Автофокусировка, скорость, серийная съёмка, настройки
Редкая компактная камера может похвастать быстрым включением. Если у зеркалок переключение питания занимает доли секунды и уже через полсекунды вы можете сделать первый кадр, то с компактами всё сложнее. Сама по себе Sony RX100 V реагирует на включение весьма оперативно. Основное время занимает подготовка объектива — примерно 1,5 секунды. Первый кадр удастся сделать через 2,3–2,5 секунды. Это вполне неплохо для компактной камеры. Чаще всё зависит от вашей реакции на событие, а не от техники. Просто фотоаппарат нужно держать наготове.
Автофокусировка
Начнём с самого популярного жанра — портрета! При съёмке портрета в соответствующей сюжетной программе автоматика без проблем находила даже частично закрытое лицо. Получалось немного дольше, чем при обычной фокусировке, но зато автофокус всегда был точным. При фокусировке камера отдаёт приоритет именно глазам: она умеет распознавать их в кадре.
Автофокусировка с широкой зоной очень шустрая. Может быть, она не всегда верно читает мысли фотографа и не всегда выбирает то, что тебе хочется, но зато фокусируется моментально.
Автофокусировка по центральной точке может оказаться немного медленнее широкой АФ, так как камере надо постараться найти «зацепку» в этом квадратике. Но если вы осознанно навелись на какой-то объект, то замедления не почувствуете.
Точечная фокусировка с возможностью менять положение зоны («Рег. пятно АФ») имеет три настройки по размеру пятна АФ. Лучшие результаты камера показывает при выборе среднего и крупного размера зоны, что естественно — мелкой сложнее всего найти цель.
Для съёмки спорта камера предлагает одноимённую сюжетную программу, в которой автоматика использует короткие выдержки и следящую автофокусировку (AF-C). Тестовая съёмка показала высокую эффективность программы «Спорт». Иногда даже опытным фотографам не помешает довериться автоматике. В современных фотоаппаратах она работает всё лучше.
В сюжетной программе для съёмки животных камера делает снимок даже без подтверждения фокусировки: тут, когда главное — успеть сделать кадр, включается приоритет спуска затвора.
Объём буфера и скорость записи при фотосъёмке
Sony Cyber-shot RX100 V не слишком требовательна к скорости SD-карты, поскольку та почти не влияет на скоростные показатели камеры: выручает большой буфер, в который помещается очень много кадров. Полевые испытания ёмкости буфера и скорости записи я провёл при помощи серийной съёмки с записью на карточку со скоростью 80 МБ/с. Использовался режим М с выдержкой 1/125 с.
Полученные показатели записи на карту памяти превосходят многие зеркальные и беззеркальные фотоаппараты, в том числе из профессионального сегмента!
- RAW+JPG — серия 64 кадра, время — 57 секунд;
- RAW — серия 71 кадр, время — 42 секунды;
- JPG (X.Fine, сверхвысокое качество) — серия 152 кадра, время — 1 минута 15 секунд;
- JPG (Std., стандартное качество) — серия 160 кадров, время — 31 секунда.
Камера действует при записи следующим образом: сначала заполняет свой буфер памяти, а затем пишет всё на карту (возможно, уже в процессе начинает запись, но всё равно — через буфер). Даже при частичном опустошении буфера можно продолжать съёмку в том же режиме. Сколько места в буфере освободилось, столько снимков сможет сделать фотоаппарат. Но если во время освобождения буфера поменять режим съёмки, то камера не даст продолжать съёмку, пока не запишет всё из буфера на карту, показывая чёрный экран и предупреждение о записи на карту. Придётся ждать.
Запись фотографий на карту можно контролировать в меню просмотра фото: этот процесс отображается в левом верхнем углу при помощи прогресс-бара и счётчика оставшихся в буфере кадров. Цифра уменьшается с каждой секундой, в режиме RAW+JPG — чуть медленнее, в режиме JPG Std. — очень быстро. Просмотр снятого материала при этом работает!
Если отключить звуковые эффекты, то даже серийная съёмка станет совершенно беззвучной. Это идеальный вариант для стрит-фото. Главное — не забывать отпускать кнопку спуска… При съёмке без звука страшно видеть, с какой скоростью уменьшается количество оставшихся кадров на карте памяти.
Серийная съёмка
Самая примечательная особенность RX100 V — серийная съёмка с частотой 24 кадра в секунду. Разница с моделью предыдущего поколения кажется не слишком значительной — у неё было 16 кадров в секунду. Но всё дело в том, что раньше такая скорость была возможна только с фокусировкой по первому кадру, а теперь камера способна быстро снимать при непрерывной автофокусировке. Можно фотографировать не только домашние сцены (бегающих детей, животных и т. д.), но и динамичные спортивные события.
Подходящим сюжетом для проверки работы серийной съёмки стали заезды велосипедистов на скоростном треке. Даже такое быстрое движение не проблема при съёмке на Sony Cyber-shot RX100 V. Совсем не сложно получить все фазы движения в течение 1,5 секунды, сняв серию в 36 кадров. Автофокусировка на высоте: практически на всех кадрах спортсмен оказался в фокусе.
Результат высокоскоростной серийной съёмки с выдержкой 1/125 с:
В реальной жизни не так много ситуаций, где требуется использовать настолько длинные серии, но хорошо, что такая возможность есть. Высокую скорость съёмки и записи на карту можно применять для съёмки короткими сериями быстродвижущихся объектов, спортсменов на соревнованиях и т.п. В этом случае камера не будет останавливаться, всегда успевая сбросить содержимое буфера на карту до момента его заполнения.
Настройки
Среди широких возможностей настройки камеры хочется особо выделить возможность пользоваться встроенным ND-фильтром (фильтром нейтральной плотности). Эта функция помогает снимать, например, на открытой диафрагме в солнечный день, используя максимально короткую выдержку электронного затвора — 1/32000 с. В солнечный день это вряд ли пригодится для фотосъёмки, а вот для видео функция окажется важной.
Я же использовал его для получения смазанных огней проезжающих машин, когда необходимо установить выдержку в 4–8 секунд, а диафрагму сильно зажимать не хочется. Если сцена выглядит слишком ярко, то из инструментов под рукой остаются управление чувствительностью ISO и фильтры, снижающие световой поток. Вот тут и пригодится встроенный ND-фильтр. Его можно включить, выключить или перевести в режим AUTO (тогда автоматика камеры сама решит, когда его использовать). Встроенный ND — достаточно эффективный инструмент. При его включении/выключении в объективе заметно движение элементов, а это говорит о том, что он физический, а не электронный.