Вверх
460ad8c5 8036 4bf5 8d99 c5045460b308

Оборудование для макросъемки

Дата публикации: 25.01.2008

Страница 2

Альтернативные варианты

Современная автофокусная макрооптика с фиксированным фокусным расстоянием — это наиболее затратный и серьезный инструмент, способный обеспечить лучшее качество и масштаб съемки. Однако есть несколько альтернативных, более доступных вариантов для зеркальных камер:

Универсальные автофокусные зум-объективы с функцией макросъемки. Обычные объективы-зумы, имеющие возможность съемки на близких дистанциях. Один объектив используется для решения совершенно разных задач. Наиболее экономичный и удобный вариант, но уступающий в плане результатов и возможностей специальной оптике. Популярные представители семейства — Sigma 17–70 f/2.8–5.5 DC Macro, Tamron AF 18–250 mm f/3.5–6.3 Di-II Macro.

z
Объектив Sigma APO Macro 150 mm f:2.8 EX DG
Объектив Sigma APO Macro 150 mm f:2.8 EX DG
Объектив Tamron AF 18-250 mm f:3.5-6.3 Di-II Macro
Объектив Tamron AF 18-250 mm f:3.5-6.3 Di-II Macro
z

Широкоугольные объективы. Чем шире угол, тем меньше МДФ. На зеркалках с кроп-фактором умеренные широкоугольники могут быть использованы в качестве штатной оптики. Например, светосильный объектив Sigma AF 20 mm F1.8 EX DG позволяет снимать с расстояния 6,5 см от передней линзы (МДФ 20 см). Такой вариант не подходит для съемки мелких объектов (например, насекомых), так как не обеспечивает достаточного масштаба для получения их фотографий крупным планом. Сильны геометрические искажения по краям кадра.

Объектив с фиксированным фокусом и переходным кольцом. Кольца увеличивают расстояние от хвостовой линзы до плоскости пленки/матрицы, позволяя приблизить точку фокусировки к передней линзе и увеличивая масштаб картинки. Для усиления эффекта можно совместно использовать несколько колец. Популярен недорогой набор Kenko Extension Tube (12,20 и 36 мм). При их использовании сохраняется функция автофокуса, но рекомендуется ручная фокусировка, поскольку АФ не всегда возможен. Чаще приходится фокусироваться, просто изменяя дистанцию между камерой и объектом съемки. Наибольший эффект достигается, если в вашем распоряжении резкий «полтинник» или объектив 35 мм. Кольца можно применять с любыми объективами — даже в сочетании со специальными макрообъективами, для изменения их технических характеристик. Но владельцам цифровых зеркалок Canon с кроп-фактором 1,6х стоит учитывать, что с объективами серии EF-S нельзя использовать кольца Kenko: кольца имеют «обычный» байонет EF. Для такого случая подойдут фирменные кольца от Canon.

z
Объектив Lensbaby
Объектив Lensbaby
Набор переходных колец Kenko
Набор переходных колец Kenko
z

Варианты с ручной фокусировкой, как правило, приобретаются на рынке б/у-техники из соображений экономии (автофокус в макро не всегда необходим). Либо это современные объективы высочайшего качества (например, новый Zeiss Macro Planar 100/2). Позволяют добиваться прекрасных результатов при съемке статичных сюжетов. К этой же категории можно также отнести творческие объективы-монокли (см. www.lensbabies.ru) и съемку мелких объектов при помощи макромеха. У владельцев зеркалок Canon и Pentax пользуется спросом советский макромех с резьбой М42, используемый вместе с переходником на байонет камеры и перевернутым штатным объективом от «Зенита».

Осветительное оборудование

В отличие от художественных видов съемки, в макро рисунку света и тени уделяется намного меньше внимания. Тем не менее именно свет — главное в макро.

Существует отдельный класс выносных вспышек, позволяющих получать равномерное бестеневое освещение. К горячему башмаку подключается только контроллер, который отвечает за работу вспышки. Излучатель в форме кольца крепится непосредственно на резьбе объектива — наподобие бленды. Отсюда название — кольцевая вспышка (Ring Flash). С контроллером излучатель связан при помощи провода (реже — ИК-синхронизатора). Резьба, как правило, подходит к большинству макрообъективов — 55 мм. Если резьба вспышки и объектива не совпадает, можно воспользоваться переходником (продают их, к примеру, «Фотомастерские РСУ» — www.camera.ru). Отметим, что использование понижающего переходника (например, с 55 мм на 49 мм) может приводить к виньетированию.

z
Кольцевая вспышка Nikon SB-29
Кольцевая вспышка Nikon SB-29
Кольцевая вспышка Sony HVL-RLAM
Кольцевая вспышка Sony HVL-RLAM
z

За счет равномерного яркого освещения объекта кольцевая вспышка позволяет достигать максимальной резкости изображения. Оборотная сторона медали — потеря объема изображения, «плоская» картинка (этот эффект еще более увеличивает большая ГРИП и высокое фокусное расстояние). «Художественной» особенностью такой вспышки является эффект ореола вокруг объекта с бликом на объемных формах. Благодаря специфическому «глянцевому» рисунку кольцевые вспышки традиционно используются не только в макро, но и в фэшн-фотографии. Дэвид ЛаШапель, автор известных портретов голливудских звезд, добивался впечатляющих результатов, используя при съемке своих моделей кольцевую вспышку и широкоугольный объектив.

Выбор кольцевых вспышек отличается разнообразием: Canon MR-14EX, Olympus SRF-11, Sony HVL-RLAM, недорогие совместимые кольцевые вспышки для Canon и Nikon — Bower SFDRL14, Dot Line DL-DRF14, Sigma EM-140 DG, Phoenix RL-59N, Sunpack Dmacro. Мы указали лишь наиболее интересные по потребительским характеристикам модели совместимых кольцевых вспышек, выпускающихся для зеркалок Canon и Nikon. Несомненным лидером среди них в России является Sigma EM-140 DG (что обусловлено наличием этой вспышки в магазинах). Существуют и насадки для обычных накамерных вспышек, позволяющие превратить их в подобие кольцевой.

z
Кольцевая вспышка Phoenix RL-59N
Кольцевая вспышка Phoenix RL-59N
Кольцевая вспышка Olympus SRF-11
Кольцевая вспышка Olympus SRF-11
z

Для компактных цифровых фотоаппаратов можно приобрести ведомую кольцевую вспышку, которая срабатывает от основной — например, Digi-slave L-Ring Ultra II LED. Благодаря большой глубине резкости, характерной для цифрокомпактов, и завидной равномерности освещения «примитивная» система на основе кольцевой вспышки и «цифромыльницы» позволит добиваться очень хороших результатов. Интересен маломощный кольцевой светодиодной осветитель постоянного света AcmePower RL-1200, который способен работать от батареек или от сети.

В последнее время все более популярен промежуточный вариант между кольцевой и обычной вспышкой — Twin Flash. Это конструкция на основе двух вспышек, закрепленных с помощью кольца на объективе на равном расстоянии друг от друга. Такая конструкция обеспечивает равномерную яркость картинки, сохраняя объем изображения (за счет образующихся теней), и обладает более высокой мощностью, чем кольцевая. Такие вспышки пришли на смену кольцевым в линейках ведущих производителей: Canon MT-24EX, Nikon R1C1, Olympus STF-22. Ведущее число — 22 метра для Canon и Olympus, 20 метров для Nikon. Владельцы зеркалок Nikon и Olympus могут приобрести эти вспышки отдельно от управляющего модуля.

z
Парная вспышка Nikon R1C1
Парная вспышка Nikon R1C1
Парная вспышка Canon MT-24EX
Парная вспышка Canon MT-24EX
z

В неспешной съемке подвижных объектов вместо кольцевой вспышки удобнее использовать несколько галогенных осветителей, что позволяет гибко контролировать характер освещения и более свободно работать с камерой (хотя бы потому, что на ней не установлено тяжелых вспышек). Если у вас цифровая камера, можно взять строительные прожекторы по 150 руб. за штуку. Пленочные камеры не позволяют гибко настраивать температуру цвета, так как вариантов пленок всего два — дневной свет и лампы накаливания. Для съемки на пленку стоит приобрести комплект специальных галогеновых светильников. Например, Rekam Light Kit — три лампы мощностью 250 Вт на стойках, укомплектованные отражателями. Стоит такой набор от 6 тыс. рублей, однако всего трех источников света может оказаться для наших задач недостаточно.

Более серьезный вариант — мощный галогенный источник на стойке, укомплектованный софт-боксом. Мягкий рассеянный свет, создаваемый софт-боксом, эффективен при съемке предметов. Другой вариант — бестеневая палатка (Light Cube). Это «палатка», в которую помещается объект. Она изготовлена из полупрозрачного тонкого матового пластика и, как правило, освещается на просвет внешним источником. Стоимость такого изделия начинается от 3 тыс. рублей.

Часто используется столик для предметной съемки с комплектом маломощных галогенных светильников. Столик представляет собой гибкий, но достаточно твердый пластиковый фон белого цвета, закрепленный на металлическом каркасе. Он может освещаться фронтально (с помощью светильников, закрепленных по периметру столика) или на просвет, работая в последнем случае на световой стол (Light Table). Простые столики среднего размера от таких производителей, как Rekam или Falcon Eyes, обойдутся от 3,5 до 5 тыс. рублей. Существуют более сложные, гибкие в использовании, дорогие решения — например, Cubelite Light Table www.lastolite.com.

z
Световой стол Cubelite Light Table
Световой стол Cubelite Light Table
Световой стол Cubelite Light Table
Световой стол Cubelite Light Table
z
Sinar P3
Sinar P3
Sinar F3
Sinar F3
Дата публикации: 25.01.2008
Комментировать
Главы:12
Предыдущая глава
User
Дмитрий Башков

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
Пётр, 2021-06-06T22:21:54

Спасибо Вам огромное!

Георгий Полицарнов, 2021-05-24T08:32:28

Здравствуйте! Во-первых, ГРИП будет зависеть только от масштаба съёмки и установленной диафрагмы. Смена объектива приведет Вас лишь к увеличению дистанции съёмки для сохранения того же масштаба. Если прежний объектив по резкости устраивает, то смысла замены нет.

Переход на D5600 даст прирост детализации. Его легко посчитать. Разрешение будет в полтора раза выше. Примечательно, что если Вы занимаетесь выкадровокой при макросъёмке, то полный кадр Вам ничем не поможет. Просто придётся сильнее кадрировать.

Пётр, 2021-05-14T15:50:19

Подскажите пожалуйста. Хочу приобрести пару: D5600 + Tamron SP 90mm f/2.8 Di Macro 1:1 VC USD(F017)Nikon F. для съемки минералов. Очень важно для меня максимальная резкость, чтобы вырезать части снимка в хорошем качестве. Сейчас имею D5100 + Nikon 40mm f/2.8G AF-S DX.

Существенно ли я повышу детализацию картинок переходя на D5600?

Значительна ли разница в детализации картинок у Nikon 40mm и Tamron 90mm при их использование на D5600/5300/3400?

Имеет ли смысл покупать Tamron 90mm для APS-C в погоне за большим разрешением (ГРИП тоже не мало важен) или всё таки для реализации его разрешения необходим ФФ?

Георгий Полицарнов, 2018-11-14T07:49:22

Да, объектив и камера полностью совместимы. Если нужен именно поворотный экран, то D5300 подойдет лучше.

Дмитрий RD, 2018-11-13T20:42:25

Спасибо огромное за подсказку.
А еще уточнить можете - если предположить, что у меня есть еще чуть-чуть лишних денег и мне хотелось бы чуть более функциональный фотоаппарат (так сказать, "на вырост"). ;-)
Могу ли я с указанным Вами макрообъективом Nikon AF-S DX Micro NIKKOR 40mm f/2.8G использовать фотоаппарат не D3400, а например Nikon D5300 Kit???
(просто я на инвалидной коляске передвигаюсь, и мне не всегда удобно при съемке сверху смотреть свысока - желателен был поворотный ЖК-дисплей... ну и вход под внешний микрофон для видеозаписи был бы нелишним совсем тогда уж...).
Nikon D5300 подойдет для такой макросъемки с указанным Вами макрообъективом???
У него не возникнет никаких нестыковок с этим макрообъективом (мне как раз нужно, чтобы некоторые мелкие элементы 2х2см в центре кадра были очень резкими и детализированными)???
Еще раз благодарю заранее за помощь!)

Георгий Полицарнов, 2018-11-13T09:36:18

Посмотрите на камеры уровня Nikon D3400 и вот такой макрообъектив: https://prophotos.ru/review...

Дмитрий RD, 2018-11-13T06:37:56

Доброго времени суток!
Подскажите, пожалуйста, качественную фотокамеру (из недорогих), которую можно купить в 2018 году для следующей макросъемки в помещении:
1) Максимальный размер снимаемой поверхности - примерно 25 х 25 см.
2) Нужна высокая детализация и резкость нескольких неподвижных на указанной поверхности объектов размерами от 2х2 до 2х4 см каждый.
3) Объектив могу удалять/приближать на любое расстояние, какое нужно. Свет тоже могу сделать любой (если подскажете, еще лучше будет).
Сейчас задачи личные, но в последующем думаю, что под эти параметры можно будет еще иногда использовать под фото некрупных товаров для интернет-магазинов.
Заранее благодарен, если кто поможет новичку.)

Анна, 2012-12-26T07:04:05

Спасибо за наглядный пример.

Сергей Виноградов, 2012-12-25T19:28:10

Вот кадр, снятый макрообъективом 50 мм с тремя удлинительными макрокольцами длиной 12, 20 и 36 мм: http://img-fotki.yandex.ru/.... как видно - на кадре помещается объект 17 мм длины. А вот тот же объектив без колец М1:1 http://img-fotki.yandex.ru/... - линеечка удлинилась до примерно 23 мм. Не такое уж и великое изменение масштаба при увеличении длины . Мехов, ещё больше увеличивающих расстояние между объективом и камерой, у меня нет. Так что вот все доступные мне инструменты.

Сергей Виноградов, 2012-12-25T18:03:59

Стандартная суммарная длина колец около 76 мм. Считайте так, что с этим набором Вы сможете снимать в масштабе 1:1 объективом 75 мм, а если соорудить комплект из двух типов колец и обернуть объектив, то масштаб будет бОльшим . А объектив в 35мм Макро с кольцами даст Вам ещёбольшее увеличение. Вот ссылка на магазины, где можно найти макрокольца для Никонов http://yandex.ru/yandsearch...

Сергей Виноградов, 2012-12-25T17:47:16

Кстати, хочу пожаловаться на то, что через дисплей, поставленный перпендикулярно камере, и повернутый на 90 градусов, я лично совершенно не могу снимать - не понятно, куда камеру то крутить? И первое движение, конечно, не туда, не в ту сторону. Как когда первый раз оказываешься перед зеркалом и пытаешься дотянуться в труднодоступное место. Так что поворотный дисплей - это здорово, но иногда не помогает...

Анна, 2012-12-25T14:33:27

Сапсибо Георгий!
Вот теперь все понятно уменьшение дистанции фокусировки это сущая ерунда ведь не только же пугливых стрекоз снимать собираемся есть еще что можно интересного в макросъемке найти! А опыт наблюдения за стрекозами еще с детства немалый присутствует. И с аберациями и со светом надеюсь тоже справимся.
Главное что было увеличение супер реальное!!!
Пожелайте нам удачи, пока!

Георгий Полицарнов, 2012-12-25T14:20:13

Нет, мы не торгуем фототехникой. Мы о ней пишем:) Ищите удлинительные макрокольца под ваш байонет. Производитель не важен — в конеце концов это просто железка. Главное — под ваш байонет. С 70/2,8 должны дать адекватный результат. Но сразу предупреждаю: дистанция фокусировки сильно уменьшится (собственно, за счет этого и достигается увеличение масштаба съемки). Я снимал стрекоз с 80-мм объективом и макрокольцами. Это реально, но требует некоторого опыта в наблюдении насекомых, знания их повадок и поведения.

Анна, 2012-12-25T14:16:55

Тут хотелось бы услышать от вас мудрый совет что именно на мои объективы точнее на какой то из них и какое приспособление пошло бы лучше всего. Или тоесть вы советуете нам на 70 мм сигму макро поставить макрокольца! Вот и Спасибо Вам большое.... Я тоже понимаю что при большем увеличении не избежать потерь разного рода но этот будет уже зависеть от своего опыта. Тут ведь главное не ошибиться в начале этого пути в выборе того какое приспособление опираясь на ваш опыт будет лучшим для моей 70 мм сигмы тоесть получается макрокольца!
У вас на сайте можно такие заказать?
Спасибо!

Георгий Полицарнов, 2012-12-25T13:59:00

Паук снят в масштабе близком к 1:1. Фото с мухой — это уже ближе к 2:1. Какое приспособление использовать — придется решить вам самостоятельно, методом проб и ошибок. Каждое из них имеет свои плюсы и минусы. Мкролинзы очень сильно увеличивают уровень аберраций, добавляют нерезкость по краю кадра. Телеконвертер сильно крадет резкость и светосилу. Макрокольца при условии съемки на очень резкий объектив могут дать достаточно качественный результат. Но потери света будут также ощутимыми. Использование перевертыша — непростой технический прием, к которому еще нужно привыкнуть. Ну и что касается приведенного Вами списка оборудования: к макросъемке 50 mm f 1,8 Nikor и 17-50 mm f 2,8 Sigma не имеют никакого отношения!

Анна, 2012-12-25T13:52:55

Да наш 70 мм макро.но хтим с помощью этих приспособлений добиться на его базе еще больших увеличений в разы, http://prophotos.ru/lessons... в этой ссылки есть фото мухи и паука, вот как то так наверное...!

kern126, 2012-12-25T13:26:03

А Ваша сигма 70 разве уже не макрушник с увеличением 1:1 ?

kern126, 2012-12-25T13:23:56

Возможно Вы правы насчёт веса в руках при макосъемке. То что у Вас Сонька - это всё объясняет, у меня тоже сонька. Фирма давно не боится показаться кому-то несерьезной выпуская поворотные дисплеи в старших камерах, а вот другие еще мучаются и снимают прекрасное полевое макро на кэноны никоны и пентаксы выгибая в троё шею, либо ложась на землю... Тем не менее если пользоваться постоянно лайввью, то зеркало не нужно.

Анна, 2012-12-25T05:34:39

Сергей прошу вас в двух словах скажите пожалуйста что нужно купить и добавить к моим объективам из этих приспособлений (макрокольца, удлинители, конвекторы, соединители и т.д.) что бы получить как можно большее увеличение изображения на картинке или как говорят любители этого дела т.е. Макро-макро съемки что бы у стрекозы как говориться в одном месте аж волосинки видны были?!!
1. 50 mm f 1,8 Nikor
2. 70 mm f 2,8 Sigma
3. 17-50 mm f 2,8 Sigma
Спасибо!

Сергей Виноградов, 2012-12-25T04:15:10

Анна, здесь получается такая вот закономерность: При большом увеличении объектив отдаляется от объекта на расстояние, приближающееся к фокусному. При расстоянии, равном фокусному, объектив должен отъехать от матрицы на бесконечное расстояние - то-есть получится как бы съемка наоборот. После прохождения масштаба съемки 1:1 размеры изображения на матрице (пленке) увеличиваются очень "замедленно". Большее фокусное расстояние также не приведет Вас к увеличению размера изображения, а только к ещё большему отдалению объектива от фокальной плоскости (Матрицы, пленки). Результат можно получить с МЕНЬШИМ фокусным расстоянием, отодвигая объектив с помощью колец, как можно дальше от матрицы. При этом объект приблизится к объективу на примерно фокусное расстояние. Объектив 35мм макро может Вам в этом случае несколько улучшить результат. Но это улучшение может оказаться "съеденным" отвратительной глубиной резкости в доли миллиметра и потерей общей разрешающей способности объектива, не предназначенного для таких режимов.