Снимаем аэрошоу: скорость работы и автофокус
Проверять скорость работы Canon EOS 6D Mark II и точность его автоматики мы решили в условиях репортажной съёмки на МАКС-2017. Не так давно известный споттер Артём Каширин поделился советами по съёмке самолётов с читателями нашего журнала. Что ж, пришло время ими воспользоваться.
Если ранее многие кадры я снимал с помощью визирования по экрану, то в этот раз он остался не у дел. Яркое солнце и динамика съёмки требовали использования оптического видоискателя. Работать с ним в EOS 6D Mark II — одно удовольствие. Я заранее настроил вывод необходимых мне параметров, включая сетку кадрирования и уровень, непосредственно в видоискатель и мог управлять камерой и контролировать съёмку без отрыва от окуляра фотоаппарата.
Именно такой ритм съёмки навязывала лётная программа МАКСа, где в течение пяти часов пилотажные группы и пилоты-асы сменяли друг друга практически без пауз.
В чём снимать: RAW или JPEG?
Краеугольным камнем в этом вопросе будет даже не ёмкость карты памяти, а длина непрерывной серии, на которую способен фотоаппарат. В характеристиках Canon EOS 6D Mark II заявленная длина непрерывной серии в RAW — 21 снимок. Не так много по меркам профессиональной техники, но вполне прилично для класса полу-про.
Реальный объём буфера при использовании быстрой карты памяти составил 25 снимков, после чего серийная съёмка начинала запинаться и сбиваться с ритма.
Серийная съёмка в RAW
Напомню, что скорость серийной съёмки у Canon EOS 6D Mark II составляет 6,5 кадров/с. Сравнительно большой буфер фотоаппарата «забивается» чуть менее чем через 4 секунды.
Этого достаточно, чтобы заснять взлёт или посадку самолёта, фрагмент фигуры пилотажа. Но необходимость выдержать паузу для записи снимков на флешку всё равно сильно ограничивала свободу съёмки.
Понижая скорострельность на аэрошоу, мы рискуем упустить удачный кадр. Поэтому я решил вести съёмку преимущественно в JPEG, включая RAW лишь тогда, когда уверен, что снимать буду сравнительно короткими сериями.
Нужно отдать должное автоматике камеры: работа экспозамера, баланса белого и других систем позволяют получать качественный результат без дополнительной обработки.
Однако в некоторых случаях RAW всё же оказался полезен. Так, выступление «Стрижей» пришлось снимать во время дождя, из-за чего контраст в кадре получился низким. Капли дождя создали фактуру, похожую на шум, потребовалась довольно серьёзная обработка.
Гибкость сырых файлов пригодилась и при обработке «дымных» снимков с пилотажной группой «Первый полёт».
Автофокус
Репортажная и событийная съёмка — те жанры, где крайне важна автоматическая работа камеры. Фотографу под силу контролировать все параметры лишь в течение какого-то времени, а затем наступает утомление и, как результат, потеря контроля.
Поэтому настоящие профессиональные фотоаппараты обладают действительно мощной автоматикой, позволяющей получать качественный результат даже в самых сложных условиях и не требующей от фотографа перманентного контроля настроек.
МАКС — это то место, где динамика съёмок просто зашкаливает. Перерыв между выступлениями пилотажных групп — 3–4 минуты. А лётная программа длится более пяти часов! И всё это время фотограф стоит в стойке наизготовку с тяжёлым телеобъективом.
Руки устают примерно через час. И думать о выборе зоны автофокуса уже точно нет никаких сил. Поэтому я решил положиться на автоматику EOS 6D Mark II. Да, это не EOS-1D X Mark II, но с задачей камера справилась не хуже.
Я работал с широкой зоной автофокуса и непрерывным автофокусом AF-Servo. Камера сама выбирала активные точки автофокуса, и делала она это на твёрдую пятёрку. За несколько часов съёмок автофокус ни разу не убежал с самолёта на облака.
Конечно, свою роль, причём положительную, здесь сыграла специфика этой модели: все 45 точек автофокуса сгруппированы ближе к середине кадра, образуя единую плотную область, в которую гарантированно попадает самолёт. Будь эта зона шире, ошибок могло бы быть больше. Но в данном случае недостаток камеры оказался преимуществом.
Напомню, что скученность точек автофокуса в центре кадра может сыграть дурную шутку с любителями светосильной оптики. Если расположить объект съёмки в кадре ближе к краю, ему не достанутся точки автофокуса, и снимать придётся с предварительной перефокусировкой и дальнейшей перекомпоновкой. Иногда это приводит к потере резкости и повышает шанс упустить момент. Но в нашем тесте мы с этой сложностью не столкнулись.
В остальном же автофокус работал отлично. Все 45 точек автофокуса в видоискателе — крестового типа (чувствительны и к горизонтальным, и к вертикальным линиям в кадре). Объект съёмки они буквально держат «зубами», с какой бы скоростью он ни двигался. Из двух с лишним тысяч снимков в брак по фокусу у меня ушло не больше пары десятков.
Работа непрерывного автофокуса
Даже объекты, попавшие в поле зрения камеры перед объектом съёмки, не сбивали систему автофокуса. Он продолжал следить за главным объектом! Скажу больше: почти все кадры на взлётно-посадочной полосе были сделаны сквозь сетчатый забор.
Общие впечатления
Общая скорость работы фотоаппарата оказалась настолько высокой, что, кажется, о ней ничего не скажешь. Нет торможений, нет раздражающих факторов — вроде бы, и эмоций тоже нет. Но на самом деле это немаловажная особенность, которую мы должны упомянуть. Лаг включения не ощущается, пробуждение фотоаппарата из спящего режима мгновенное. Лаг затвора сведён к минимуму, мне его почувствовать не удалось.
Отдельное спасибо разработчикам хочется сказать за эргономику EOS 6D Mark II. Камера не утомляет руку даже с тяжёлым телевиком. Фотоаппарат удобно держать и переносить одной рукой, опустив объектив. Рукоятка в меру большая и ухватистая. Все кнопки под рукой.
Привыкать пришлось только к навипаду. На мой взгляд, он получился чуть меньше и чуть мягче, чем мне хотелось бы. Точность нажатия, особенно в условиях быстрой съёмки, теряется.
Ресурс аккумулятора
Эта съёмка стала показательной в плане энергопотребления фотоаппарата. С Canon EOS 6D Mark II я отработал полный съёмочный день, используя тяжёлый стабилизированный телевик. Я не отказывал себе в удовольствии просмотра снимков на экране во время и после съёмки, а также записал несколько видеороликов.
На следующий день счётчик кадров в меню показывал цифру 2345, а индикатор заряда аккумулятора в меню — 58%. Отличный результат при том, что в официальных характеристиках фигурирует цифра 1200 кадров.
Предшественник — Canon EOS 6D — стал неофициально одной из самых энергоэффективных зеркалок Canon. Кажется, обновлённая модель полностью унаследовала это свойство.