Скорость работы. Автофокус. Управление
Даже беглое знакомство с характеристиками Sony A9 даёт понять, что это не просто «ещё одна камера», а фотоаппарат с незаурядными скоростными характеристиками. Двадцать кадров в секунду с автофокусом — шутка ли? Но прежде чем перейти к субъективным оценкам, давайте разберёмся с объективными возможностями фотоаппарата.
Скорость серийной съёмки и объём буфера
Мы уже не раз упоминали эту цифру: 20 кадров в секунду. Речь идёт о серийной съёмке в полном разрешении с работающим автофокусом и замером экспозиции между кадрами. При этом используется электронный затвор, так что можно снимать совершенно беззвучно. RAW записывается со сжатием. Если хочется снимать в несжатом формате RAW, то придётся довольствоваться 12 кадрами/с.
В RAW камера может «пулемётить» непрерывную серию длиной 10 секунд с частотой 20 кадров/с. Итого в буфер входит около 200 RAW (202 в нашем тесте), а затем темп съёмки падает. На обработку и запись столь длинной серии на карту SD UHS-II ушло около двух минут. В течение этого времени у фотографа нет доступа к основному меню камеры, снимки можно просматривать по мере записи.
Но есть и хорошие новости: снимать дальше можно, а настройки меняются в экранном меню. Оно полностью работоспособно. Поэтому перед ответственными съёмками не забудьте вынести в него все необходимые функции. И если не переполнять буфер (а сделать это непросто), можно снимать и снимать.
Однако 20 кадров/с и автофокус доступны не со всеми объективами. В список избранных попали сравнительно новые модели оптики. Полный список можно посмотреть на официальном сайте. С более старыми объективами скорость будет падать до 15 кадров/с. То же самое произойдёт, если выдержка будет длиннее 1/125 с. Наконец, использование механического затвора снижает скорострельность камеры до 5 кадров/с. И конечно, съёмка перестаёт быть беззвучной.
Практика съёмки
Мы использовали объектив, полностью поддерживающий высокоскоростную серийную съёмку. Но признаюсь: почти сразу я перешёл к съёмке с пониженной частотой. Даже для реактивной авиации 20 кадров/с — много, место на флешке тает, как эскимо на пляже.
Ситуацию усугубляет отсутствие тактильных и любых других ощущений от съёмки. Ты жмёшь на кнопку спуска, а ничего не происходит: нет вибрации затвора, нет щелчков, нет затемнения видоискателя. О том, что в данный момент идёт съёмка, говорит лишь мигание подсветки области автофокуса. Пока пытаешься приспособиться, легко забить карту памяти 10–20 гигабайтами снимков. Спасти незадачливого фотографа могут лишь «электронные» звуки затвора, которые легко можно включить в меню.
Впрочем, к хорошему быстро привыкаешь. Отличный электронный видоискатель позволяет наслаждаться съёмкой. Картинка в нём очень детализированная, живая, без задержек. Разрешение просто потрясающее! Затемнение в момент съемки отсутствует. Ты как будто смотришь видео: и до нажатия кнопки спуска, и во время, и после. Ты видишь самолёты крупным планом, а мелкие вибрации камеры в руках сглаживаются системой стабилизации. Стоит убрать от глаз камеру с мощным телевиком, и аэрошоу выглядит уже не столь увлекательно. Как ни крути, а система визирования в Sony A9 действительно революционная.
Выходящая из петли пара Т-50 отлично видна через телеобъектив с телеконвертером. Вряд ли большинство зрителей МАКСа смогли рассмотреть их так же хорошо, как я.
Можно использовать и дисплей, но точно не в солнечный день. После великолепного 3,8-мегапиксельного видоискателя изображение на нём кажется тусклым и безжизненным. Действительно, всё познаётся в сравнении, ведь дисплей тут очень приличный, не хуже любой другой профессиональной камеры.
Автофокус
Неразрывно связаны со скоростью работы камеры вопросы автофокусировки. Поэтому мы решили вынести их в отдельный пункт обзора. Здесь есть много тонкостей, и главная из них — невозможность непосредственного сравнения работы автофокуса с зеркалками. Всё же автофокус тут работает по-другому и требует привыкания со стороны фотографа.
Летящие на фотографа со скоростью порядка 600 км/ч самолёты легко удерживаются в фокусе.
Основное отличие — практически полный отказ от работы с точками автофокуса как таковыми. Ведь фокусировка осуществляется непосредственно по матрице, причём практически по всей её площади. Для этого используются расположенные на ней датчики фазовой детекции. Всего точек автофокуса 693. Думаю, теперь понятно, почему нельзя работать с каждой конкретной? Их просто очень много!
Вместо отдельных точек, фотограф может выбирать зону автофокуса, предварительно установив её размер кнопкой C2 (настройка по умолчанию). И это вполне рациональный путь.
Впервые в беззеркалках Sony появился отдельный джойстик для прямого выбора соответствующей зоны. На мой взгляд, настройки джойстика жестковаты. При непрерывном удержании в одном положении сначала идёт сравнительно длинная пауза, а затем область начинает двигаться слишком быстро. Впрочем, в этом вопросе всё субъективно. Нужно просто немного привыкнуть.
Автоматика камеры легко распознаёт самолёт как главный объект в кадре и не «цепляется» за траву на переднем плане, хотя она находится ближе к точке съёмки.
Однако главное достоинство камеры — довольно уверенная работа в автоматических режимах выбора области автофокуса. Так, в абсолютном большинстве случаев при работе с широкой зоной фотоаппарат будет наводиться на важный объект сам.
Съёмка портрета не является исключением. По умолчанию центральной точке навипада присвоена настройка «АФ на глаза». Зажимаем кнопку большим пальцем, и система автофокусировки мёртвой хваткой вцепляется в глаз модели. Особенно эффективно эта функция работает при непрерывной фокусировке, исключая промахи из-за движения модели в кадре. Очень чётко работает распознавание лиц.
Важно, что автофокус по глазам работает только с «родной» оптикой FE, а вот распознавание лиц возможно даже со сторонней оптикой. Приоритетные лица можно заранее занести в память фотоаппарата, чтобы он отдавал им приоритет при фокусировке.
Следящему автофокусу в камере уделено много внимания. Я бы сказал, что у Sony A9 это основной режим работы. Сложности со слежением могут возникать только в сравнительно непростых условиях. Например, если вы закрываете диафрагму сильнее f/11 (напомню, камера сразу прикрывает диафрагму до установленного значения ещё до съёмки). Но при этом система из SEL100400GM и двукратного телеконвертера, как раз обладающая светосилой f/11, не только остаётся полностью автофокусной, но и сохраняет на открытой диафрагме возможность слежения за объектом.
Случаются ли промахи? Безусловно! В серии кадров могут быть нерезкие снимки. В моей практике наиболее частой причиной было зумирование во время съёмки. С объективом SEL100400GM в момент изменения фокусного расстояния фокус часто терялся.
Первые кадры в серии также не всегда оказывались резкими. Но тут всё очевидно: с камерой я не церемонился, нажимая кнопку спуска ещё до момента финальной компоновки кадра. Таким образом, за время съёмки первых 1–2 кадров автофокус ловил резкость, а дальше уже удерживал снимаемый объект.
Съёмка со следящим автофокусом через препятствие:
Конечно, чувствительность слежения и время удержания фокуса при потере объекта можно отдельно настроить. Однако даже настройки по умолчанию работают весьма корректно, позволяя легко снимать через препятствия в кадре.
Полный набор настроек автофокуса:
Помощь при ручной фокусировке:
Если же автоматический выбор области автофокуса сработал некорректно по мнению фотографа, то вмешаться в работу системы можно двумя способами. Так при работе с широкой зоной при нажатии на джойстик мгновенно активируется центральная зона АФ. Второй способ — это сенсорный дисплей. В любой момент, какой бы режим работы автофокуса ни использовался, можно просто ткнуть пальцем в экран, чтобы выбрать нужную зону. Отменить работу по этой зоне так же просто: достаточно нажать на джойстик.
И всё же главный вопрос: сопоставимы ли возможности автофокуса с таковыми у топовых зеркалок? Пожалуй, да. Но за последними остаётся некоторое преимущество в виде отработанных фотографами методик съёмки. Иными словами, и топовые зеркалки, и новая Sony A9 могут допускать промахи, в отдельных ситуациях не сразу ловить фокус. Но делать они это будут по-разному.
Просто большинство опытных фотографов привыкли избегать сложных ситуаций и не ставит зеркалки в непростые для них условия. Например, контровый свет легко ослепляет зеркалку, но при этом почти не смущает автофокус Sony A9. В то же время зеркалки играючи отрабатывают изменение фокусного расстояния во время непрерывной съёмки.
Один из примеров разной работы автофокуса зеркалок и беззеркалок: контровой свет совсем не страшен системе автофокуса Sony A9.
Непаспортные возможности
Нужно отдать должное разработчикам Sony: они умышленно не «закрывают» ряд возможностей фотоаппарата, делая его очень универсальным и функциональным. Так, кроме системных объективов FE, можно легко применять оптику из зеркальной системы A. Например, автофокус с SAL500F40G тоже работает при помощи переходника LA-EA3.
Да, наводка на резкость происходит не так гладко, как с новейшими G Master. Рысканий нет, но доводка проходит с ощутимыми шагами. Для спортивной съёмки такой скорости может оказаться вполне достаточно.
Наконец, с помощью переходников можно легко использовать стороннюю оптику с сохранением автофокуса. В нашем случае — объективы EF. Мы применяли адаптеры Metabones V и Sigma MC-11. Объектив из другой системы с их помощью отлично наводился на резкость: быстро и точно. Отличие от работы объектива с «родной» ему камерой было лишь в ходе фокусировочного элемента. Он становится как будто ступенчатым, фокусировка осуществляется микрошагами, а не в одно движение. Но повторюсь: на скорости и точности это не сказывается.
Субъективно показалось, что с Metabones V ход автофокуса чуть более гладкий и быстрый. Однако существенной разницы в реальной работе между Metabones V и Sigma MC-11 мы не заметили. Оба переходника позволяют работать с автофокусом точно и достаточно быстро в неэкстремальных сюжетах.
Объектив Canon EF 24-105mm f/4L IS USM установлен через переходник Sigma MC-11. Работа автофокуса «неродного» объектива не вызвала никаких нареканий.
На той же съёмке в храме, где я испытывал работу с переходником, я ощутил все преимущества бесшумного электронного затвора. Когда ты снимаешь в полной тишине, а рядом фотограф «пулеметит» на зеркалку, то сразу понимаешь, почему часто в храмах, театрах, а то и музеях фотосъемка запрещена. Потому что шумный фотограф — это неудобство для окружающих.
Перед ответственной съёмкой у меня под рукой не оказалось широкоугольного объектива. Его я с успехом заменил на Canon EF 24-105mm f/4L IS USM. Для этого применялся переходник Sigma MC-11. Автофокус работал быстро и точно. Каких-то сложностей даже при съёмке с недостаточной освещенностью не возникло.
Вопросы управления
Управление фотоаппаратом — всегда очень спорный и субъективный момент. Однако я бы хотел отметить явные улучшения по сравнению с «семёрками». Однозначный шаг вперёд — отдельный джойстик для прямого выбора области автофокуса и сенсорный экран с такой же функцией. Существенно повысил оперативность отдельный комбинированный селектор для выбора режима работы затвора и режима автофокусировки. Эти две «мелочи» — то, чего не хватало для полного счастья.
Безусловно, у каждого фотографа могут быть свои пожелания, но большинство из них можно реализовать при помощи программируемых кнопок и управляющих дисков. Кастомизация этой камеры бьёт все рекорды.
Список возможных функций каждой кнопки состоит из 19 страниц меню!
Отдельно можно настроить быстрое экранное меню, собрав в него самые важные для фотографа настройки.