Вверх
  • Компактные фотоаппараты с большой матрицей
  • Лучшие приложения для знакомств
  • Новые книги о фотографии на русском
  • Как снимать самолёты? Cоветы известного блогера @artemairplane
  • Защищенные смартфоны
  • На что снимать видео: фотоаппарат vs. видеокамера
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Как снимать самолёты? Cоветы известного блогера @artemairplane

Обсудить

От наблюдений к действию

Сегодня мы поговорим о том, как фотографировать самолёты, а не только наблюдать за ними (о наблюдении-споттинге мы уже писали ранее). Для этого порой достаточно просто поднять голову вверх и посмотреть на небо. Или отправиться в отпуск на борту авиалайнера, предварительно поснимав его с самых выгодных ракурсов на перроне. Или посетить авиасалон МАКС, где будет прорва разных самолётов — боевых, грузовых и гражданских — рай для авиагурмана.

Как снимать самолёты? Cоветы известного блогера @artemairplane

О том, где и как снимать самолёты нам расскажет Артём Каширин — создатель инстаграм-аккаунта @artemairplane.


Всем привет, зовут меня Артём, можно просто Тёма. Я работаю в месте, никак не связанном с авиацией, а увлёкся споттингом только в 30 лет. До этого я лишь заворожённо смотрел на небо, на самолёты, на пилотов и бортпроводниц, на всю эту, любимую мной, суету аэропорта. Сегодня же, спустя несколько лет, моё хобби сделало меня, без ложной скромности, одним из самых популярных споттеров в нашей стране. А это значит, что места в бизнес-классе мне заказаны, а улыбки и обнимашки от стюардесс входят в мой обязательный райдер. Шучу, конечно. Я просто стал чаще летать, кататься на официальные споттинги, авиашоу и особые показы, куда попадают только избранные журналисты и блогеры.

Вообще, слово «споттинг» произошло от английского spot — «опознать», «увидеть». Это вид увлечения, заключающийся в наблюдении за самолётами и ведении их учёта. Сначала за стальными птицами наблюдали с помощью биноклей и подзорных труб, затем пришло время фотоаппаратов. И сегодня споттинг — это ещё и съёмка самолётов.

Как снимать самолёты? Cоветы известного блогера @artemairplane

Итак, чуть больше четырёх лет назад я был просто человеком, влюблённым в небо, путешествия и авиацию, видевшим самолёты два-три раза в год. Но однажды я купил себе фотоаппарат. Выбирая между разными фотобрендами, я остановился на Canon 600D в комплекте с объективом Canon 18-135mm. При этом я просто собирался фотографировать на отдыхе, в отпуске, в семейных путешествиях. Потом я установил на смартфон набиравшее популярность приложение FlightRadar24. Оно позволяет увидеть, что летает вокруг тебя в небе на разных эшелонах. Пользоваться им крайне просто: увидел самолёт, включил приложение и через несколько секунд ты знаешь, что это за модель авиалайнера, в какой он ливрее, откуда и куда летит, на какой высоте.

Ливрея — цветовая схема покраски воздушных судов, призванная выделить гражданское судно или сделать военный самолёт менее заметным. Ливреи бывают уникальными, иногда самолёт перекрашивается к определённой знаменательной дате или событию.

<b>Canon EOS 70D УСТАНОВКИ: ISO 160, F10, 1/640 с, 6.0 МБ</b>

Canon EOS 70D УСТАНОВКИ: ISO 160, F10, 1/640 с, 6.0 МБ

Почти сразу после установки FlightRadar24 я открыл для себя другое приложение — Instagram. А это — возможность поделиться своими наблюдениями и стать настоящим споттером. Ведь суть этого хобби — не только наблюдение и съёмка, но и учёт авиасудов. Instagram позволил легко делиться снимками с коллегами по увлечению.

Вот тогда я осознал, что можно не только наблюдать за самолётами из терминала во время путешествий, но и самому ездить туда, где стальные птицы очень близко, где можно их видеть хоть целый день, да ещё и фотографировать.

<b>Canon EOS 70D / EF 70-300mm f/4-5.6L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/400 с, 6.0 МБ</b>

Canon EOS 70D / EF 70-300mm f/4-5.6L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/400 с, 6.0 МБ

Я хорошо помню, что 22 августа 2013 года я впервые собрался на свой личный споттинг в аэропорт Домодедово. Я ещё не знал ни точек, ни что такое глиссада, я ничего не знал, у меня было только одно желание — увидеть самолёты ближе. Кое-как я припарковался в окрестностях аэропорта, взял фотоаппарат в руки, посмотрел во Flightradar 24, убедился, что именно в этом месте взлетает самолёт и застыл…

И вот он! Эти эмоции я не забуду никогда. Красивый белый самолёт Boeing 777-200 Transaero Airlines с большой скоростью словно вынырнул из-за забора, и я его сфотографировал. Да, в режиме «автомат», но я это сделал! Кстати, самое первое в моей жизни фото самолёта, сделанное на зеркальный фотоаппарат Canon 600D, я выложил в Instagram и до сих пор не стирал его и не сотру.

После этого я влюбился в споттинг, в наблюдение за самолетами, в романтичный мир авиации.

Вернувшись счастливым домой, я понял, что хочу ещё! Но теперь к этому вопросу я подошёл более разумно. В социальной сети начали появляться знакомые по «небесному» хобби. Они рассказали, где, как и куда можно проехать или пройти для наблюдения за самолётами с близкого расстояния, под глиссадой или около.

Глиссада — траектория взлёта или снижения самолёта, в том числе непосредственно перед посадкой.

Вот на этой-то глиссаде я и начал учиться фотографировать. Сначала выходило коряво, а потом всё лучше и лучше.

Для споттинга под глиссадой или около неё на начальном этапе вполне достаточно любительской зеркалки с китовым объективом 18-135 мм. Такой комплект позволяет приобрести первые навыки фотографирования самолётов, при этом фото выходят резкими, красивыми, достаточно яркими. Да, учиться фотографировать самолёты с бюджетной техникой чуть тяжелее, но потом, при необходимости, это помогает быстро освоить технику более высокого класса.

Как снимать самолёты? Cоветы известного блогера @artemairplane

Итак, для начала наблюдений за самолётами я советую иметь программу Flightradar24, фотоаппарат класса Canon EOS 800D, продвинутый китовый объектив типа EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS STM (если есть возможность — зум с фокусным расстоянием 70-300мм) и бинокль уровня Canon 10х30 IS II. Многие берут и рацию, но мне её заменяет приложение Live ATC. Плюс терпение и желание учиться — вот прекрасный набор споттера, который не один год будет Вас радовать и долго не заставит тратить деньги на что-то большее.


Опубликовано: 07.07.2017

Обсудить
2019c7f1 7197 4a79 8d5e 9d40883a2dcc square 100
Артём Каширин
Опубликовано 07.07.2017

Меня зовут Артём Каширин, хотя, возможно, кто-то из вас знает меня под именем @artemairplane в Инстаграме. В Живом Журнале я также известен под этим ником. Увлекаюсь споттингом, самолетами и всем, что связано с небом.

Не забывайте смотреть на небо!

Владимир, 2017-08-16T06:50:19

Спасибо!

Alexander Savochkin, 2017-08-09T13:05:01

Вблизи аэропортов никаких вопросов не возникает. Охрана аэропортов не препятствует, да и не уполномочена препятствовать съёмкам, если фотограф за забором. Иногда за периметром может появиться ФСО (обычно во Внуково) или охрана авиакомпании Эль-Аль (в Домодедово), но лично я сталкивался с невозможностью снимать только в аэропорту Алматы, когда туда прилетали какие-то серьёзные люди, и всё вокруг блокировали. Это редкость. Съёмка в личных целях в общественных местах не запрещена, так что самый правильный ответ на вопросы о том, что вы тут с камерой делаете — снимаете для себя. Покуда вы не перелезли через забор, сделать вам что-то можно только под угрозой получить привет от прокуратуры. Кстати, не стесняйтесь жаловаться, если охрана превысит полномочия.

Что касается правоохранителей и администрации — чаще всего они совершенно индифферентно относятся к фотографам. На моей памяти единственный раз дискуссия завязалась по поводу не съёмки, а машины, которую мы припарковали не совсем там, где того хотелось бы сержанту из охраны административного здания по соседству с аэропортом. Формально сержант был не совсем прав, но нам же не спорить надо было, а снимать. Переставили машину, сержант исчез. Таки да, если вы приехали на машине, придётся её ставить так, чтобы это устроило всех — по традиции с парковкой у аэропортов всегда сложности.

Вести себя следует точно так же, как и всегда: вежливо, корректно, без матов вслух и с уверенностью в своей правоте, если вы правы. Лезть через заборы, запускать воздушные шары, фейерверки и беспилотники не надо, а снимать — без проблем. Помните, что вы снимаете, а они там работают. Работа этих людей не заключается в том, чтобы вас гонять, но им (как и всем нам) важно не получить по голове за проблемы, которые вы можете создать. Не создавайте проблем, и всё будет хорошо.

Владимир , 2017-08-08T10:15:02

Спасибо за статью. Хотелось бы освещения еще одного немаловажного аспекта для новичков - а именно, правовой вопрос фотографирования вблизи аэропортов. Не возникает ли проблем с охраной, правоохранителями, администрациями? Как себя вести в случае их возникновения?

warlock-far-east, 2017-07-19T13:42:20

Снимать на "длинном конце" с выдержкой 1/50 и диафрагмой f20 высокоскоростной объект? Это дельный совет? В статье, есть фото автора - посадка МиГ-31 как раз с такими настройками... Достаточно на него посмотреть, чтобы понять, что с такими настройками снимать нельзя
вот это фото https://assets.prophotos.ru... Резкости нет, даже "бортовой" размазан, фото не передает ни динамики, ни зрелищности....

Георгий Полицарнов, 2017-07-19T11:24:01

Конечно, никонисты тоже снимают самолеты! Но наш автор снимает на Canon.

Роман, 2017-07-19T11:18:44

Все фото замечательные, то что, предоставил автор статьи и некоторые комментаторы, а почему нельзя к примеру предоставить фото от NIKON? Наверняка поклонники Никон так же "стреляют " в небо в надежде сфотографировать не только самолеты?
Никон очень замечательный прибор, будучи обладателем Canon 600D, планирую полно-кадровую камеру именно от NIKON.
Мне, лично нравиться вся техника которая умеет фиксировать то что задумал.

Георгий Полицарнов, 2017-07-19T11:15:50

Про совет по съемке с проводкой: автор показывает реальные примеры, подтверждающие его советы. Если у Вас получается каша, то дело в отсутствии практики, скорее всего.

Вадим Анохин, 2017-07-18T19:08:51

Ну и как в вашем случае - важно иметь доступ к "телу". :)

Vlad Vlad, 2017-07-18T17:48:41

А без canon никак?

warlock-far-east, 2017-07-18T16:33:58

Сплошная реклама и никаких полезных советов, наоборот, крайне вредные.
Я ничуть не профи, но качество снимков которые показывает автор, обычно у меня удаляются.
Совет снимать с "проводкой" на телевик с выдержкой 1/50 и диафрагмой 20! В итоге вы получите "кашу".
Для съемке на авиашоу - нужен объектив от 300мм и больше! Обычный зритель не сможет подойти достаточно близко к полосе чтобы сделать удачный кадр.
Для съемки самолетов нужно 4 вещи
1) ракурс (зачастую самая важная часть)
2) техника (длиннофокусная оптика со скорострельной камерой)
3) погода (испарение у земли, осадки и пр. очень сильно осложняют съемку на "длинном конце")
4) практика (больше снимайте, учитесь на своих ошибках).
Вот пример моих снимков...
https://uploads.disquscdn.c... https://uploads.disquscdn.c... https://uploads.disquscdn.c... https://uploads.disquscdn.c... https://uploads.disquscdn.c... https://uploads.disquscdn.c...

warlock-far-east, 2017-07-18T16:11:48

Никакой полезной информации, сплошной пафос и реклама. А советы которые дает "гуру" кроме как вредными назвать нельзя. Качество снимков которые приводят как эталон - отвратительное. У меня снимки подобного качества удаляются.
Я ничуть не профи и мне до этого еще далеко.
Для примера мои собственные работы (взял первые попавшиеся)

warlock-far-east, 2017-07-18T15:59:20

Простите, не удержался. Может мой комментарий покажется излишне резким и даже грубым, но о чем эта статья?
За что я не люблю "гуру" фотосъемки, за то что они начинают поучать остальных.
Сплошной пафос и реклама.
Марка техники тут не главное. А снимать на авиасалоне, обычному споттеру очень сложно - не тот ракурс, куча зрителей и т.д. Так что автор очень сильно лукавит. На авиасалоне, объектив нужен от 400мм и больше. Кроме того на съемку сильно влияют атмосферные явления (испарения, туман, водяная взвесь и т.д.).

Георгий Полицарнов, 2017-07-18T15:12:50

И тут Вы правы: без хорошего объектива трудно. Можно, но сложно.

Георгий Полицарнов, 2017-07-18T15:12:19

Алекс, не поняли Вас...

Алекс Петров, 2017-07-18T15:07:14

Это шутка такая - статья?

Vadim Anokhin, 2017-07-18T14:48:27

Ну и поезд уже для примера. https://uploads.disquscdn.c...

Vadim Anokhin, 2017-07-18T14:44:51

А зачем бинокль, если есть хороший объектив?

Vadim Anokhin, 2017-07-18T14:43:46

Всё это прекрасно, но для хороших снимков самолётов нужна хорошая оптика - прежде всего. Она может стоить зачастую дороже фотоаппарата. Можно, конечно, на кит-овый мыльный объектив снимать, как я, да ещё в режиме ручной фокусировки, но это уже от безысходности. :) У меня зум фокус плохой даёт, вот и приходится вручную "стрелять". Самолёты тоже редкие объекты, поэтому я раньше поезда снимал. Ну а теперь вообще редко снимаю https://uploads.disquscdn.c... . https://uploads.disquscdn.c... https://uploads.disquscdn.c... https://uploads.disquscdn.c...

White_ud, 2017-07-18T11:50:53

"После того, как вы обошли всю статическую композицию, выпили кофе и нашли место для наблюдения за лётной программой с помощью бинокля и фотоаппарата Canon"... "после того как вы нашли место съемки - достаете фотоаппарат и бинокль (ссылка) Canon"... "протерли окно иллюминатора влажной салфеткой, вытерли насухо и прислонили камеру Canon к иллюминатору"...

короче, в любой непонятной ситуации - достаньте камеру Canon и бинокль Canon

Alexander Savochkin, 2017-07-13T14:03:11

Фотографирование самолётов вообще занятие недешёвое — там и к быстродействию аппаратуры требования, и к чувствительности, и телеоптика серьёзная.

9933c1da 8a22 46bb b693 f591a1f51d6b