аберраций.
В данном объективе эффект выражен слабо. Более того, чтобы в бликах начали читаться инородные структуры, придётся поискать специфические сюжеты. Сказывается в целом мягкий характер размытия Tamron SP 35mm f/1.4 Di USD.
Как правило, «луковые кольца» в боке не заметны.
Ещё один момент, на который стоит обратить внимание, — «восковой» рисунок объектива со сглаженными тональными переходами. Особенно это видно в передаче мелких фактур, таких как волосы, трава, деревья. Всё нежное, гладкое, ровное, плоское. На этот раз без 3D-эффекта. Зато Tamron SP 35mm f/1.4 Di US позволяет снимать сразу так, чтобы для хорошего результата не требовалась сильная обработка или цветокоррекция. Цветопередача у объектива сдержанная, но приятная. Это касается и передачи оттенков, фактуры кожи.