Качество изображения
Геометрические искажения
Внимательный просмотр снимков, сделанных за время работы с объективом, не позволил найти сколько-нибудь значимые геометрические искажения ни на минимальном, ни на максимальном фокусном расстоянии («бочка» и «подушка» соответственно). Поэтому Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/2.8 PRO хорошо подходит для съёмки деталей архитектуры и интерьеров, а также для технических съёмок.
Бликозащита
Как было сказано выше, объектив комплектуется блендой, которая эффективно отсеивает посторонние засветки и бессильна лишь при прямом встречном свете. Так получилось, что тестирование телезума у меня проходило без бленды. Тем не менее, серьёзные проблемы при съёмке с контровым светом возникали только при попадании в объектив прямого солнечного света или яркого источника, расположенного у края кадра или чуть за его границей.
Яркие фары автомобилей и фонари освещения были способны создать лишь локальное, слабо выраженное падение контраста. Причём на разных значениях диафрагмы, начиная от открытой, объектив рисует вокруг локальных источников света симпатичные лучики. При закрытии диафрагмы до f/11 и выше они получаются особенно красивыми.
Боке
Объектив имеет очень приятное боке, которое украшает снимки, особенно снятые крупным планом.
Двоения на заднем плане практически отсутствуют.
Переход из зоны размытия в зону резкости очень мягкий как на переднем, так и на заднем плане.
Чаще всего размытые блики выглядят ненавязчиво, их форма круглая, но иногда, у краёв кадра, она трансформируется в овалы.
При сильном размытии бликов и использовании открытой или слабо прикрытой диафрагмы их заполнение равномерное, кольцевые структуры незаметны.
Иногда расположенные достаточно далеко на заднем плане светлые объекты (например, проблески неба между листьями) превращаются в не слишком агрессивные «чешуйки» — у них появляется хорошо заметный, умеренно контрастный контур.
Как уже сказано, в объективе Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/2.8 PRO установлена диафрагма с девятью скруглёнными лепестками, которая призвана обеспечить округлую форму бликов в зоне размытия. Изменения боке в зависимости от значений диафрагмы хорошо видны на специально отснятой серии снимков. Примерно до значения f/11 блики действительно практически круглые, а при дальнейшем закрытии диафрагмы их форма меняется на слабо выраженную многоугольную и обретает контрастную границу.
Резкость, виньетирование, хроматические аберрации
Фокусное расстояние 40 мм
При съёмке на минимальном ФР (40 мм) с открытой диафрагмой объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/2.8 PRO демонстрирует умеренно резкую картинку по всему полю.
При закрытии диафрагмы до f/4 резкость заметно повышается в центральной части, но по краям немного отстаёт. Наиболее резкую картинку по всему кадру с максимальным микроконтрастом зум демонстрирует на значении f/5.6. При f/8 резкость тоже равномерна по полю кадра, но слегка ниже, чем при f/5.6.
При дальнейшем закрытии диафрагмы, на отрезке до f/16, резкость снижается плавно, а далее падает очень заметно, и при максимальном значении f/22 мелкие детали замыливаются — сказывается дифракция.
На диафрагме f/2.8 можно заметить лёгкое виньетирование, которое исчезает уже на f/4. Уровень хроматических аберраций минимален — они заметны только при 200% увеличении на гранях светлых объектов при значениях от f/2.8 до f/5.6.
Фокусное расстояние 60-70 мм
При съёмке на средних фокусных расстояниях с открытой диафрагмой объектив также демонстрирует умеренно резкую картинку по полю, со снижением детализации у краёв. При закрытии диафрагмы до f/4 резкость повышается и выравнивается по полю кадра. На значении f/5.6 картинка, в целом, становится резче. При f/8 резкость по-прежнему равномерна по полю кадра, но уже слегка ниже, чем при f/5.6.
При дальнейшем закрытии диафрагмы тенденции те же, что и при съёмке на минимальном фокусном расстоянии.
В плане хроматических аберраций картина тоже повторяется. Виньетирование отсутствует на любом значении диафрагмы.
Фокусное расстояние 150 мм
При съёмке на максимальном фокусном расстоянии (150 мм) ситуация самая приятная: уже на открытой диафрагме объектив резок на подавляющей части кадра, а края по детализации отстают совсем немного от центра. К значению f/4 резкость возрастает, выравнивается по полю и остаётся на том же уровне примерно до f/11.
При дальнейшем закрытии диафрагмы начинается плавное снижение резкости за счёт влияния дифракции. Эта тенденция сохраняется вплоть до максимального значения f/22, где резкость всё ещё остаётся на приемлемом уровне.
Хроматические аберрации практически отсутствуют на всех значениях диафрагмы. Виньетирование можно заметить только на открытой диафрагме, а при закрытии до f/4 оно исчезает.
По результатам тестов можно смело сказать, что в длиннофокусном положении объектив демонстрирует свои самые лучшие качества.