Страница 2
Альтернативные варианты
Современная автофокусная макрооптика с фиксированным фокусным расстоянием — это наиболее затратный и серьезный инструмент, способный обеспечить лучшее качество и масштаб съемки. Однако есть несколько альтернативных, более доступных вариантов для зеркальных камер:
Универсальные автофокусные зум-объективы с функцией макросъемки. Обычные объективы-зумы, имеющие возможность съемки на близких дистанциях. Один объектив используется для решения совершенно разных задач. Наиболее экономичный и удобный вариант, но уступающий в плане результатов и возможностей специальной оптике. Популярные представители семейства — Sigma 17–70 f/2.8–5.5 DC Macro, Tamron AF 18–250 mm f/3.5–6.3 Di-II Macro.
Широкоугольные объективы. Чем шире угол, тем меньше МДФ. На зеркалках с кроп-фактором умеренные широкоугольники могут быть использованы в качестве штатной оптики. Например, светосильный объектив Sigma AF 20 mm F1.8 EX DG позволяет снимать с расстояния 6,5 см от передней линзы (МДФ 20 см). Такой вариант не подходит для съемки мелких объектов (например, насекомых), так как не обеспечивает достаточного масштаба для получения их фотографий крупным планом. Сильны геометрические искажения по краям кадра.
Объектив с фиксированным фокусом и переходным кольцом. Кольца увеличивают расстояние от хвостовой линзы до плоскости пленки/матрицы, позволяя приблизить точку фокусировки к передней линзе и увеличивая масштаб картинки. Для усиления эффекта можно совместно использовать несколько колец. Популярен недорогой набор Kenko Extension Tube (12,20 и 36 мм). При их использовании сохраняется функция автофокуса, но рекомендуется ручная фокусировка, поскольку АФ не всегда возможен. Чаще приходится фокусироваться, просто изменяя дистанцию между камерой и объектом съемки. Наибольший эффект достигается, если в вашем распоряжении резкий «полтинник» или объектив 35 мм. Кольца можно применять с любыми объективами — даже в сочетании со специальными макрообъективами, для изменения их технических характеристик. Но владельцам цифровых зеркалок Canon с кроп-фактором 1,6х стоит учитывать, что с объективами серии EF-S нельзя использовать кольца Kenko: кольца имеют «обычный» байонет EF. Для такого случая подойдут фирменные кольца от Canon.
Варианты с ручной фокусировкой, как правило, приобретаются на рынке б/у-техники из соображений экономии (автофокус в макро не всегда необходим). Либо это современные объективы высочайшего качества (например, новый Zeiss Macro Planar 100/2). Позволяют добиваться прекрасных результатов при съемке статичных сюжетов. К этой же категории можно также отнести творческие объективы-монокли (см. www.lensbabies.ru) и съемку мелких объектов при помощи макромеха. У владельцев зеркалок Canon и Pentax пользуется спросом советский макромех с резьбой М42, используемый вместе с переходником на байонет камеры и перевернутым штатным объективом от «Зенита».
Осветительное оборудование
В отличие от художественных видов съемки, в макро рисунку света и тени уделяется намного меньше внимания. Тем не менее именно свет — главное в макро.
Существует отдельный класс выносных вспышек, позволяющих получать равномерное бестеневое освещение. К горячему башмаку подключается только контроллер, который отвечает за работу вспышки. Излучатель в форме кольца крепится непосредственно на резьбе объектива — наподобие бленды. Отсюда название — кольцевая вспышка (Ring Flash). С контроллером излучатель связан при помощи провода (реже — ИК-синхронизатора). Резьба, как правило, подходит к большинству макрообъективов — 55 мм. Если резьба вспышки и объектива не совпадает, можно воспользоваться переходником (продают их, к примеру, «Фотомастерские РСУ» — www.camera.ru). Отметим, что использование понижающего переходника (например, с 55 мм на 49 мм) может приводить к виньетированию.
За счет равномерного яркого освещения объекта кольцевая вспышка позволяет достигать максимальной резкости изображения. Оборотная сторона медали — потеря объема изображения, «плоская» картинка (этот эффект еще более увеличивает большая ГРИП и высокое фокусное расстояние). «Художественной» особенностью такой вспышки является эффект ореола вокруг объекта с бликом на объемных формах. Благодаря специфическому «глянцевому» рисунку кольцевые вспышки традиционно используются не только в макро, но и в фэшн-фотографии. Дэвид ЛаШапель, автор известных портретов голливудских звезд, добивался впечатляющих результатов, используя при съемке своих моделей кольцевую вспышку и широкоугольный объектив.
Выбор кольцевых вспышек отличается разнообразием: Canon MR-14EX, Olympus SRF-11, Sony HVL-RLAM, недорогие совместимые кольцевые вспышки для Canon и Nikon — Bower SFDRL14, Dot Line DL-DRF14, Sigma EM-140 DG, Phoenix RL-59N, Sunpack Dmacro. Мы указали лишь наиболее интересные по потребительским характеристикам модели совместимых кольцевых вспышек, выпускающихся для зеркалок Canon и Nikon. Несомненным лидером среди них в России является Sigma EM-140 DG (что обусловлено наличием этой вспышки в магазинах). Существуют и насадки для обычных накамерных вспышек, позволяющие превратить их в подобие кольцевой.
Для компактных цифровых фотоаппаратов можно приобрести ведомую кольцевую вспышку, которая срабатывает от основной — например, Digi-slave L-Ring Ultra II LED. Благодаря большой глубине резкости, характерной для цифрокомпактов, и завидной равномерности освещения «примитивная» система на основе кольцевой вспышки и «цифромыльницы» позволит добиваться очень хороших результатов. Интересен маломощный кольцевой светодиодной осветитель постоянного света AcmePower RL-1200, который способен работать от батареек или от сети.
В последнее время все более популярен промежуточный вариант между кольцевой и обычной вспышкой — Twin Flash. Это конструкция на основе двух вспышек, закрепленных с помощью кольца на объективе на равном расстоянии друг от друга. Такая конструкция обеспечивает равномерную яркость картинки, сохраняя объем изображения (за счет образующихся теней), и обладает более высокой мощностью, чем кольцевая. Такие вспышки пришли на смену кольцевым в линейках ведущих производителей: Canon MT-24EX, Nikon R1C1, Olympus STF-22. Ведущее число — 22 метра для Canon и Olympus, 20 метров для Nikon. Владельцы зеркалок Nikon и Olympus могут приобрести эти вспышки отдельно от управляющего модуля.
В неспешной съемке подвижных объектов вместо кольцевой вспышки удобнее использовать несколько галогенных осветителей, что позволяет гибко контролировать характер освещения и более свободно работать с камерой (хотя бы потому, что на ней не установлено тяжелых вспышек). Если у вас цифровая камера, можно взять строительные прожекторы по 150 руб. за штуку. Пленочные камеры не позволяют гибко настраивать температуру цвета, так как вариантов пленок всего два — дневной свет и лампы накаливания. Для съемки на пленку стоит приобрести комплект специальных галогеновых светильников. Например, Rekam Light Kit — три лампы мощностью 250 Вт на стойках, укомплектованные отражателями. Стоит такой набор от 6 тыс. рублей, однако всего трех источников света может оказаться для наших задач недостаточно.
Более серьезный вариант — мощный галогенный источник на стойке, укомплектованный софт-боксом. Мягкий рассеянный свет, создаваемый софт-боксом, эффективен при съемке предметов. Другой вариант — бестеневая палатка (Light Cube). Это «палатка», в которую помещается объект. Она изготовлена из полупрозрачного тонкого матового пластика и, как правило, освещается на просвет внешним источником. Стоимость такого изделия начинается от 3 тыс. рублей.
Часто используется столик для предметной съемки с комплектом маломощных галогенных светильников. Столик представляет собой гибкий, но достаточно твердый пластиковый фон белого цвета, закрепленный на металлическом каркасе. Он может освещаться фронтально (с помощью светильников, закрепленных по периметру столика) или на просвет, работая в последнем случае на световой стол (Light Table). Простые столики среднего размера от таких производителей, как Rekam или Falcon Eyes, обойдутся от 3,5 до 5 тыс. рублей. Существуют более сложные, гибкие в использовании, дорогие решения — например, Cubelite Light Table www.lastolite.com.