Вверх

Sony ILCE-9: неделя с экспертом

Основные особенности Sony A9

Долгие годы мир профессиональных репортажных фотокамер был биполярным: на нём постоянно присутствовали лишь два игрока (вы их хорошо знаете). Попытки сломать парадигму предпринимались не раз, но до 2017 года существенных успехов никто из других участников рынка не добился. Делать прогнозы — занятие неблагодарное, но появление на рынке Sony ILCE-9, которая является героем нашего сегодняшнего теста, стало первым звоночком, напоминанием о том, что новые технологии могут стремительно изменить весь мир профессиональной фотографии.

С появлением Alpha 9 имидж Sony точно перестал ассоциироваться с любительской техникой.

С появлением Alpha 9 имидж Sony точно перестал ассоциироваться с любительской техникой.

Сам производитель не позиционирует Sony A9 как топовую модель. Это ещё один фотоаппарат в линейке, дополняющий славное семейство «семёрок». Просто в отличие от «семёрок» он создан специально для спортивной и репортажной съёмки. Но ряд технологических решений, которые применены в новинке, указывет на то, что сегодня беззеркалки могут составить уверенную конкуренцию профессиональным зеркалкам, а завтра… Впрочем, вернёмся ко дню сегодняшнему и тестированию камеры.

Sony Alpha ILCE-9 - ISO 800, F5.6, 1/100 с, 50.0 мм экв., 9.0 МБ

Вот основные характеристики Sony A9:

  • 24-мегапиксельная многослойная КМОП-матрица формата 24×36 мм с обратной засветкой;
  • скорость серийной съёмки до 20 кадров/с с автофокусом и отслеживанием экспозиции;
  • полностью бесшумная съемка с электронным затвором;
  • фазовая фокусировка по матрице с 693 точками;
  • встроенная 5-осевая система стабилизации изображения на основе сдвига матрицы;
  • наклонный сенсорный дисплей;
  • электронный видоискатель с разрешением 3 686 400 точек;
  • два гнезда для карт памяти, поддержка SD UHS-II;
  • Wi-Fi и Bluetooth;
  • LAN-интерфейс с возможностью работы с FTP-серверами.

Правда, впечатляет?

Новая матрица и технологии

Sony ILCE-9 получилась моделью прорывной, революционной. В ней впервые применён ряд решений, которых ранее в фотокамерах мы не встречали. И в основе большинства из них — новая полнокадровая многослойная CMOS-матрица со встроенной памятью (stacked CMOS sensor).

Sony Alpha ILCE-9 - ISO 400, F5.5, 1/40 с, 56.0 мм экв., 5.0 МБ

Секрет сенсора в том, что он представляет единую структуру из непосредственно светочувствительной области (обозначена цифрой 1), встроенной памяти и схемы высокоскоростной обработки сигнала (2 и 3). По заявлению производителя, благодаря этому скорость считывания с матрицы была увеличена в 20 раз. Это и есть технологическая основа многих технических характеристик ILCE-9.

Sony Alpha ILCE-9 - 1.0 МБ

Самое очевидное преимущество — скорость серийной съёмки. Она здесь может достигать 20 кадров/с в полном разрешении со следящим автофокусом и экспозамером по каждому кадру. Почти видеосъёмка, только в разрешении 24 мегапикселя.

Sony Alpha ILCE-9 - ISO 800, F4, 1/1600 с, 138.0 мм экв., 5.0 МБ ILCE-9 / FE 70-200mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/1600 с, 138.0 мм экв., 5.0 МБ

Чуть менее очевидное преимущество высокой скорости считывания — отсутствие эффекта rolling shutter при работе с электронным затвором. Нельзя сказать, что такое решение полностью избавит фотографа от него, но на большинстве реальных сюжетов появление rolling shutter практически исключено. Электронный затвор в Alpha 9 — не дополнительная функция, а основной режим работы фотоаппарата.

Скорости считывания с матрицы достаточно, чтобы обеспечить корректную работу электронного затвора в большинстве случаев. Ни несущий, ни рулевой винт вертолёта Ми-26 на снимке не искажены. Использовался электронный затвор.

Скорости считывания с матрицы достаточно, чтобы обеспечить корректную работу электронного затвора в большинстве случаев. Ни несущий, ни рулевой винт вертолёта Ми-26 на снимке не искажены. Использовался электронный затвор.

ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.3, 1/2000 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ
Лишь у Ми-28 заметны следы rolling shutter на рулевом винте, вращающемся с частотой более 1000 оборотов в минуту.

Лишь у Ми-28 заметны следы rolling shutter на рулевом винте, вращающемся с частотой более 1000 оборотов в минуту.

ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS + 2X Teleconverter УСТАНОВКИ: ISO 640, F13, 1/1600 с, 666.0 мм экв., 4.0 МБ

Если же требуется полностью исключить rolling shutter, просто включите механический затвор. В Sony A9 он может работать на выдержках до 1/8000 с, а электронный — до 1/32000 с.

Комфортная работа с видоискателем помогла мне поймать момент отстрела тепловых ловушек «Стрижами». Никто не ожидал, что это произойдёт не в конце, а в начале выступления. Наблюдая за самолётами даже во время серийной съёмки, я вовремя успел перекадрировать снимок и оставить чуть больше места позади пилотажной группы. Здесь счёт шёл на доли секунды, ведь скорость полёта была порядка 600 км/ч.

Комфортная работа с видоискателем помогла мне поймать момент отстрела тепловых ловушек «Стрижами». Никто не ожидал, что это произойдёт не в конце, а в начале выступления. Наблюдая за самолётами даже во время серийной съёмки, я вовремя успел перекадрировать снимок и оставить чуть больше места позади пилотажной группы. Здесь счёт шёл на доли секунды, ведь скорость полёта была порядка 600 км/ч.

ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS + 1.4X Teleconverter УСТАНОВКИ: ISO 250, F10, 1/1000 с, 140.0 мм экв., 2.0 МБCкачать RAW

Благодаря высокой скорости считывания и применению электронного затвора, Sony A9 стала первой в мире фотокамерой, способной вести съёмку вообще без затемнения видоискателя. Фотограф постоянно видит в электронном видоискателе живую картинку: без задержек, замираний, мерцаний. Всё как в хорошей профессиональной видеокамере. Даже если в этот момент камера снимает до 20 кадров/с, при том совершенно бесшумно и без вибраций. Возможно, шумные пресс-конференции в присутствии журналистов доживают свои последние дни?..

Sony Alpha ILCE-9 - ISO 640, F10, 1/1250 с, 560.0 мм экв., 3.0 МБ ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS + 1.4X Teleconverter УСТАНОВКИ: ISO 640, F10, 1/1250 с, 560.0 мм экв., 3.0 МБ

Наконец, в отличие от зеркалок, Sony A9 постоянно «видит» происходящее в кадре. А значит, она способна непрерывно вести фокусировку по фазовым датчикам, расположенным на матрице. В секунду происходит до 60 вычислений фокусировки и экспозиции.

Sony Alpha ILCE-9 - ISO 250, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 5.0 МБ ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 250, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 5.0 МБ

Зона, покрытая датчиками фокусировки, занимает 93% площади кадра и состоит из 693 точек. Естественно, отдельные точки выбрать нельзя. Но все они задействуются при работе с широкозонной фокусировкой.

Sony Alpha ILCE-9 - 2.0 МБ

Матрица изготовлена по технологии с обратной засветкой. Это второй серийный полнокадровый сенсор, изготовленный по подобной технологии. Первый был в Sony ILCE-7RM2. И там он показал себя с лучшей стороны, обеспечивая низкий шум и широкий динамический диапазон на 42-мегапиксельной матрице. Как себя ведут 24 мегапикселя с обратной засветкой, мы покажем на следующих страницах нашего теста.

И самое интересное: несмотря на усложнение структуры матрицы, внутрикамерная пятиосевая стабилизация сохранилась. Камера, как и «семёрки» второго поколения, способна компенсировать колебания и смещения, возникающие по пяти осям.

Sony Alpha ILCE-9 - 2.0 МБ

Чтобы поддержать высокую скорость работы фотоаппарата, нужно выбрать и соответствующие карты памяти. ILCE-9 может работать с SD-картами памяти всех форматов. Слотов два: верхний также поддерживает Memory Stick DUO, а нижний позволяет применять быстрые SD UHS-II.

Видоискатель и экран

Электронный видоискатель Sony A9 — это веха в развитии фототехники. Впервые в камере столь высокого класса стоит подобный видоискатель, ранее использовались лишь оптические. Разрешение видоискателя составляет почти 4 мегапикселя (Quad VGA). В нём неразличимы отдельные точки, составляющие изображение. Картинка живая, реалистичная, задержек нет. Конечно, всё то же самое вы сможете увидеть и в оптическом видоискателе, но только электронный поможет при этом контролировать экспозицию и баланс белого до съёмки.

Sony Alpha ILCE-9 - ISO 1000, F5.6, 1/50 с, 50.0 мм экв., 12.0 МБ

Экран тоже был улучшен. Он получил сенсорный интерфейс с ограниченной функциональностью. Здесь полный паритет с собратьями по цеху. Как и в профессиональных зеркалках, в Alpha 9 сенсорный интерфейс не позволяет перемещаться по меню и менять настройки, он служит преимущественно для быстрого задания точки фокусировки.

Для профессиональной работы

О серьёзном позиционировании Sony ILCE-9 может говорить ряд «формальных» характеристик, отличающий про-камеры. Например, это проводной LAN-интерфейс и возможность прямой передачи данных на FTP. Их наличие — обязательное условие при съёмке крупных спортивных событий: от олимпиад до мировых чемпионатов. Беспроводные интерфейсы Bluetooth и Wi-Fi также предусмотрены, о них мы расскажем ниже.

Sony Alpha ILCE-9 - 2.0 МБ

Корпус камеры изготовлен из металла, оснащён пыле- и влагозащитой. Системная оптика, особенно топового класса, имеет аналогичную защиту.

Sony Alpha ILCE-9 - 2.0 МБ

У камеры новая батарея: её мощность увеличена 2,2 раза ёмкости. Также к ней выпущены батарейная ручка на два аккумулятора.

Sony Alpha ILCE-9 - ISO 400, F6.3, 1/13 с, 56.0 мм экв., 4.0 МБ

Наконец, с выходом этой модели Sony объявили о старте программы Sony Imaging PRO Support в России.

Совместимая оптика

Часто на просторах интернета можно встретить критику в адрес не слишком широкого парка оптики для беззеркалок Sony. Но зачастую критики оказываются просто не в курсе последних новинок. С выходом Sony A9 параллельно были выпущены сразу несколько объективов, которые закрыли последние серьёзные дыры в модельной линейке производителя.

Sony Alpha ILCE-9 - 2.0 МБ

Так, весь диапазон репортажных зумов от 16 до 400 мм полностью закрыт объективами G Master. А использование конвертера для SEL100400GM сдвигает верхнюю планку фокусных расстояний к 800 мм.

Чтобы снять пару Т-50 с приемлемой крупностью плана, пришлось использовать телеконвертер х1,4.

Чтобы снять пару Т-50 с приемлемой крупностью плана, пришлось использовать телеконвертер х1,4.

ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS + 1.4X Teleconverter УСТАНОВКИ: ISO 500, F10, 1/1250 с, 560.0 мм экв., 4.0 МБ

Камера способна работать и с оптикой A, где есть и 300-мм, и даже 500-мм светосильные фиксы. Они устанавливаются при помощи переходника LA-EA4, полностью сохраняя работоспособность автофокуса. Фокусировка с ними происходит чуть медленнее, чем с G Master, но для многих видов съёмки такая связка оказывается полностью пригодной.

Sony Alpha ILCE-9 - ISO 200, F4, 1/500 с, 500.0 мм экв., 4.0 МБ ILCE-9 / 500mm F4 G SSM УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/500 с, 500.0 мм экв., 4.0 МБCкачать RAW

Где купить Sony Alpha ILCE-9


Опубликовано: 31.08.2017

Обсудить
1cd29b0f 49c7 43eb 98ea 53ff550f3408 square 100
Георгий Полицарнов, Митя Иванов, Леонид Жуков, Дарья Булавина
Опубликовано 31.08.2017
Alexander Savochkin, 2017-10-20T01:18:13

Вы бы хоть скриншот привели, что ли. А то получается так, что некоторые читатели видят мыло, некоторые видят, что всё хорошо, ну а я вижу, что снимков много, естественные пролёты автофокуса случаются на некоторых из них, но после ресайза до человеческого размера и там всё хорошо.

Как ретушёр отмечу, что мыло, в отличие от нерезкости, можно и скомпенсировать. А вообще свадебные снимки — отнюдь не то, что рассматривают под увеличением 150%.

гость, 2017-10-19T15:50:05

По делу: статья явно скрытая реклама. Обосную мнение. Автор статьи восторгается фокусировкой камеры по глазам. Смотрим полноразмеры приведенных портретов: мыльное мыло что глаза, что всё лицо в целом.

Alexander Savochkin, 2017-10-18T14:29:02

Не слишком ли противоестественный способ? :) По мне если уж проявлять равы вслепую, то в TIF-LogC, там точно всё сохранится. Потом экшеном регулировочную кривую, поверх неё конверсионный LUT Log→Rec.709, поверх лута ещё кривую с автоконтрастом, и в общем всё. Единственный минус — TIF весит ровно в 4 раза больше, чем рав. То есть, если мы принесли со съёмки 5 ГБ материала, потребуется ещё 20 на промежуточные исходники. Зато проявку можно провести оптом, набрасывание лутов тоже, а потом останется только руками подтянуть хроматический баланс и экспозицию на нижней кривой.

И всё же это очень гиковский способ. Проще и продуктивнее взять и разобраться с нормальным равконвертером.

Жорж, 2017-10-18T07:23:39

Мне все это видится так:
1. Отсортировал серию в фотомеханике или FRW(всегда так делаю).
2. Проявил РАВы в консоли.
3. Импортнул в Лайтрум и работай над проектом.
4. Поставил на обсчет и экспорт, если нужно, в настройках прописал дроплет для постпродакшна и пошел спать или играть с дочкой, в зависимости от времени суток))

Получаем вкусный исходный цвет, который еще нужно умудриться запороть и нормальный демозаик(привет Xtrans).
Единственное, съемка должна быть без серьезных промахов по экспозиции, иначе запаса данных в TIFF может не хватить для корректировок. Ну или создать несколько ярлыков с разным параметром экспозиции.
А про место на диске...а что место?Даже свадебная серия после сортировки будет занимать не так много места, к тому же по окончании проекта ее всегда можно удалить или заархивировать на NAS(только не говорите, что вы не думали о бэкапах и у вас нет резервного файлоархива).
Исходники 4к вообще космос как весят, и никто не жалуется)))

Все вышеописанное-исключительно для объемных серий фотографий. Для проектов на 20-50 фоток или с камер, не имеющих проблем в Лайтрумом да,наверное, проще пользоваться штучной визуальной проявкой.

Alexander Savochkin, 2017-10-17T22:29:06

Микру и покупают в основном те, кому плевать на рисунок, боке, и прочие техноэстетические излишества. Эстетика фотографии, как вы помните, бывает разная, и фотография, которой занимаются товарищи Розов, Зверев и Петросян — а они профессии уважаемые люди — ни приобретёт, ни потеряет от наличия или отсутствия какого-то характерного рисунка или там боке. А если развивать логику о том, что люди платят немалые деньги за техноэстетические явления, то придётся признать, что Лейками большинство из нас не снимает только потому, что зарплата слишком маленькая.

То есть, кому надо боке и рисунок, покупают Canon 85/1.2 и довольны. Кому не надо — покупают хоть микру, и тоже довольны. Правы при этом все. Можно ли оценивать достоинства одной системы с позиции другой? Я вот не уверен.

Таки да, промахов фокусировки у оптики для микры быть не может не из-за светосилы, а потому, что фокусируется оптика прямо по сенсору.

Сергей Травкин, 2017-10-17T19:31:24

Попиксельно и 1:1 - разные вещи. Я, например, не раз и не два прекрасно видел червяки с черточки с х-транса даже на меньшем размере. И таки да, все мы читали знаменитую статью, в которой микра уделала 5D3, главное ведь подобрать нужные условия, правда?
Объективу 12-100 нечего прощать (кроме цены, конечно, 100тыс за не самый универсальный зум - многовато будет), потому что микра и f4 не оставляют места для мыла и промахов фокусировки. Красивый рисунок и боке - то, за что многие люди платят весьма немалые деньги, не всем нужны студийные портреты на f11 и плоские снимки со всем чем можно в грип.

Alexander Savochkin, 2017-10-17T17:37:40

Параметры проявки как бы ещё подобрать надо. Я глубоко не вникал, но если там нужно ставить точку чёрного и контраст, то лучше это делать в визуальном редакторе. Если же там тупо проявка в какой-нибудь LogC, то получим избыточный (в моём случае где-то трёхкратный) расход места на диске за счёт временных тифов, притом, что они не нужны на выходе. Всё это ради сомнительного удобства работы в консольном проявщике? Опять же, тифы-то потом тоже проявлять надо — кривые там тянуть, цвета подстраивать, и всё такое.

Кстати, в массовой работе получится даже хуже, потому что коррекция экшенами в потоковом обработчике фотошопа работают не всегда так, как надо для конкретного снимка. Можно повесить на обработчик экшен с ожиданием пользовательских параметров, но тогда придётся дежурить у компьютера, пока не обработается вся очередь. Открывать и закрывать всё вручную тоже долго и непродуктивно. Рабочий процесс в равконвертерах не зря устроен так, как устроен: сначала всё откорректировали, потом отправили на просчёт, а сами пошли пить чай или спать, в зависимости от. :)

Так что проще и продуктивнее будет разобраться с проблемами при работе с равконвертером.

Alexander Savochkin, 2017-10-17T17:24:08

Попиксельно изображения рассматривают геодезисты, ретушёры, разведчики и фотографы. Первые трое нуждаются в этом в силу специфики работы, последние чаще для почёсывания эго. Когда и если фотограф снимает для зрителя, в конечном итоге необходимости рассматривать изображения попиксельно не возникает. И таки да, я видел большие отпечатки Дмитрия Зверева, так вот там всё хорошо и с детализацией, и со всем остальным.

Объективу 12-100 нечего прощать, его возможности заведомо превосходят возможности камер, для которых он предназначен. Красивый рисунок и боке — это не имманентно полезные характеристики, ну а относительное отверстие 1:4 в отрасли справедливо считается достаточно хорошим. Особенно для зума большой кратности.

Жорж, 2017-10-17T16:36:24

Ну тоже варианты, кстати.

Жорж, 2017-10-17T16:36:10

На основе библиотеки есть еще консольный проявщик вроде как.
Создал ярлык на запуск, прописал в нем все нужные параметры проявки, а дальше только кидай на ярлык РАВы и получай проявленный TIFF/DNG. Планирую попробовать встроить его в свой техпроцесс по окончании сезона.

У DPI пакетный режим пока, к сожалению, примитивнейший=( Остается ждать и надеяться...

Сергей Травкин, 2017-10-17T16:35:52

У меня все просто: если на снимке много красного, придется вытягивать тени или просто хочется получить мягкий естественный снимок - однозначно С1. Если снимок макро или хочется цвета для масс - Lightroom. Часто запускаю параллельно и смотрю, где лучше, благо после импорта в LR в С1 достаточно ткнуть в нужную папку.
Ну и как я уже писал, Canon в С1 и Canon в LR - два разных Canon, в том числе это относится к ДД и шумам. Это к разговору о всяких DxO и Дпревью.

Сергей Травкин, 2017-10-17T16:27:59

Вот это "изображения нормально не предназначены для рассматривания под микроскопом" очень любят поклонники микры, дюймовок и Фуджи, потому что первым двум похвастать нечем, а третьи вынуждены защищать х-транс с его интересными вещами. Все остальные как минимум при обработке смотрят и ничуть не стесняются.
Упомянутый 12-100/4 - не тот объектив, которому можно простить многое за широкую диафрагму, красивый рисунок, боке и т.д.

Alexander Savochkin, 2017-10-17T16:25:31

Да, хороший способ. Но для начала надо бы разобраться, в чём вообще дело у коллеги. Может, у него просто баланс белого уползает в зелень, а может и вовсе монитор не калиброванный.

Alexander Savochkin, 2017-10-17T16:18:19

Дискуссия пошла бы чуть продуктивнее, если бы вы предъявили хоть какие-нибудь примеры того, что у вас происходит. Я, например, с зелёным оттенком не сталкивался никогда, да и если его видно, ничто не мешает взять и исправить. Складывается ощущение, что у вас где-то происходит методологическая ошибка, но где — понять невозможно.

Сергей Травкин, 2017-10-17T16:18:08

Ну тут же супер-камера, мечта свадебщика, какая коррекция?

Alexander Savochkin, 2017-10-17T16:15:35

Libraw - это библиотека, разве нет? Ну и потом не лучше ли взять нормальный DPI, который как раз в части дебайеризации основан на libraw, и не работать визуально? :)

Жорж, 2017-10-17T13:13:42

Еще вариант для Лайтрума:
в модуле Camera Calibration
ползунок "Shadows" сдвинуть немного в сторону фиолетовых оттенков
ползунок "Hue" в разделе Green Primary сдвинуть в сторону, опять же, более фиолетовых оттенков.

Все эти действия можно сохранить в пресет, который применять сразу в процессе импорта фотографий.

Жорж, 2017-10-17T13:11:43

Еще есть пакетный проявщик, у которого нет проблем с цветом. libraw. Инструмент истинных джедаев. ГАЗ-66 RPP и DPI по сравнению с ним-люксовые лимузины премиум-класса.Но зато настроив его один раз, можно в пару кликов встроить его в пакетную проявку(если вам нужно проявить за один проход несколько сотен равов).

Если интересно, на youtube-канале SlyLama TV есть довольно подробное описание.

Евгений, 2017-10-17T09:06:28

Александр, большое спасибо за развернутый ответ! Дело в том, что я с этим зеленым светом намучался. Поскольку я новичок, то мне пришлось снимать и в raw и в jpeg одновременно, лишь бы избежать проблем с конвертацией. Я знаю, что для "вытягивания" информации и вообще более гибким в этом плане является формат raw, но мне пришлось упростить себе работу в виду этого ненавистного "зеленого" оттенка при конвертации. Испробовал 3 программы из перечисленных вами и, если использовать авто пакетную конвертацию, то везде вот эта проблема.

Alexander Savochkin, 2017-10-17T08:28:34

Dehancer — это который только под айфоном работает? Я б с удовольствием, но айфоном не владею. Пробовал его Ухудшайзер, но не пошло — своё название он чаще оправдывал буквально. :) Да и вообще тезисы товарища Косенко о цветовоспроизведении я не особо разделяю, хотя и на собственной позиции не настаиваю.

Что касается точки белого, вот вам картинка, где точка белого до дебайеризации находится в красном канале, а после дебайеризации в Лайтруме тоже где-то в красном канале, но уже наполовину выбитом — притом, что до отсечки в раве не дошло ни в одном из каналов. https://uploads.disquscdn.c...

Хроматический баланс на снимке примерно соответствует наблюдаемой сцене, и даже правдоподобно выставлен камерой, но как она это сделала, я не знаю.

Гармонизация цветов на выходе как процесс сложности не представляет, с ней справляется и хайтек Косенко, и банальные луты. А вот концептуально, на уровне принятия решения о том, как именно гармонизировать цвета, этот процесс формализации не поддаётся, похоже, вообще никак. Нет никакой проблемы накинуть профиль Кодахрома, привести цвета к расщеплённой комплементарной схеме по Иттену, или даже тупо загнать всё в тил-орандж. Зато немалая проблема — решить, что именно делать, в каком объёме, и делать ли вообще.

333ac149 3c26 44e9 bdfd b0661b04b86c