Вверх

Sony ILCE-9: неделя с экспертом

Основные особенности Sony A9

Долгие годы мир профессиональных репортажных фотокамер был биполярным: на нём постоянно присутствовали лишь два игрока (вы их хорошо знаете). Попытки сломать парадигму предпринимались не раз, но до 2017 года существенных успехов никто из других участников рынка не добился. Делать прогнозы — занятие неблагодарное, но появление на рынке Sony ILCE-9, которая является героем нашего сегодняшнего теста, стало первым звоночком, напоминанием о том, что новые технологии могут стремительно изменить весь мир профессиональной фотографии.

С появлением Alpha 9 имидж Sony точно перестал ассоциироваться с любительской техникой.

С появлением Alpha 9 имидж Sony точно перестал ассоциироваться с любительской техникой.

Сам производитель не позиционирует Sony A9 как топовую модель. Это ещё один фотоаппарат в линейке, дополняющий славное семейство «семёрок». Просто в отличие от «семёрок» он создан специально для спортивной и репортажной съёмки. Но ряд технологических решений, которые применены в новинке, указывет на то, что сегодня беззеркалки могут составить уверенную конкуренцию профессиональным зеркалкам, а завтра… Впрочем, вернёмся ко дню сегодняшнему и тестированию камеры.

Sony Alpha ILCE-9 - ISO 800, F5.6, 1/100 с, 50.0 мм экв., 9.0 МБ

Вот основные характеристики Sony A9:

  • 24-мегапиксельная многослойная КМОП-матрица формата 24×36 мм с обратной засветкой;
  • скорость серийной съёмки до 20 кадров/с с автофокусом и отслеживанием экспозиции;
  • полностью бесшумная съемка с электронным затвором;
  • фазовая фокусировка по матрице с 693 точками;
  • встроенная 5-осевая система стабилизации изображения на основе сдвига матрицы;
  • наклонный сенсорный дисплей;
  • электронный видоискатель с разрешением 3 686 400 точек;
  • два гнезда для карт памяти, поддержка SD UHS-II;
  • Wi-Fi и Bluetooth;
  • LAN-интерфейс с возможностью работы с FTP-серверами.

Правда, впечатляет?

Новая матрица и технологии

Sony ILCE-9 получилась моделью прорывной, революционной. В ней впервые применён ряд решений, которых ранее в фотокамерах мы не встречали. И в основе большинства из них — новая полнокадровая многослойная CMOS-матрица со встроенной памятью (stacked CMOS sensor).

Sony Alpha ILCE-9 - ISO 400, F5.5, 1/40 с, 56.0 мм экв., 5.0 МБ

Секрет сенсора в том, что он представляет единую структуру из непосредственно светочувствительной области (обозначена цифрой 1), встроенной памяти и схемы высокоскоростной обработки сигнала (2 и 3). По заявлению производителя, благодаря этому скорость считывания с матрицы была увеличена в 20 раз. Это и есть технологическая основа многих технических характеристик ILCE-9.

Sony Alpha ILCE-9 - 1.0 МБ

Самое очевидное преимущество — скорость серийной съёмки. Она здесь может достигать 20 кадров/с в полном разрешении со следящим автофокусом и экспозамером по каждому кадру. Почти видеосъёмка, только в разрешении 24 мегапикселя.

Sony Alpha ILCE-9 - ISO 800, F4, 1/1600 с, 138.0 мм экв., 5.0 МБ ILCE-9 / FE 70-200mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/1600 с, 138.0 мм экв., 5.0 МБ

Чуть менее очевидное преимущество высокой скорости считывания — отсутствие эффекта rolling shutter при работе с электронным затвором. Нельзя сказать, что такое решение полностью избавит фотографа от него, но на большинстве реальных сюжетов появление rolling shutter практически исключено. Электронный затвор в Alpha 9 — не дополнительная функция, а основной режим работы фотоаппарата.

Скорости считывания с матрицы достаточно, чтобы обеспечить корректную работу электронного затвора в большинстве случаев. Ни несущий, ни рулевой винт вертолёта Ми-26 на снимке не искажены. Использовался электронный затвор.

Скорости считывания с матрицы достаточно, чтобы обеспечить корректную работу электронного затвора в большинстве случаев. Ни несущий, ни рулевой винт вертолёта Ми-26 на снимке не искажены. Использовался электронный затвор.

ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.3, 1/2000 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ
Лишь у Ми-28 заметны следы rolling shutter на рулевом винте, вращающемся с частотой более 1000 оборотов в минуту.

Лишь у Ми-28 заметны следы rolling shutter на рулевом винте, вращающемся с частотой более 1000 оборотов в минуту.

ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS + 2X Teleconverter УСТАНОВКИ: ISO 640, F13, 1/1600 с, 666.0 мм экв., 4.0 МБ

Если же требуется полностью исключить rolling shutter, просто включите механический затвор. В Sony A9 он может работать на выдержках до 1/8000 с, а электронный — до 1/32000 с.

Комфортная работа с видоискателем помогла мне поймать момент отстрела тепловых ловушек «Стрижами». Никто не ожидал, что это произойдёт не в конце, а в начале выступления. Наблюдая за самолётами даже во время серийной съёмки, я вовремя успел перекадрировать снимок и оставить чуть больше места позади пилотажной группы. Здесь счёт шёл на доли секунды, ведь скорость полёта была порядка 600 км/ч.

Комфортная работа с видоискателем помогла мне поймать момент отстрела тепловых ловушек «Стрижами». Никто не ожидал, что это произойдёт не в конце, а в начале выступления. Наблюдая за самолётами даже во время серийной съёмки, я вовремя успел перекадрировать снимок и оставить чуть больше места позади пилотажной группы. Здесь счёт шёл на доли секунды, ведь скорость полёта была порядка 600 км/ч.

ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS + 1.4X Teleconverter УСТАНОВКИ: ISO 250, F10, 1/1000 с, 140.0 мм экв., 2.0 МБCкачать RAW

Благодаря высокой скорости считывания и применению электронного затвора, Sony A9 стала первой в мире фотокамерой, способной вести съёмку вообще без затемнения видоискателя. Фотограф постоянно видит в электронном видоискателе живую картинку: без задержек, замираний, мерцаний. Всё как в хорошей профессиональной видеокамере. Даже если в этот момент камера снимает до 20 кадров/с, при том совершенно бесшумно и без вибраций. Возможно, шумные пресс-конференции в присутствии журналистов доживают свои последние дни?..

Sony Alpha ILCE-9 - ISO 640, F10, 1/1250 с, 560.0 мм экв., 3.0 МБ ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS + 1.4X Teleconverter УСТАНОВКИ: ISO 640, F10, 1/1250 с, 560.0 мм экв., 3.0 МБ

Наконец, в отличие от зеркалок, Sony A9 постоянно «видит» происходящее в кадре. А значит, она способна непрерывно вести фокусировку по фазовым датчикам, расположенным на матрице. В секунду происходит до 60 вычислений фокусировки и экспозиции.

Sony Alpha ILCE-9 - ISO 250, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 5.0 МБ ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 250, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 5.0 МБ

Зона, покрытая датчиками фокусировки, занимает 93% площади кадра и состоит из 693 точек. Естественно, отдельные точки выбрать нельзя. Но все они задействуются при работе с широкозонной фокусировкой.

Sony Alpha ILCE-9 - 2.0 МБ

Матрица изготовлена по технологии с обратной засветкой. Это второй серийный полнокадровый сенсор, изготовленный по подобной технологии. Первый был в Sony ILCE-7RM2. И там он показал себя с лучшей стороны, обеспечивая низкий шум и широкий динамический диапазон на 42-мегапиксельной матрице. Как себя ведут 24 мегапикселя с обратной засветкой, мы покажем на следующих страницах нашего теста.

И самое интересное: несмотря на усложнение структуры матрицы, внутрикамерная пятиосевая стабилизация сохранилась. Камера, как и «семёрки» второго поколения, способна компенсировать колебания и смещения, возникающие по пяти осям.

Sony Alpha ILCE-9 - 2.0 МБ

Чтобы поддержать высокую скорость работы фотоаппарата, нужно выбрать и соответствующие карты памяти. ILCE-9 может работать с SD-картами памяти всех форматов. Слотов два: верхний также поддерживает Memory Stick DUO, а нижний позволяет применять быстрые SD UHS-II.

Видоискатель и экран

Электронный видоискатель Sony A9 — это веха в развитии фототехники. Впервые в камере столь высокого класса стоит подобный видоискатель, ранее использовались лишь оптические. Разрешение видоискателя составляет почти 4 мегапикселя (Quad VGA). В нём неразличимы отдельные точки, составляющие изображение. Картинка живая, реалистичная, задержек нет. Конечно, всё то же самое вы сможете увидеть и в оптическом видоискателе, но только электронный поможет при этом контролировать экспозицию и баланс белого до съёмки.

Sony Alpha ILCE-9 - ISO 1000, F5.6, 1/50 с, 50.0 мм экв., 12.0 МБ

Экран тоже был улучшен. Он получил сенсорный интерфейс с ограниченной функциональностью. Здесь полный паритет с собратьями по цеху. Как и в профессиональных зеркалках, в Alpha 9 сенсорный интерфейс не позволяет перемещаться по меню и менять настройки, он служит преимущественно для быстрого задания точки фокусировки.

Для профессиональной работы

О серьёзном позиционировании Sony ILCE-9 может говорить ряд «формальных» характеристик, отличающий про-камеры. Например, это проводной LAN-интерфейс и возможность прямой передачи данных на FTP. Их наличие — обязательное условие при съёмке крупных спортивных событий: от олимпиад до мировых чемпионатов. Беспроводные интерфейсы Bluetooth и Wi-Fi также предусмотрены, о них мы расскажем ниже.

Sony Alpha ILCE-9 - 2.0 МБ

Корпус камеры изготовлен из металла, оснащён пыле- и влагозащитой. Системная оптика, особенно топового класса, имеет аналогичную защиту.

Sony Alpha ILCE-9 - 2.0 МБ

У камеры новая батарея: её мощность увеличена 2,2 раза ёмкости. Также к ней выпущены батарейная ручка на два аккумулятора.

Sony Alpha ILCE-9 - ISO 400, F6.3, 1/13 с, 56.0 мм экв., 4.0 МБ

Наконец, с выходом этой модели Sony объявили о старте программы Sony Imaging PRO Support в России.

Совместимая оптика

Часто на просторах интернета можно встретить критику в адрес не слишком широкого парка оптики для беззеркалок Sony. Но зачастую критики оказываются просто не в курсе последних новинок. С выходом Sony A9 параллельно были выпущены сразу несколько объективов, которые закрыли последние серьёзные дыры в модельной линейке производителя.

Sony Alpha ILCE-9 - 2.0 МБ

Так, весь диапазон репортажных зумов от 16 до 400 мм полностью закрыт объективами G Master. А использование конвертера для SEL100400GM сдвигает верхнюю планку фокусных расстояний к 800 мм.

Чтобы снять пару Т-50 с приемлемой крупностью плана, пришлось использовать телеконвертер х1,4.

Чтобы снять пару Т-50 с приемлемой крупностью плана, пришлось использовать телеконвертер х1,4.

ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS + 1.4X Teleconverter УСТАНОВКИ: ISO 500, F10, 1/1250 с, 560.0 мм экв., 4.0 МБ

Камера способна работать и с оптикой A, где есть и 300-мм, и даже 500-мм светосильные фиксы. Они устанавливаются при помощи переходника LA-EA4, полностью сохраняя работоспособность автофокуса. Фокусировка с ними происходит чуть медленнее, чем с G Master, но для многих видов съёмки такая связка оказывается полностью пригодной.

Sony Alpha ILCE-9 - ISO 200, F4, 1/500 с, 500.0 мм экв., 4.0 МБ ILCE-9 / 500mm F4 G SSM УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/500 с, 500.0 мм экв., 4.0 МБCкачать RAW

Где купить Sony Alpha ILCE-9


Опубликовано: 31.08.2017

Обсудить
6f49e184 6800 4d04 bf0e 7d3e0559ad90 square 100
Георгий Полицарнов, Митя Иванов, Леонид Жуков.
Опубликовано 31.08.2017
Alexander Savochkin, 2017-09-18T11:34:55

И не должны были. Бендинг, который структурный шум сенсора, лезет только на низких и сверхнизких значениях ISO, и то при вытягивании теней. Некоторые Кэноны этим грешат на ISO 100, а на ISO 200-400 эффект пропадает. В видео проблема явно вызвана мерцающим освещением.

Георгий Полицарнов, 2017-09-18T06:10:19

Не сталкивались во время теста. Тремя фотографами было отснято около 20 000 кадров.

Alexander Savochkin, 2017-09-18T02:22:00

Во-первых, может оказаться так, что буфер на 4 кадра на сенсоре размещать особо негде. Следовательно, придётся считывать каждый раз весь кадр со всеми вытекающими из этого последствиями. Во-вторых, если вы просуммируете 4 кадра с 1/32000, вы просуммируете и шумы, а ведь и 1/8000 не так часто бывает нужно. Для шумоподавления нужно не суммировать, а усреднять нормальные экспозиции.

И главное, для вящей чистоты картинки в фоторежиме нужно обязательно считать темновой кадр перед экспонированием и вычесть его из экспонированного сигнала. Собственно, затвор ровно для этого и закрывается перед открытием. Как организовано вычитание шума из постоянно экспонируемой матрицы, я не знаю, но предположу, что там оно тоже имеет место.

existtolive, 2017-09-17T19:41:24

Это да, но я почему про 1/32000 пишу.
А что если получится сделать мультиэкспозицию во время накопления светом матрицей, до интерполяции и обработки процессором.
Например:
1) Сняли на 1/32000 4 кадра подряд сохранив данные в 4 буфера, затратив сумарно время в 1/8000, то есть нам и стаб не потребуется на такой выдержке
2) Только после этого передали данные из буферов процессору для склейки
Пусть он там будет склеивать 10 секунд, но в итоге получим стекинг даже для быстродвижущихся объектов.
4 кадра маловато, но точно хватит чтобы например шум сгладить.
Кто же внедрит первым? =)

Alexander Savochkin, 2017-09-17T15:25:48

Надежду на это даёт только скорость серийной съёмки, а не кратчайшая выдержка, поскольку выдержка нужна для экспозиции, а скорость серийной съёмки — для необходимого количества кадров. С HDR-фото всё ещё хуже: нужно время на сравнительно длинные экспозиции, поэтому там время съёмки будет зависеть от наибольшей выдержки.

На мой взгляд, стекинг проще обеспечить на небольшой скорости, где-то 6-10 кадров/с. Для этого нужен режим мультиэкспозиции без накопления экспозиции, а если его усовершенствовать автовыравниванием снимков, будет совсем хорошо. Впрочем, на 10 к/с для съёмки с рук на короткой выдержке вполне хватит и обычного стабилизатора.

existtolive, 2017-09-17T14:09:43

Кстати скорости в 1/32000с дают надежду, что мы когда-нибудь увидим новые режимы съемки.
Например: HDR фото и стекинг изображений(как для уменьшения шума, так и для увеличения зоны резкости) за короткий промежуток времени.

Alexander Savochkin, 2017-09-13T10:56:26

Ничто не мешает приподнять ISO, всё будет хорошо.

Сергей Травкин, 2017-09-13T08:38:36

https://www.youtube.com/wat...
Приятное дополнение к камере за 5300$, снимай и думай, все получится нормально или такое вылезет в самый неподходящий момент.

Георгий Полицарнов, 2017-09-13T08:00:18

Примеры?

Сергей Травкин, 2017-09-13T07:59:27

"А чего стоит возможность полностью бесшумной съемки без каких бы то ни было ограничений!"
Про бандинг скромно умолчим.

Alexander Savochkin, 2017-09-12T17:30:29

Видимо, причина в схемотехнике и физическом устройстве сенсора. Кстати, я снимал для теста Олимпуса — https://prophotos.ru/review... — студийный сюжет со вспышкой и электронным затвором. На длинных выдержках это реально.

Жорж, 2017-09-12T13:46:24

кто-то может пояснить почему все БЗК работают со вспышками только на механическом затворе?
Почему для электронного не сделать аналог команд "шторка открыта" и "шторка закрыта"?

Alexander Savochkin, 2017-09-12T09:40:51

Приоткрою тайну: у меня нынче неделя диванной аналитики. :) Думаю, статья уже скоро выйдет, так что следите за обновлениями.

Георгий Полицарнов, 2017-09-12T09:34:19

Как раз опубликовали свежие части теста!

Жорж, 2017-09-12T09:33:32

сегодня как раз отличная погода, чтобы согласовать съемку и наработать материал получше!))

Alexander Savochkin, 2017-09-12T08:09:36

Растягиваем удовольствие. :) Если серьёзно — не всё можно хорошо успеть за неделю. Где-то согласовать съёмку, где-то подгадать с погодой, где-то просто наработать материал получше.

Жорж, 2017-09-12T07:44:13

какая-то длинная неделя у эксперта=)

Жорж, 2017-09-07T08:11:19

Круто!
Скорость и точность есть, сторониие объективы работают без проблем, джипег весьма годный...

Посмотрим что ответят конкуренты на такой шикарный пинок со стороны Сони)))

Oleg Grazhdan, 2017-09-06T20:20:42

Снимал два репортажа в условиях "почти темно". На nikon d4s из пяти дублей три в помойку уходят, а на Sony a9 с родным 50/1,4 из 7-10 все в резкости. Камеру с тест-драйва отдавать не хотелось.)

Олег, 2017-09-04T07:14:32

На некоторых панелях присутствует текстура под кладку.

333ac149 3c26 44e9 bdfd b0661b04b86c