Спортивная съемка на Sony A9
Здравствуйте! Меня зовут Леонид Жуков. Когда-то я занимался разными видами спорта и любил фотографировать, а потом объединил два своих увлечения. Сейчас специализируюсь на съёмке экстремальных видов спорта и аутдор-дисциплин, таких как маунтинбайк, велотриал, скалолазание, фрирайд и пр.
Когда в начале 2017 года компания Sony анонсировала модель Alpha A9, среди профессиональных фотографов закипели дискуссии. Одни говорили, что начинается новая эра и зеркальным камерам скоро придёт конец, другие утверждали, что по эргономике и удобству беззеркалкам ещё далеко до них. Но то, что произошло нечто знаковое, признавали все.
Лучший способ составить личное мнение о новинке — попробовать её в деле! И когда мне представилась возможность протестировать Sony A9, я согласился с большой радостью и некоторым волнением. Почему с волнением? Дело в том, что до этого я снимал только зеркальными камерами.
Помимо самой камеры, мне достался интересный набор оптики и аксессуаров: штатный объектив 24-70 f/2.8 (SEL2470GM), телеобъектив 100-400 f/4.5-5.6 (SEL100400GM), два телеконвертера x1.4 и x2.0, которые «удлиняют» 400 мм до запредельных 800, а также две вспышки и радиосинхронизаторы к ним. Определённо, с парком оптики и аксессуаров у Sony всё в порядке!
Знакомство
Знакомство начинается, конечно, с настройки камеры. Очень порадовало, что на программируемые кнопки, в отличие от современных зеркальных моделей, можно настроить практически любую функцию из меню. Я настроил камеру максимально приближенно к своей зеркалке, чтобы не путаться в управлении во время съёмки.
Многие выделяют небольшой вес камеры. Мне кажется, что следует сделать акцент на размере. Когда вы используете камеру с хорошей оптикой (особенно с телевиком), то вес у всего комплекта получается меньшим, чем у зеркалки, но всё же немалым. А вот места в рюкзаке новинка занимает значительно меньше.
К электронному видоискателю я относился с некоторым скепсисом, вспоминая давний опыт съёмки на видеокамеру. Но мои опасения были напрасными! Да, через пентапризму мне смотреть пока привычнее, но у Sony A9 действительно достойный видоискатель. В нём вы видите ту картинку, которая получится, с учётом баланса белого, экспозиции и других параметров.
Камера в деле: автофокус
Конечно, 20 кадров в секунду — огромная скорость, почти кино, но мне в первую очередь хотелось протестировать автофокус. Только представьте: фазовая фокусировка с 693 точками!
Слева на корпусе камеры есть удобный переключатель между следящим и покадровым режимом, кнопку С1 справа я настроил для выбора зоны фокусировки. На мой взгляд, меню выбора зоны фокусировки немного избыточно. Я не сразу в нём разобрался и даже переключил язык на английский, чтобы лучше понять работу автофокуса. Вместо шести пунктов можно было оставить три: зонный АФ, точечный (с возможностью изменения размера пятна фокусировки стрелками вправо/влево) и следящий (Lock-on AF). Как только вы разберётесь в режимах, автофокус станет вашим надёжным другом.
Съёмка началась с Токсовского веломарафона, который я снимаю на протяжении нескольких лет. В этот раз я взял с собой велосипед и передвигался по трассе, снимая в разных точках дистанции.
На марафоне есть несколько классических «дежурных» кадров. Эти сюжеты снимают каждый год, но они настолько яркие, что пропускать их нельзя. Один из них — массовый старт спортсменов в гору.
В этот раз оптика с диапазоном фокусных расстояний 100–400 мм позволила мне начать вести группу уже на выезде со стартового коридора. Автофокус довольно чётко держал спортсменов, но когда впереди появилось дерево, переключился на него. К счастью, я успел перефокусироваться, и уже подъём лидеров автофокус отработал качественно.
Автофокус поймал и приближающихся спортсменов.
Однако пару раз он перескочил на соседний с объектом съёмки предмет. Например, на этом кадре я хотел оставить в фокусе спортсмена в центре кадра. Это лидер, который догонял «круговых» на финишном подъёме.
Потом автофокус вернулся и уже не убегал.
Стоит отдельно рассмотреть режим Lock-on AF. Он очень удобен, когда вы скомпоновали кадр и не хотите менять композицию, а объект съёмки при этом перемещается.
Например, здесь спортсмен прыгает на разминке перед началом Кубка мира по триалу с одного бетонного блока на другой. Композиция кадра не меняется, и в видоискателе видно, как точки АФ перемещаются вслед за райдером.
В этой ситуации можно было, конечно, воспользоваться покадровым фокусом, ведь объект движется в одной плоскости перпендикулярно объективу. А если движение более сложное? Спортсмен разгоняется из дальнего угла, перемещаясь как справа налево, так и приближаясь к камере. Автофокус отрабатывает все перемещения, и в этом явное преимущество режима Lock-on AF.
По моим наблюдениям, следящий режим Lock-on AF лучше всего работает, когда спортсмен плавно перемещается и рядом с ним или на пути нет отвлекающих объектов (например, других спортсменов, движущихся примерно с такой же скоростью, деревьев). В противном случае он может перескочить на другой предмет.
Когда движение или положение объекта в кадре заранее известно или есть помехи, надёжнее работают зонный или точечный АФ.
Было интересно протестировать автофокус на динамичных сюжетах в условиях плохого освещения.
Режим Lock-on AF тут давал сбои. Если в начале кадра он ловил объект и попадал в резкость, то по мере движения фокус перескакивал на другие предметы. Даже после изменения точки съёмки, когда велосипедист ярче выделялся на фоне жёлтого здания Адмиралтейств, режим Lock-on AF сбивался. А вот обычный точечный автофокус отрабатывал в сумерках без промахов.
Стабилизация
Невозможно прийти на велосипедные соревнования и не сделать ни одного кадра с проводкой. Этот приём подразумевает слежение за движущимся объектом, когда на длинной выдержке (от 1/125 до 1/15 с) он получается резким, а фон — смазанным.
Пожалуй, фото с проводкой — не лучший способ тестировать внутрикамерную стабилизацию, ведь нужно очень точно попасть в движение райдера. Несколько кадров я попробовал сделать телеконвертером х2.0. Здорово, что на фокусном расстоянии 800 мм, снимая с рук на выдержке 1/60 с, можно получить такой результат!
Скоростные характеристики
Вечером после марафона я заехал на соревнования по вейкборду, дав волю всем скоростным характеристикам камеры! 20 кадров в секунду — как пулемёт! К слову, о пулемёте. Я не вижу особой проблемы в трескотне затворов на съёмках спортивных мероприятий, где бываю я. Там зачастую бывает так шумно, что затвор даже не слышно. Бесшумный затвор актуален во время съёмки в театре или на пресс-конференции. Впрочем, не будем упускать из вида бильярд, шахматы. Эта камера позволяет фотографировать разные виды спорта.
Мне важно получать «обратную связь» от камеры, необходимо понимать, в какой момент снят кадр. На зеркальных камерах мы ориентируемся по звуку затвора и морганию зеркала в видоискателе. У Sony A9 нет блэкаута видоискателя, моргает лишь квадратик вокруг зоны автофокуса. Поэтому я всегда включал электронный звук затвора, чтобы понимать, когда происходит съёмка и сколько кадров делается.
Камера способна отстрелять большую серию на 20 кадрах/с, и её достаточно, чтобы запечатлеть любой трюк. Пока камера записывает информацию на карточку, посмотреть кадры из буфера не удастся, но можно продолжать снимать или менять все настройки, кроме тех параметров, которые спрятаны в основном меню.
Большая скорострельность камеры рассчитана не на киносъёмку, она важна, чтобы поймать нужную фазу движения: полёт спортсмена, удар по мячу, брызги воды или пыль из-под колёс. Обычно я снимаю на низкой скорости и переключаюсь на максимальную лишь в очень важных или скоростных моментах.
Скорость обновления вычислений камеры поражает — 60 раз в секунду! Получается, что даже во время съёмки на скорости 20 кадров/с на каждый снимок приходится по три вычисления автофокуса и экспозиции. В отличие от зеркальных камер, здесь датчики АФ не теряют объект из-за поднимающегося зеркала.
Правда, если во время серии крутить зум, то фокус всё-таки может сбиваться (по крайней мере, в паре с объективом с фокусным расстоянием 100–400 мм). У меня было несколько таких случаев.
Сначала во время съёмки я порой не мог понять, работает автофокус или нет. На «зеркальной» оптике (даже на топовой) чувствуется работа фокусировочного мотора в объективе. Тут практически ничего не ощущается: абсолютная тишина и отсутствие вибраций.
На тех объективах, которые я тестировал, есть кнопка блокировки фокуса, что встречается на зеркальной оптике лишь от 300 мм (кнопку, кстати, можно перепрограммировать под разные функции). Иногда удобнее зафиксировать следящий фокус на одной точке левой рукой, поддерживающей объектив, чем держать правой рукой кнопку AF-L.
Оптика меня приятно удивила, и я, признаться, не ожидал, что в этой сравнительно молодой системе есть такой большой выбор разных аксессуаров. Например, телеконвертеры х1.4 и х2.0, без которых не обходятся многие спортивные фотографы, позволяют ещё сильнее увеличить фокусное расстояние телеобъективов, открывая новые возможности для съёмки крупных планов или портретов спортсменов.
Кстати, о телеобъективах. Целый день снимать репортаж с тяжёлой оптикой оказалось достаточно непросто: хват у камеры не так удобен для таких целей. Настоятельно рекомендую воспользоваться вертикальной ручкой или батарейным блоком.
Батарею у камеры обновили, но на полный съёмочный день мне её не хватило. Дело в том, что у зеркальных камер матрица работает только во время съёмки, а тут она работает постоянно, что требует больших энергозатрат. От этого, кстати, нагревается дисплей. Это должно быть знакомо любителям снимать видео на зеркалки. Но я использовал камеру без батарейного блока. В системе есть вертикальная батарейная ручка на два аккумулятора VG-C3EM, а проблемы видеографов может решить батарейный адаптер на четыре аккумулятора NPA-MQZ1K.
Во Франции на съёмках Кубка мира по триалу я столкнулся с перегревом экрана. Все дни там стояла жара около 30 градусов. Камера настолько нагревалась, что на экране порой появлялся индикатор температуры. Экран при этом отказывался включаться, пока температура не снижалась. Однако с камерой можно было продолжать работать через видоискатель.
Сейчас наклонный экран есть практически во всех современных моделях, кроме, пожалуй, репортажных «кирпичей». Этот сегмент пока не сдаётся, делая ставку на надёжность за счёт меньшего числа подвижных частей. С наклонным экраном удобно снимать кадры с нестандартных ракурсов. Жаль, что сенсорный экран поддерживает лишь фокусировку, просмотр или управление камерой недоступны.
Датчик видоискателя, который активирует видоискатель, когда вы подносите камеру к глазу, находится над ним. У меня постоянно случались ситуации, когда я хотел посмотреть только что отснятый кадр и прикрывал рукой дисплей от солнца, чтобы создать тень. Но в этот момент перекрывался датчик видоискателя, и камера переключала картинку с экрана на видоискатель.
Съёмка в RAW
Условия для съёмки во Франции были не самые простые: весь день светило яркое солнце, создавая резкие тени. Порой приходилось снимать спортсменов снизу против света. RAW-файлы камеры позволяли без значительных потерь вытягивать тени и приглушать пересветы.
На таком свету было бы интересно попробовать какой-нибудь светосильный фикс с диафрагмой f/1.4 и выдержку 1/32000 с. Но у меня были лишь более «тёмные» объективы.
Вспышки
Помимо оптики, в системе есть и другие аксессуары, в том числе и вспышки. Для съёмки со вспышками камера использует механический затвор.
Очень приятно, что в некоторых вспышках уже есть встроенная система радиосинхронизации! У меня было две вспышки: HVL-F45RM во встроенным синхронизатором и HVL-F60M, которая дополнялась отдельным ресивером FA-WRR1. На камеру устанавливается трансмиттер FA-WRC1M, который позволяет работать с тремя группами вспышек по 14 каналам. Важно, что трансмиттер поддерживает TTL-режим, и все настройки вспышек можно менять прямо с него. Когда вы установили приборы на удалении или в каком-то труднодоступном месте, меньше всего хочется бегать к ним, изменяя настройки.
На Токсовском марафоне я планировал снять несколько эффектных кадров с проводкой, подсвечивая гонщиков вспышками. Но тут не всё пошло по плану.
Во-первых оказалось, что в режиме радиосинхронизации невозможно установить съёмку по задней шторке, камера снимает по передней (в режиме накамерной вспышки можно выбрать тот или иной вариант). А во-вторых, при работе со вспышками камера использует механический затвор, и на время съёмки видоискатель гаснет. У зеркальной камеры изображение появляется сразу же, как только зеркало опускается обратно. Тут экран гаснет в момент срабатывания механического затвора и загорается с некоторой задержкой. Причём задержка оказывается значительной даже на короткой выдержке вроде 1/1000 с, и она продолжительнее, чем блэкаут на зеркальных камерах. Из-за этого сложно снимать динамичные сюжеты, особенно кадры с проводкой, где нужно плавно вести камерой за объектом, чтобы точно попасть в его скорость движения.
Внешние вспышки позволяют направлять свет не «в лоб», а со стороны, за счёт чего сохраняются тени, которые дают объём.
Вспышки можно использовать не только в темноте при недостатке освещения, но и в ясный солнечный день, чтобы смягчить резкие тени или высветлить участки в тени. Райдер, прыгающий с одного препятствия на другое, как раз подсвечивается с земли вспышкой.
В целом механический затвор оказался более медленным (даже без использования вспышки). Максимальная скорость съёмки с ним равна 5 кадрам/с. Поэтому в режиме автоматического выбора камера отдаёт предпочтение электронному затвору и механическим пользуется лишь в случае необходимости.
Резюме от Леонида Жукова
Sony A9 имеет очень мощную начинку и функциональность, по многим параметрам опережающую топовые зеркалки. Но чтобы полностью раскрыть её возможности, нужно перестроиться и привыкнуть к камере. С Sony A9 фотограф должен точно понимать, чего он хочет. Иначе можно запутаться в настройках. Это как сложный музыкальный инструмент, который нужно сперва настроить, чтобы он издавал правильные звуки. Радует, что огромный парк оптики и аксессуаров способен покрыть практически все необходимые задачи. Ясно одно: на рынке появился игрок, с которого, возможно, начнётся новая эпоха в развитии фототехники.