Как снимать на Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R? Субъективные заметки и практические советы
Когда я брал на тест Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R, у меня было стойкое ощущение, что практически все время мне придется снимать со штатива, на минимальных ISO, на прикрытых диафрагмах, с задержкой срабатывания затвора — и все это для реализации потенциала 50,6-мегапиксельной матрицы. Но уже через несколько дней я расслабился и начал фотографировать как на «обычный» фотоаппарат. Я даже рискнул испытать камеры в съемке репортажа! Что из этого вышло, читайте в следующей части нашего теста. А пока же я поделюсь некоторыми субъективными замечаниями по работе с камерами.
Съемка с рук или со штатива?
Множество тестовых кадров для сравнительной части нашего обзора я снимал со штатива. Признаюсь, это занятие довольно утомительное и… немного обидное. Ты тащишь на себе два фотоаппарата, полный рюкзак оптики, да еще и тяжелый штатив. Ищешь кадр, раскладываешь технику, делаешь снимок и понимаешь, что смаз на снимках все равно присутствует — например, из-за раскачивающего травинки ветра или из-за движений самого объекта съемки.
На этом снимке присутствует небольшой смаз, потеря резкости, которая заметна при 100% увеличении
Сделать идеально резкий кадр с рук можно, используя несколько простых правил:
- Лучше применять выдержку покороче. В настройках Авто ISO я выставил выдержку для приоритета диафрагмы на одну ступень более короткую по сравнению с «классической» (1/фокусное расстояние).
- Для статичных сюжетов можно настроить предподъем зеркала. Кадр будет делаться с небольшой задержкой, но вы исключите колебания фотоаппарата от нажатия кнопки спуска и хлопка зеркала.
Так что необходимость наличия штатива для получения качественного результата сильно преувеличена.
Какую диафрагму использовать?
Вопрос глубины резкости при съемке на Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R стоит как никогда остро. Если вы привыкли снимать пейзаж, фокусируясь в нескольких метрах от камеры и закрывая диафрагму примерно до f/4—f/5,6, то подход к съемке придется пересмотреть. Даже при использовании широкоугольной оптики резкости на бесконечности при этом не будет. В то же время не стоит закрывать диафрагму больше f/8-f/11: становится заметно падение резкости из-за дифракции.
Аналогичная ситуация и с портретом. Конечно, вы можете применять сверхсветосильную оптику типа Canon EF 85 f/1.2L II USM. Но все достоинства многомегапиксельной матрицы при съемке на открытой диафрагме вы точно не раскроете: в глубину резкости попадет слишком малая часть кадра, а вероятность промаха по фокусу будет очень велика. Поэтому диафрагму желательно хоть чуть-чуть прикрывать. К тому же это положительно скажется на уровне хроматических аберраций. При просмотре увеличенных снимков такие искажения хорошо заметны.
Использовать стабилизатор или нет?
Я стараюсь не применять стабилизатор при съемке со штатива. Зачастую в таких условиях он способен неприятно удивить. Зато при съемке с рук он здорово выручает, особенно если речь идет о телеобъективе. Камера очень чувствительна к смазу изображения — сказывается малый размер пикселя.
Но не стоит рассматривать стабилизатор как панацею от всех бед. Шевеленка может появиться на любом кадре и в любой момент. Например, на снимке ниже видно, что сам шар получился довольно резким, а чуть-чуть раскачивавшаяся корзина смазалась даже на выдержке 1/800 с. Снимай я на камеру с меньшим разрешением, такой смаз можно было бы и не заметить.
Обратите внимание на небольшой смаз на корзине аэростата. Камера очень требовательна и не допускает шевеленки
Какое ISO использовать?
Я установил в фотоаппарате верхнюю границу ISO, равную 3200 единиц. Впрочем, такое же значение будет установлено и по умолчанию. Подобная настройка позволяет снимать в условиях недостаточного освещения и получать пригодные для печати снимки. Но о широкоформатной печати с полиграфическим качеством речи, естественно, не идет. Для таких случаев лучше применять чувствительность в пределах ISO 100 — ISO 400.
Как выставлять экспозицию?
Выше я уже писал, что фотоаппараты довольно неохотно отдают детали в тенях при обработке снимка: появляется шум, иногда вылезает растр, тени «тянутся» с трудом. Однако Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R имеют неплохой запас в пересвеченных областях. Поэтому часть снимков я снимал с небольшой положительной коррекцией, не особо опасаясь пересветить картинку.
Вот наглядный пример. Я снимал на рассвете Горицкий монастырь с высоты. В JPG четверть кадра «выгорела» до абсолютно белого цвета. При конвертации RAW удалось без труда получить в этом месте и фактуру тумана, и теплый оттенок восходящего солнца.
Оригинальный JPG, каким запечатлела его камера
После этой съемки я окончательно прояснил для себя и другой вопрос: снимать в RAW или в JPG? Не стоит экономить место на флешках даже в случае не слишком ответственных съемок. Те возможности, которые открывает RAW-файл при работе с пересвеченными участками, явно стоят затрат на карты памяти. Хотя в отношении баланса белого и корректности автоэкспозиции JPG меня полностью устраивает.
Обработанный в Adobe Lightroom снимок
Серийная съемка
Мы привыкли, что чем больше разрешение камеры, тем ниже ее скоростные характеристики. Но Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R явно являются исключениями из этого правила. Они выдают вполне пригодные для динамичных сюжетов 5 кадров в секунду. Более того, объем непрерывной серии больше, чем у Canon EOS 5D Mark III. При съемке RAW+JPG на карту памяти со скоростью записи 90 МБ/с можно снять непрерывную серию из 13 фотографий (индикатор буфера в видоискателе «обещает» лишь 12), затем скорость падает, а съемка происходит по мере записи снимков на флешку с частотой около 3 кадров/с. Для сравнения: у Canon EOS 5D Mark III непрерывная серия RAW+JPG составила всего 9 кадров с той же флешкой. И это существенная разница! В формате RAW при идентичных настройках EOS 5DS выдал непрерывную серию из 17 снимков, а EOS 5D Mark III — из 34 снимков. Здесь преимущество у «третьего марка».
При съемке в JPG индикатор в видоискателе показывает объем буфера, равный 32 кадрам. Однако я отснял чуть более 50 снимков, но так и не дождался падения темпа съемки. Здесь с Canon EOS 5D Mark III паритет.
Автофокус
Модуль автофокуса Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R не подвергся серьезным изменениям. Он по-прежнему состоит из 61 точки и в точности повторяет тот модуль, который мы видели у Canon EOS 5D Mark III. Не обязательно использовать все точки, их число можно ограничить до 9, 15 или 41 (только крестовые).
При дневной съемке к автофокусу никаких претензий не возникает. Область, покрытая точками автофокуса, достаточно широкая для портретной съемки без перекадрирования. Цепкость точек автофокуса также на высоте.
В этом сюжете уверенную фокусировку обеспечило лишь использование группы из 9 точек
Сложности могут возникнуть лишь после захода солнца. При ночной съемке воздушных шаров камера не всегда уверенно фокусировалась. Впрочем, выход из этой ситуации прост: если использовать не одну активную точку, а группу, например, из 9 точек, то фотоаппарат находит резкость даже при очень слабом освещении.
В следящем режиме фотоаппарат получил функцию iTR (Технология автофокусировки с функцией интеллектуального слежения и распознавания). Используя датчик экспозамера высокого разрешения (150 000 точек), фотоаппарат точнее отслеживает перемещение объекта в кадре и в следящем режиме корректнее выбирает активные точки автофокуса. Особенно это заметно в случае съемки людей: активируются те точки, которые совпадают с лицом человека. С другими сюжетами проблем тоже не возникает: камера точно распознает цвет и выделяет объект на фоне.
Однако, о приоритете лица или глаз в этом случае речи не идет. Фокусировка будет выполнена на ближайшей к камере точке объекта. Внезапно появляющиеся между камерой и объектом съемки предметы фокусировке не мешают: фотоаппарат не спешит на них наводиться. Впрочем, время задержки перефокусировки вы можете выбрать в меню, равно как и наиболее подходящий для ваших задач профиль настройки следящего автофокуса.
Оставайтесь на связи! Уже завтра мы опубликуем следующую часть теста, в которой покажем Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R в роли репортажных камер.