Репортажная съемка на концерте. Часть II
Цвет… Каким он должен быть на снимках? Это каждый фотограф решает для себя сам. За редким исключением на концертах используется цветное освещение, причем одновременно на сцену может быть направлено несколько разноцветных лучей. У меня в камере была включена автоматическая установка баланса белого. И при белом освещении, и при многоцветном смешанном, и даже при монотонном цветном свете баланс белого отработал на пять с плюсом. Ни в одном из кадров мне не захотелось вводить какую-либо коррекцию. Цвета на фото выглядели точно так же, как видел их глаз человека.
Я немного поэкспериментировал со стилями изображения. Например, на песнях, где использовалось наиболее многоцветное освещение, я применял настройку “пейзаж”, отличающуюся более насыщенной цветопередачей. В какой-то момент я вообще перешел в монохромный режим — в черно-белых снимках есть своя прелесть. Приятно, что и к настройке стиля изображения можно получить доступ, просто нажав на одну кнопку без необходимости копаться в меню.
Помните, в самом начале рассказа о концертной съемке я писал, что собирался использовать кнопку AF-ON для блокировки автофокуса? Так вот, Canon EOS 7D Mark II оказался чуть ли не первой камерой, где мне эта функция не пригодилось. Дело в том, что даже со сложным концертным светом автофокус этой зеркалки срабатывал молниеносно, через малейшую долю секунды после полунажатия кнопки спуска. Так что предварительная фокусировка как таковая мне не понадобилась.
Рассказ об автофокусе был бы не полным, не упомяни я об автофокусировке в режиме Live View. Для многих фотографов старой школы режим визирования по экрану может показаться не слишком нужной функцией. Однако, в условиях концертного зала это настоящий козырь в рукаве, способный перевернуть весь ход съемки. Камеру можно поднять над головами зрителей и сделать фото из абсолютно любой точки зала! Кстати, вот здесь мне очень помог стабилизатор в объективе Canon EF 70-200 f/4L IS USM.
В Canon EOS 7D Mark II используется сенсор изображения, изготовленный по технологии Dual Pixel CMOS AF, позволяющей реализовать фазовую фокусировку в режиме визирования по дисплею. В тонкости работы сенсора мы вдаваться не будем (об этом мы рассказывали в нашем тесте Canon EOS 70D), куда важнее результат: скорость фокусировки в режиме Live View лишь немного ниже, чем при визировании через видоискатель. Пока камеры моих коллег в тех же условиях рыскают автофокусом туда-сюда и ищут резкость, я успеваю отснять пару серий кадров. Уже отсматривая фотографии дома на компьютере, я понимаю, что почти половину удачных снимков я сделал именно с вытянутых рук, строя кадр по дисплею.
Концертная съемка — это всегда работа сериями. Во-первых, второй и третий кадр в серии чаще всего оказываются более резкими: не сказывается смещение камеры из-за движения указательного пальца в момент нажатия на спуск. Во-вторых, только съемка серией позволяет подстраховаться от сюрпризов, которые преподносит постоянно меняющийся свет. Какую-то часть съемок я проводил со скоростью 10 кадров/с. Однако, вскоре понизил скорость в два раза. При 5 кадрах/с место на флешке расходуется куда экономнее! Съемку я вел в RAW+JPG, но ни разу с столкнулся с переполнением буфера камеры.
На концерте югославского музыканта и композитора Горана Бреговича я в полной мере оценил еще одно достоинство (не побоюсь здесь этого определения) камеры Canon EOS 7D Mark II. Речь идет о формате сенсора APS-C. При использовании телеобъектива мне удавалось получить большую крупность плана, чем моим коллегам с полнокадровыми камерами. Приблизиться к сцене на крупных концертах, где присутствует несколько тысяч человек, бывает крайне сложно. А ведь фотографу нужно еще и перемещаться: искать точки, с которых музыканты не будут закрыты микрофонными стойками, снимать с разных ракурсов. С объективом 70-200 я чувствовал себя более чем комфортно, получая крупные планы практически с любой точки.
При этом каких-либо сложностей с широкоугольной съемкой я также не испытывал: в системе EOS достаточно много объективов с различными характеристиками и ценой, которые являются широкоугольниками на камерах формата APS-C.
Наконец, пришло время сказать о ресурсе аккумулятора Canon EOS 7D Mark II. Один из снятых мною концертов стал отличным испытание для него. Я решил не ограничивать себя: использовал две карты памяти объемом 16 и 32 ГБ, снимал сериями в RAW+JPG, отсматривал кадры на дисплее и тут же удалял неудачные. Тем не менее, мне так и не удалось посадить батарейку фотоаппарата. Когда концерт закончился, индикатор заряда показывал ровно половину, а на флешках было сохранено около 1300 снимков. Отличный результат!
Две концертные съемки — именно столько понадобилось времени мне, чтобы влюбиться в Canon EOS 7D Mark II. Возможности этого фотоаппарата показались даже немного избыточными для подобных репортажей. Я не так часто использовал ISO 6400, хотя качество картинки это позволяло. Я работал исключительно с покадровым автофокусом, не применяя следящий, потому что его скорости и точности мне оказывалось достаточно. В какой-то момент я отказался от высокой скорострельности. Не пригодились ни влагозащита камеры, ни отличная видеосъемка… Но эти неиспользованные ресурсы — стратегический запас фотографа, который способен его выручить в тех случаях, когда условия съемки резко меняются. Именно наличие подобного резерва отличает профессиональную камеру от любительской. Профессиональный фотоаппарат позволит получить качественный результат даже в самых сложных и неожиданных условиях.