Качество изображения. Оптика. Дополнительные функции
Влияние диафрагмы
Диапазон зумирования объектива ZEISS Vario-Sonnar 1.8-2.8/8.8-25.7 невелик — от 24 до 70 мм в эквиваленте, но небольшая кратность зума обычно позволяет сделать объектив очень качественным. Проверим.
В широкоугольном положении зума (24 мм в эквиваленте) уже на открытой диафрагме резкость в центральной области высокая, но не максимальная. В углах заметна потеря детализации. Но достаточно прикрыть диафрагму до F2.0 (это всего треть ступени), как по центру резкость выходит на максимум и начинает подтягиваться в углах. Уже к значению F2.8 резкость выравнивается по полю и не отличается и на F4.0. На значении F5.6 картинка выглядит идентично. На F8.0 появляются лёгкие намёки на влияние дифракции, резкость по всему кадру несколько снижается. А на F11 дифракция уже довольно заметно «съедает» детализацию. Без крайней необходимости это значение лучше не применять на практике.
По умолчанию в настройках включена коррекция хроматических аберраций и виньетирования. Мы не стали отходить от «заводских» настроек и отключать программную коррекцию, благодаря чему на тестовых пейзажных снимках не обнаружили ни виньетирования, ни хроматических аберраций — настолько эффективно они устраняются при внутренней обработке перед записью.
Съёмка в широкоугольном положении объектива на разных значениях диафрагмы:
В портретном положении объектива (70 мм) лучше, чем в широкоугольном, обстоит дело с резкостью. Она даже на открытой диафрагме (F2.8) практически равномерна по полю кадра и близка к максимальной. Резкость неизменно высока вплоть до F8, а на F11 снова видно отрицательное влияние дифракции. Виньетирования не обнаружено, а хроматические аберрации можно при желании найти в углах примерно до значения F4.0, а затем они пропадают.
Съёмка в портретном положении объектива на разных значениях диафрагмы:
Как видим, благодаря невысокой кратности зума, которая, впрочем, обеспечивает съёмку сюжетов от пейзажей до портретов, инженерам удалось сделать объектив, обладающий отличными характеристиками, что вкупе с эффективной внутренней обработкой обеспечивает высокое качество картинки по показателям резкости, аберраций и виньетирования.
Боке
Конечно, кроме перечисленных показателей для получения качественных художественных снимков объектив должен обладать и красивым характером размытия изображения в области нерезкости — боке.
Здесь зум-объектив ZEISS тоже проявил себя с лучшей стороны. Боке для компактов вообще редкость, а приятное глазу боке — кое-что из разряда исключений.
Благодаря многолепестковой диафрагме, форма бликов в области размытия близка к круглой. Блики не агрессивные, имеют мягко очерченные края и равномерное заполнение, без «луковых колец».
На контрастных границах предметов, находящихся в зоне размытия, как и у самых дорогих фикс-объективов, можно обнаружить хроматическую аберрацию. Это не недостаток, а специфика боке. Двоение контуров встречается редко и выражено слабо. Боке в меру мягкое, но находящиеся в зоне нерезкости предметы не теряют своих очертаний и хорошо читаются.
Боке можно назвать качественным и правильным с той точки зрения, что оно не привлекает ненужного внимания к размытому заднему плану. А именно это высоко ценится в портретной съёмке.
Бликозащита
За всё время тестирования камеры не удалось случайно поймать в объектив ни одного «зайца». Поэтому было решено провести специальное испытание. При съёмке с прямым контровым солнечным светом нисколько не пострадал контраст сцены, а объектив выдал всего один неяркий блик, который совершенно не испортил пейзажный кадр. За бликозащиту «пятёрке» RX100 ставим твёрдую пятёрку!
Геометрические искажения
Не удалось найти у зума ZEISS изъян в виде геометрических искажений, таких как «бочка» в широкоугольном положении. Конечно, от искажений перспективы при съёмке наклонённой камерой не избавлен ни один широкоугольный объектив, но посмотрите, насколько ровны линии уходящих ввысь колонн.
Съёмка в широкоугольном положении зума демонстрирует отсутствие бочкообразных искажений.
Съёмка на максимальном фокусном расстоянии тоже не выявила искажений типа «подушка». В длиннофокусном положении именно от таких страдают некоторые объективы, но не наш испытуемый.
Съёмка в длиннофокусном положении зума демонстрирует отсутствие подушкообразных искажений.
Безусловно, здесь также может свою роль играть программная коррекция. Но негативных последствий от её действий мы не заметили, только положительные тенденции.
Работа с RAW-файлами
Теперь хотелось бы привлечь внимание опытных фотографов, которые хорошо знакомы с программами обработки изображений, с RAW-конвертерами. Многие пользуются универсальной программой Adobe Lightroom и считают выдаваемые ею результаты очень приличными. Но для камеры Sony Cyber-shot RX100 V существует специальная версия популярного конвертера Capture One (абсолютно бесплатная!), поэтому появилось желание проверить его работу и сравнить результаты с полученными в упомянутом конвертере. Оказалось, что сделано это было очень даже не зря.
Конвертация в Adobe Lightroom с применением автонастроек
Конвертация в Capture One с применением автонастроек
Как видно, при нулевом вмешательстве оба конвертера выдают примерно одинаковый баланс белого, однако после Capture One мы получаем чуть более высокий контраст и более сочные цвета. Если же сравнить результаты автообработки, то видно, что Adobe Lightroom чрезмерно высветлил кадр и исказил цветопередачу, сильно «утеплив» её. Capture One в авторежиме высветлил сцену ровно и обеспечил естественную цветопередачу. Да здравствуют конвертеры, специально «заточенные» под камеры!
Творческие фильтры и эффекты
Sony не была бы собой, если бы не реализовала в камере всевозможных встроенных фильтров. В главном меню сразу два раздела посвящено различным графическим эффектам. Creative Style содержит наборы предустановок для цветокоррекции: Standard, Vivid, Neutral, Clear, Deep, Light, Portrait, Landscape, Black & White, Sunset, Night, Autumn, Sepia. Для каждого из этих режимов можно дополнительно задать три параметра: контрастность, насыщенность и резкость.
Второй раздел содержит фильтры, подразумевающие более активную обработку картинки. Само собой, они доступны только при съёмке в формате JPEG. Набор внушительный: Toy Camera, Pop Color, Posterization, Retro, Soft High-key/low-key, Partial Color (Red, Green, Blue, Yellow), High Contrast Mono, Soft Focus, HDR Painting, Rich Tone, Miniature, Watercolor, Illustration. Некоторые из этих фильтров можно дополнительно настраивать.