Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Sony ILCE-9: неделя с экспертом

Дата публикации: 31.08.2017

Качество изображения

Шум и высокие ISO

ILCE-9 / Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC Sony E УСТАНОВКИ: ISO 5000, 1/100 сCкачать RAW

Разбираться с качеством изображения мы начнём с нашего стандартного теста камеры на всех ISO. Постараемся выжать максимум из Sony A9!

Для теста на всех ISO используется очень резкий фикс SEL85F14GM, задиафрагмированный до f/8. В настройках камеры мы выбрали несжатый RAW. Поехали? На ISO 100 в JPEG картинка абсолютно гладкая и очень детализированная. Обратите внимание на проработку текстуры кирпичных стен домов. Мельчайшие детали кладки видны. Муара при этом не возникает.

ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 3 с, 85.0 мм экв.

Аналогичная ситуация сохраняется и на ISO 200. Однако «под микроскопом» уже видно некоторое повышение уровня шума на ISO 400. Пока это всего лишь тенденция. Тем не менее заметно, что на монотонных участках чуть теряется гладкость картинки. В тенях проработка мельчайших деталей также теряется. Но общее качество изображения все равно можно охарактеризовать как очень высокое.

ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1 с, 85.0 мм экв.
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/2 с, 85.0 мм экв.

После ISO 800 начинается бесконечный поиск компромисса между шумностью и детализацией картинки. В JPEG разработчики решили отдать приоритет некой золотой середине. Начиная с ISO 800 шум в виде монохромного «песка» есть в тенях. Он заметен только при 100% увеличении и придирчивом изучении снимка. Такие кадры легко можно печатать большим форматом, ведь вместе с «песком» сохраняются и многие мельчайшие детали. Например, на левом доме по-прежнему читается текстура кирпичной кладки! При ISO 1600 шум остаётся тем же, а вот детализация начинает снижаться. Иной компромисс, но его тоже можно назвать удачным. Снимки все равно можно печатать крупным форматом. Примечательно, что работа с RAW на этих ISO вряд ли позволит получить существенный выигрыш в качестве. Новых деталей вы не вытянете, а соперничать со встроенной в камеру системой шумоподавления не так уж и просто.

ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 800, F8, 1/3 с, 85.0 мм экв.
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 1600, F8, 1/6 с, 85.0 мм экв.

На ISO 3200 начинается самое интересное. Излишний перфекционизм здесь уже неуместен: любому фотографу ясно, что шум в таких условиях неизбежен. Да, он есть. На монотонных поверхностях в JPEG это все тот же монохромный «песок». На контрастных границах при максимальном увеличении заметны «акварельные» артефакты — система шумоподавления применяет разные алгоритмы для разных участков кадра. И это приносит плоды. Несмотря на некоторую потерю детализации в тенях, кадры без проблем можно печатать форматом до А3. При работе с RAW можно получить порой лучший результат, чем в JPEG.

ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 3200, F8, 1/13 с, 85.0 мм экв.

При ISO 6400 шум в JPEG становится грубее, тени приобретают некоторую рыхлость. Однако для репортажной и событийной съёмки это значение полностью пригодно. Цвет все ещё живой, картинка резкая. При работе с RAW легко разменять шум на детализацию в тенях, получив сравнительно качественный снимок для крупноформатной печати. А вот ISO 12800 — порог, после которого качество начинает стремительно снижаться. JPEG на таком значении чувствительности демонстрирует деградацию цвета и деталей в тенях. Шум собирается в сгустки на монотонных поверхностях. В сети такие снимки публиковать можно, печатать крупным форматом — уже не желательно. Спасёт RAW: при конвертации сырого файла все ещё можно найти некий компромисс между шумом и детализацией.

ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 6400, F8, 1/25 с, 85.0 мм экв.
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 12800, F8, 1/50 с, 85.0 мм экв.

Начиная с ISO 25600 внутрикамерный JPEG практически выпадает из игры. Снимки в JPEG будут ограниченно пригодны лишь для публикации в сети, когда важно запечатлеть событие, а не получить художественно ценный снимок. Сильно деградируют цвета и детали. Из RAW можно получить результат лучше, особенно если потратить на это немного времени. Более высокие значения имеет смысл применять только в крайнем случае.

ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 25600, F8, 1/100 с, 85.0 мм экв.
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 51200, F8, 1/200 с, 85.0 мм экв.
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 102400, F8, 1/400 с, 85.0 мм экв.
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 204800, F8, 1/800 с, 85.0 мм экв.

Наши выводы полностью совпадают с настройками камеры по умолчанию: верхнее значение авто-ISO здесь ограничено 6400 единицами. И практика показывает, что менять эту настройку нужно лишь в тех случаях, когда съёмка по-другому просто невозможна. Сделать снимок в условиях ночного города при ISO 6400 не проблема. Камера, её стабилизатор здесь отрабатывают отлично.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 6400, F2.8, 1/100 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 6400, F2.8, 1/100 с, 30.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 6400, F2.8, 1/100 с, 38.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 6400, F2.8, 1/100 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Детализация, цвет

Мы тестировали Sony A9 преимущественно с топовой оптикой G Master, хотя в отдельных случаях нами применялись и другие объективы, в том числе и других производителей. Снимки, сделанные с оригинальной оптикой, резко отличаются беспрецедентно высокой детализацией. Sony A9 — это тот случай, когда 24 мегапикселя работают с практически попиксельной резкостью.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/2500 с, 45.0 мм экв.Cкачать RAW

Да-да, мы все понимаем, что байеровская матрица на попиксельную резкость не способна. Но просто посмотрите на снимки ниже.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/2500 с, 29.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/250 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Цветопередача в целом довольно точная. Цвет сочный, живой, но без искажений. Сейчас мы говорим про JPEG, потому что в профессиональной камере JPEG может быть одним из основных сценариев применения, когда результат нужно получить прямо из камеры.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/250 с, 25.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/1000 с, 62.0 мм экв.
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 800, F10, 1/2000 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Со скинтоном проблем также не возникает. Цвета на фото естественные.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 800, F2.8, 1/80 с, 62.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/100 с, 70.0 мм экв.Cкачать RAW

При конвертации RAW в программах Adobe цвет может несколько отличаться от камерных профилей, уходя в зеленоватые оттенки. Если предполагается работа именно с этими редакторами, нужно быть готовым к такой особенности их профилей: их нужно откалибровать или настроить.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/250 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Автоматика баланса белого неплохо справляется со смешанным светом, стараясь найти нейтральную золотую середину не уводя картинку в слишком тёплые или холодные оттенки. Светодиодное и люминесцентное освещение проблем не вызывает.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/100 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Динамический диапазон

В Sony A9 применяется матрица с обратной засветкой. Эта технология в модели Sony ILCE-7RM2 ранее показала себя с лучшей стороны в отношении динамического диапазона кадров. Как будут обстоять дела у A9? Ведь разрешение матрицы ниже, а значит размер светочувствительных элементов пикселей может быть больше со всеми вытекающими из этого преимуществами.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 800, F8, 1/640 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Скажем сразу, что в JPEG камера умело «упаковывает» динамический диапазон в кадр, стараясь не допускать ни глухих теней, ни белых пересветов. Гистограмма за края графика не заходит до тех пор, пока фотограф не допускает ошибку или же фотоаппарат не встречается со слишком контрастной сценой. И что же тогда?..

Оригинальный снимок в JPEG.

Оригинальный снимок в JPEG.

ILCE-9 / Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC Sony E УСТАНОВКИ: ISO 800, 1/160 с
Результат обработки RAW.

Результат обработки RAW.

ILCE-9 / Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC Sony E УСТАНОВКИ: ISO 800, 1/160 сCкачать RAW

Тогда остаётся рассчитывать только на RAW. И он не разочаровывает. Детали из пересветов сырой файл отдаёт охотно. Если понизить экспозицию на 2,3 ступени, из белых пересветов все ещё появляются новые цвета и элементы изображения.

Внутрикамерный JPEG.

Внутрикамерный JPEG.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/2500 с, 24.0 мм экв.
Результат обработки RAW.

Результат обработки RAW.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/2500 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Вытянуть можно буквально «мёртвые» пересветы неба. Чудесным образом на белом фоне появляются облака, которым легко вернуть фактуру и цвет.

Оригинал кадра в JPEG.

Оригинал кадра в JPEG.

ILCE-9 / Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC Sony E УСТАНОВКИ: ISO 800, 1/1000 с
Результат конвертации RAW.

Результат конвертации RAW.

ILCE-9 / Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC Sony E УСТАНОВКИ: ISO 800, 1/1000 сCкачать RAW

Однако и в светах у фотографа есть запас, и немаленький. Тени тянутся хорошо и гибко, с сохранением деталей и цветов. Экспозицию можно подвинуть вверх до трёх ступеней довольно смело. При этом из глухих теней появятся спасённые детали.

Оригинал кадра.

Оригинал кадра.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/640 с, 24.0 мм экв.
Результат конвертации RAW.

Результат конвертации RAW.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/640 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
Возможности корректировки теней.

Возможности корректировки теней.

Настройки шумоподвления.

Настройки шумоподвления.

Да, при этом проявится и шум, что в принципе неизбежно. Но при конвертации уровень шума легко контролируется. Коррекция в пределах двух ступеней вообще не приводит к рыхлости картинки. До трёх ступеней придётся прибегать к шумоподавлению, но качественный результат все равно получить можно.

В чем снимать: RAW или JPEG?

Sony A9 оставила двойственное впечатление: с одной стороны, у неё просто отличный цвет в JPEG, точная работа экспозамера и автоматики баланса белого, хорошее шумоподавление на малых и средних ISO. С другой стороны, после ISO 6400 зачастую ручная конвертация RAW с вдумчивой настройкой шумоподавления способна обеспечить более качественную картинку.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/320 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Сомнения фотографа может преумножить тот факт, что получение сочного и чистого цвета, как в JPEG, может потребовать телодвижений: применения «родного» конвертера или правки настроек цвета в продуктах Adobe.


Благодарим компанию Stone Hedge и лично Галину Свалову за помощь в организации и проведении съёмок в БЦ NeoGeo и ЖК TriBeCa Apartments.

Благодарим московский офис компании OneTwoTrip и лично Артура Большакова за помощь в организации и проведении съёмок.

Дата публикации: 31.08.2017
Комментировать
Главы:12345678
Предыдущая главаДалее «Видеосъемка. Беспроводные возможности»

Sony Alpha ILCE-9: Рекомендуемые аксессуары

comments powered by Disqus