Вверх

Sony ILCE-9: неделя с экспертом

Дата публикации: 31.08.2017

Качество изображения

Шум и высокие ISO

ILCE-9 / Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC Sony E УСТАНОВКИ: ISO 5000, 1/100 сCкачать RAW

Разбираться с качеством изображения мы начнём с нашего стандартного теста камеры на всех ISO. Постараемся выжать максимум из Sony A9!

Для теста на всех ISO используется очень резкий фикс SEL85F14GM, задиафрагмированный до f/8. В настройках камеры мы выбрали несжатый RAW. Поехали? На ISO 100 в JPEG картинка абсолютно гладкая и очень детализированная. Обратите внимание на проработку текстуры кирпичных стен домов. Мельчайшие детали кладки видны. Муара при этом не возникает.

ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 3 с, 85.0 мм экв.

Аналогичная ситуация сохраняется и на ISO 200. Однако «под микроскопом» уже видно некоторое повышение уровня шума на ISO 400. Пока это всего лишь тенденция. Тем не менее заметно, что на монотонных участках чуть теряется гладкость картинки. В тенях проработка мельчайших деталей также теряется. Но общее качество изображения все равно можно охарактеризовать как очень высокое.

ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1 с, 85.0 мм экв.
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/2 с, 85.0 мм экв.

После ISO 800 начинается бесконечный поиск компромисса между шумностью и детализацией картинки. В JPEG разработчики решили отдать приоритет некой золотой середине. Начиная с ISO 800 шум в виде монохромного «песка» есть в тенях. Он заметен только при 100% увеличении и придирчивом изучении снимка. Такие кадры легко можно печатать большим форматом, ведь вместе с «песком» сохраняются и многие мельчайшие детали. Например, на левом доме по-прежнему читается текстура кирпичной кладки! При ISO 1600 шум остаётся тем же, а вот детализация начинает снижаться. Иной компромисс, но его тоже можно назвать удачным. Снимки все равно можно печатать крупным форматом. Примечательно, что работа с RAW на этих ISO вряд ли позволит получить существенный выигрыш в качестве. Новых деталей вы не вытянете, а соперничать со встроенной в камеру системой шумоподавления не так уж и просто.

ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 800, F8, 1/3 с, 85.0 мм экв.
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 1600, F8, 1/6 с, 85.0 мм экв.

На ISO 3200 начинается самое интересное. Излишний перфекционизм здесь уже неуместен: любому фотографу ясно, что шум в таких условиях неизбежен. Да, он есть. На монотонных поверхностях в JPEG это все тот же монохромный «песок». На контрастных границах при максимальном увеличении заметны «акварельные» артефакты — система шумоподавления применяет разные алгоритмы для разных участков кадра. И это приносит плоды. Несмотря на некоторую потерю детализации в тенях, кадры без проблем можно печатать форматом до А3. При работе с RAW можно получить порой лучший результат, чем в JPEG.

ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 3200, F8, 1/13 с, 85.0 мм экв.

При ISO 6400 шум в JPEG становится грубее, тени приобретают некоторую рыхлость. Однако для репортажной и событийной съёмки это значение полностью пригодно. Цвет все ещё живой, картинка резкая. При работе с RAW легко разменять шум на детализацию в тенях, получив сравнительно качественный снимок для крупноформатной печати. А вот ISO 12800 — порог, после которого качество начинает стремительно снижаться. JPEG на таком значении чувствительности демонстрирует деградацию цвета и деталей в тенях. Шум собирается в сгустки на монотонных поверхностях. В сети такие снимки публиковать можно, печатать крупным форматом — уже не желательно. Спасёт RAW: при конвертации сырого файла все ещё можно найти некий компромисс между шумом и детализацией.

ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 6400, F8, 1/25 с, 85.0 мм экв.
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 12800, F8, 1/50 с, 85.0 мм экв.

Начиная с ISO 25600 внутрикамерный JPEG практически выпадает из игры. Снимки в JPEG будут ограниченно пригодны лишь для публикации в сети, когда важно запечатлеть событие, а не получить художественно ценный снимок. Сильно деградируют цвета и детали. Из RAW можно получить результат лучше, особенно если потратить на это немного времени. Более высокие значения имеет смысл применять только в крайнем случае.

ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 25600, F8, 1/100 с, 85.0 мм экв.
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 51200, F8, 1/200 с, 85.0 мм экв.
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 102400, F8, 1/400 с, 85.0 мм экв.
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 204800, F8, 1/800 с, 85.0 мм экв.

Наши выводы полностью совпадают с настройками камеры по умолчанию: верхнее значение авто-ISO здесь ограничено 6400 единицами. И практика показывает, что менять эту настройку нужно лишь в тех случаях, когда съёмка по-другому просто невозможна. Сделать снимок в условиях ночного города при ISO 6400 не проблема. Камера, её стабилизатор здесь отрабатывают отлично.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 6400, F2.8, 1/100 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 6400, F2.8, 1/100 с, 30.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 6400, F2.8, 1/100 с, 38.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 6400, F2.8, 1/100 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Детализация, цвет

Мы тестировали Sony A9 преимущественно с топовой оптикой G Master, хотя в отдельных случаях нами применялись и другие объективы, в том числе и других производителей. Снимки, сделанные с оригинальной оптикой, резко отличаются беспрецедентно высокой детализацией. Sony A9 — это тот случай, когда 24 мегапикселя работают с практически попиксельной резкостью.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/2500 с, 45.0 мм экв.Cкачать RAW

Да-да, мы все понимаем, что байеровская матрица на попиксельную резкость не способна. Но просто посмотрите на снимки ниже.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/2500 с, 29.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/250 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Цветопередача в целом довольно точная. Цвет сочный, живой, но без искажений. Сейчас мы говорим про JPEG, потому что в профессиональной камере JPEG может быть одним из основных сценариев применения, когда результат нужно получить прямо из камеры.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/250 с, 25.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/1000 с, 62.0 мм экв.
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 800, F10, 1/2000 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Со скинтоном проблем также не возникает. Цвета на фото естественные.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 800, F2.8, 1/80 с, 62.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/100 с, 70.0 мм экв.Cкачать RAW

При конвертации RAW в программах Adobe цвет может несколько отличаться от камерных профилей, уходя в зеленоватые оттенки. Если предполагается работа именно с этими редакторами, нужно быть готовым к такой особенности их профилей: их нужно откалибровать или настроить.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/250 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Автоматика баланса белого неплохо справляется со смешанным светом, стараясь найти нейтральную золотую середину не уводя картинку в слишком тёплые или холодные оттенки. Светодиодное и люминесцентное освещение проблем не вызывает.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/100 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Динамический диапазон

В Sony A9 применяется матрица с обратной засветкой. Эта технология в модели Sony ILCE-7RM2 ранее показала себя с лучшей стороны в отношении динамического диапазона кадров. Как будут обстоять дела у A9? Ведь разрешение матрицы ниже, а значит размер светочувствительных элементов пикселей может быть больше со всеми вытекающими из этого преимуществами.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 800, F8, 1/640 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Скажем сразу, что в JPEG камера умело «упаковывает» динамический диапазон в кадр, стараясь не допускать ни глухих теней, ни белых пересветов. Гистограмма за края графика не заходит до тех пор, пока фотограф не допускает ошибку или же фотоаппарат не встречается со слишком контрастной сценой. И что же тогда?..

Оригинальный снимок в JPEG.

Оригинальный снимок в JPEG.

ILCE-9 / Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC Sony E УСТАНОВКИ: ISO 800, 1/160 с
Результат обработки RAW.

Результат обработки RAW.

ILCE-9 / Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC Sony E УСТАНОВКИ: ISO 800, 1/160 сCкачать RAW

Тогда остаётся рассчитывать только на RAW. И он не разочаровывает. Детали из пересветов сырой файл отдаёт охотно. Если понизить экспозицию на 2,3 ступени, из белых пересветов все ещё появляются новые цвета и элементы изображения.

Внутрикамерный JPEG.

Внутрикамерный JPEG.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/2500 с, 24.0 мм экв.
Результат обработки RAW.

Результат обработки RAW.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/2500 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Вытянуть можно буквально «мёртвые» пересветы неба. Чудесным образом на белом фоне появляются облака, которым легко вернуть фактуру и цвет.

Оригинал кадра в JPEG.

Оригинал кадра в JPEG.

ILCE-9 / Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC Sony E УСТАНОВКИ: ISO 800, 1/1000 с
Результат конвертации RAW.

Результат конвертации RAW.

ILCE-9 / Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC Sony E УСТАНОВКИ: ISO 800, 1/1000 сCкачать RAW

Однако и в светах у фотографа есть запас, и немаленький. Тени тянутся хорошо и гибко, с сохранением деталей и цветов. Экспозицию можно подвинуть вверх до трёх ступеней довольно смело. При этом из глухих теней появятся спасённые детали.

Оригинал кадра.

Оригинал кадра.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/640 с, 24.0 мм экв.
Результат конвертации RAW.

Результат конвертации RAW.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/640 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
Возможности корректировки теней.

Возможности корректировки теней.

Настройки шумоподвления.

Настройки шумоподвления.

Да, при этом проявится и шум, что в принципе неизбежно. Но при конвертации уровень шума легко контролируется. Коррекция в пределах двух ступеней вообще не приводит к рыхлости картинки. До трёх ступеней придётся прибегать к шумоподавлению, но качественный результат все равно получить можно.

В чем снимать: RAW или JPEG?

Sony A9 оставила двойственное впечатление: с одной стороны, у неё просто отличный цвет в JPEG, точная работа экспозамера и автоматики баланса белого, хорошее шумоподавление на малых и средних ISO. С другой стороны, после ISO 6400 зачастую ручная конвертация RAW с вдумчивой настройкой шумоподавления способна обеспечить более качественную картинку.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/320 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Сомнения фотографа может преумножить тот факт, что получение сочного и чистого цвета, как в JPEG, может потребовать телодвижений: применения «родного» конвертера или правки настроек цвета в продуктах Adobe.


Благодарим компанию Stone Hedge и лично Галину Свалову за помощь в организации и проведении съёмок в БЦ NeoGeo и ЖК TriBeCa Apartments.

Благодарим московский офис компании OneTwoTrip и лично Артура Большакова за помощь в организации и проведении съёмок.

Дата публикации: 31.08.2017
Комментировать
Главы:12345678
Предыдущая главаДалее «Видеосъемка. Беспроводные возможности»

Sony Alpha ILCE-9: Рекомендуемые аксессуары

Alexander Savochkin, 2018-12-15T18:44:35

3D-съёмка потребует внедрения нового формата, а то как бы и не новых устройств вывода. Когда-то это наверняка придумают, но я так далеко заглядывать не буду.

Голосовое управление — вполне возможно, только зачем оно на съёмке? В редакторе его могут и сделать, но там в принципе и традиционное управление достаточно неплохо себя проявляет, да и надёжнее оно в плане предсказания отклика программы. Впрочем, тут не зарекаюсь.

А вот программное доразмытие зоны нерезкости даже несколько странно, что ещё не сделали. В принципе, информация о том, что в фокусе и не в фокусе, у камеры уже есть, а определить размытое можно и анализом. Может, пока не получается сделать это хорошо? У телефона благодаря мультикамерной съёмке есть информация о параллаксном смещении и он может отделить фигуру от фона точнее, чем камера с датчиками автофокуса. У телефонов алгоритм, кстати, иногда прикольно ошибается и вычищает некоторые детали переднего плана.

MrAlexeidr, 2018-12-15T17:26:44

3Д съемка? Голосовое управление. Фокусировка по зрачку фотографа (отслеживание, куда смотрит фотограф в видоискателе, для выбора точки фокусировки, как работает наведение орудий в F-35). Видео 2000 fps в 4к.

Хотя видя, как сейчас умнеют телефоны, думаю стоит ожидать именно программного прогресса. Браузер, с облегченной функцией выкладывания в соцсети. Голосовое управление, типа: "фокус на лицах девушек", "серийная съемка". Или фоторедактор с голосовыми пресетами: "сделай фото солнечным", "сделай фотографии, снятые за последний час мрачными и темными", "вытяни тени на сорок процентов", "хочу ретростайл предпоследнюю, и загрузи её сразу вконтакт, инстаграм и одноклассники с комментарием сударь изволил музицировать". Думаю запилят и программное доразмытие зоны нерезкости, как на нынешних телефонах (программный алгоритм замыливает то, что слегка нерезко, например объектив с f/3.5 будет иметь боке как у объектива с 0.95 с идеальными кругами.

Михаил Гавреев, 2018-05-26T12:59:19

Хм, а у меня возникла проблема, с которой пока не справился. Комп не видит снимки с камеры. на карте место занимают, но их нет, нет и файлов скрытых, ни папок. А по ощущениям от самого процесса создания снимка - прекрасные. Если до этого пользовались сони и умеете ее быстро настраивать, то еще лучше. снимки в движении (только это пока пробовал) крутые, четкие. Разберусь с отображением на компе, и вообще отлично будет)

Alexander Savochkin, 2018-03-27T03:58:18

Для любителя она как раз чрезвычайно универсальна, только дорогая очень. Для профессионала мало преимуществ по сравнению с чем?

Павел Корчагин, 2018-03-27T03:04:22

для любителя великовата мало универсальна
для профи мало преимуществ

Жорж, 2018-02-26T12:52:50

"Почесывание ЭГО"-это пять)))))))))))

Жорж, 2018-02-26T07:29:20

Добрый день. Что именно непривычно?

Alexander Savochkin, 2018-02-24T14:29:03

Спасибо за практический отзыв. :)

Сергей Яшин, 2018-02-24T14:23:28

Что касаемо кнопок и управления , наверное лучше придумать было нельзя. Но сама камера маловата , не особо удобно лежит в руке . Для меня это не проблема , но можно взять батблок кому не понравится хват.

Alexander Savochkin, 2018-02-24T14:15:19

А как ощущения в руках? Всё удобно? Всё нравится?

Сергей Яшин, 2018-02-24T14:12:17

Другая камера , другая картинка. Первое время , смотря на дисплей камеры , я вообще не понимал , что у меня получается. Потом , просматривая снимки На компе , я видел , что все нормально . К пыхе тоже нужно привыкать , она у меня почти всегда -2 на сони , на марке была в основном по нулям . Отображение на дисплее совсем другое , очень отличается от марка, и в этом наверное вся проблема.У есть впечатление , что на тех же значениях исо , картинка сони светлее .

Alexander Savochkin, 2018-02-24T10:01:55

Здорово! А к чему привыкаете?

Сергей Яшин, 2018-02-24T00:36:55

Я владелец этой камеры с сентября 17 года . В плане видео ,вопросов вообще не было , с момента как взял ее в руки . Но , в плане фото , после марка 3 , привыкаю до сих пор .

Alexander Savochkin, 2017-12-28T11:19:11

А не надо тянуть RAW с 3200 ISO, можно вытянуть с 400 — просто тянуть придётся сильнее. :) Про связь ISO и автофокуса не понял, увы. В моём никоне они работают совершенно независимо друг от друга.

Что касается программной стабилизации, то есть нюанс: камера ничего не знает о собственных движениях во время экспозиции. То есть когда затвор открылся, камера не считывает сенсор, она ждёт, пока там накопится какой-то сигнал. В телефоне этот способ не работает, там несколько иначе: телефон постоянно считывает сигнал сенсора и усредняет его, а может ещё и с накоплением. Поэтому там программную стабилизацию сделать несложно. Кроме того, требования к точности стабилизации у D7100 и смартфона сильно разные.

glaux, 2017-12-28T11:07:21

Как на сотовом, кадр обрезается. При дотягивании RAW на 3200 у вас пойдут полосы горизонтальные, хотя абсолютно реально вытянуть черную ночь в фазу рассвета (с полосами). Тут еще проблема в фокусировке, на низком ISO промах будет, если на земле не успел сфокусироваться. Если подготовиться да снимок реально сделать, можно тогда что-то светосильное взять вроде 35 1,8G и или ту же сигму 18-35. Сотовым же можно просто щелкать не думая, да и цену сравнивать у телефона и у камеры с оптикой... мы более говорим о потребительских качествах, а тут Nikon требует нормальных знаний, сотовый не требует ничего.

Alexander Savochkin, 2017-12-28T10:54:48

D7100 тоже поддерживает ISO 12800. :) Это не говоря о том, что все высокие значения ISO вполне реально получить вытягиванием рава, в никонах он прекрасно тянется. Да, не в лайтруме, но это проблема лайтрума. :)

А как вы себе представляете программную стабилизацию в фоторежиме?

glaux, 2017-12-28T10:47:24

Так понятно )) даже на Tamron 10-24 (на 10 мм.) на ISO 6400 идет смаз (а скорость самолета таки 800 - 900 км/ч), тот же сотовый не сильно беспокоится о детализации, есть стабилизация поэтому и фото получается. А беззеркалки более новые и поддерживают ISO 12800, есть стаб, хотя конечно, качество ужасающее, но лучше уж такое чем никакой картинки. Думаю на новый тамрон 10-24 VS со стабилизатором смог бы и на D7100 нормальную картинку сделать. Еще бы при фокусировке взять автофокус от D4s цены бы не было ))
А инженеров никона развесить на деревьях, покуда не сделают программно стабилизацию, как на самых дешевых Xiaomi за 5000 р.

Alexander Savochkin, 2017-12-28T09:31:23

Только из самолёта снимать беззеркалка позволяет не потому, что она беззеркалка, а потому, что сенсор шумит чуть меньше. Хотя не составит труда показать, что не сильно-то и меньше он шумит.

Кстати, демаскирующий признак дорогой аппаратуры — не размер камеры, а размер объектива. Маленькая камера, особенно без красного кружочка (привет Лейке) почти никого не интересует.

Alexander Savochkin, 2017-12-28T09:23:10

Дело не в коррумпированности. Дело в том, что задача потребителя — купить что хочется, а задача производителя — продать что есть. Плюс всё это существует не сферически в вакууме, а в контексте культуры, тенденций эстетики и моды, и прочих обстоятельств. Плюс ко всему потребитель жаждет новинок раз в несколько лет, и производитель вынужден придумывать хоть что-то, чтобы выкатить на рынок новую модель. Мы все помним, как в течение нескольких поколений в зеркалках одной фирмы менялся только корпус и номер модели.

Я вообще не верю в саморегулируемый рынок. Производитель не дурак, чтобы подстраиваться под рынок, он скорее подстроит его под себя, и это мы как раз наблюдаем сейчас. Хорошие продавцы и маркетологи найдут аргументы в пользу чего угодно, именно поэтому потребитель получит то, что ему продаст производитель, а не то, что ему нужно. На рынке фотоаппаратуры это в глаза почти не бросается, а вот на рынке автомобилей — весьма заметно, хотя принцип везде один и тот же.

Мне поэтому очень интересно, что произойдёт после того, как прогресс мегапикселей и ИСО зайдёт в тупик. Наверняка нас ждёт соревнование на почве компактности, ренессанс мелких сенсоров, массовые камеры без видоискателей, гонка коротких выдержек (солнечная постоянная — она для скептиков), наращивание видеовозможностей (хотя кроме размеров и битрейта ничего не нарастят), и может что-нибудь ещё. Только что? :)

glaux, 2017-12-28T08:40:17

Важны потребительские свойства. Мой D7100 не позволяет сделать нормальный снимок из самолета ночью, а мобильник позволяет и свежая беззеркалка позволяет. Если бы не было заморочки с деньгами купил бы самую мощную беззеркалку и снимал, а для выездов на машине с пейзажами и в холод какой-нибудь D810. То что не использовал бы возможности камер и на 1/10 ничего страшного - удобно же, тут возникает страх носить в руке камеру такой стоимости, это да.

42efc48b 55a3 4115 954e 2e47a2c0694b