Качество изображения. Разрешение и динамический диапазон
Если в первых двух частях теста мы познакомились с камерами, можно сказать, заочно, то теперь самое время перейти непосредственно к съемкам и сравнению качества изображения. Насколько большой выигрыш в разрешении дают 50 мегапикселей? Как обстоят дела с динамическим диапазоном? Чем различаются Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R? Все это возможно выяснить, только поставив камеры в идентичные условия съемки и сделав парные снимки. Поэтому я беру несколько качественных L-объективов, мощный штатив и отправляюсь на съемку. Время для съемки я тоже выбирал не просто так. Рассвет над Москвой прекрасен сам по себе. Но кроме того, это время, когда освещение относительно стабильно, облака не закрывают солнце, не возникает неприятных сюрпризов с экспозицией.
Детализация
Парные снимки я делаю с одной точки, установив камеры на штатив. Для съемки используется один и тот же объектив. Стабилизатор в объективе выключен. Фокусировка осуществляется в режиме Live View по контрасту, что является наиболее точным способом. ISO ограничено минимальным значением 100 единиц.
Чтобы гарантированно избежать смаза изображения, я использую двухсекундную задержку срабатывания затвора. В Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R используется стиль изображения «Подробное» (это актуально для JPG-изображений). Одним словом, я позаботился о том, чтобы получить от камер максимальную детализацию, на которую они способны.
Результат, который обеспечил Canon EOS 5D Mark III в таких условиях можно считать отличным… до тех пор, пока вы не увидели снимки с EOS 5DS и EOS 5DS R. Очень показательна проработка деталей герба СССР на Главном здании МГУ. При 100% увеличении Canon EOS 5D Mark III позволяет разглядеть общие контуры, в то время как EOS 5DS и EOS 5DS R фиксируют мельчайшие детали. Причем текстура колосков лучше проработана у Canon EOS 5DS R — сказывается различие в установленных на сенсоре фильтрах. В JPG эта разница не столь заметна, как в RAW при конвертации с установками по умолчанию.
Сравнение Canon EOS 5DS R и Canon EOS 5D Mаrk III: 100% увеличение. Кликните по изображению, чтобы открыть его в полном разрешении в новом окне
Сравнение Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R: 100% увеличение. Кликните по изображению, чтобы открыть его в полном разрешении в новом окне
Очень показательным оказывается и другой сюжет — снятые на телеобъектив башни Москва-сити. На огромном расстоянии удается запечатлеть на фото мельчайшие детали изображения. И здесь с незначительным отрывом в уровне детализации выигрывает Canon EOS 5DS R, за ним идет EOS 5DS, а Canon EOS 5D Mark III существенно отстает.
Кроме детализации есть и другие различия в характере изображения. Например, цветопередача у новых «пятерок» и «третьего марка» немного разная при идентичных настройках баланса белого не только в JPG, но и в RAW. Уровень шумов в RAW на минимальном значении ISO у многомегапиксельных камер незначительно выше. Однако эти шумы легко подавляются без ущерба для детализации.
Сравнение Canon EOS 5D Mark III и Canon EOS 5DS R: 100% увеличение. Кликните по изображению, чтобы открыть его в полном разрешении в новом окне
Сравнение Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R: 100% увеличение. Кликните по изображению, чтобы открыть его в полном разрешении в новом окне
В целом же Canon EOS 5DS и EOS 5DS R обеспечивают беспрецедентно высокий уровень детализации, который раньше мы не видели ни у одной зеркалки, за исключением разве что некоторых среднеформатных моделей. Кликните по изображению, чтобы открыть его в полном разрешении и оценить детализацию.
Динамический диапазон
Считается, что увеличение разрешения матрицы ведет к сужению динамического диапазона. Доля истины в этом есть: увеличение плотности пикселей часто приводит к уменьшению площади фотодиодов. Но прогресс не стоит на месте, и разница в технологии производства сенсоров разных поколений может быть очень существенной. При производстве сенсоров Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R было уменьшено расстояние от микролинзы до фотодиода, улучшены транзисторы пикселей. Представители Canon еще на презентации камеры заявили, что динамический диапазон по сравнению с Canon EOS 5D Mark III не сузился и остался на том же уровне. Проверим?
Ночной город изобилует огнями и тенями. Такой сюжет позволит оценить динамический диапазон и в тенях, и в светах. Начнем, пожалуй, с теней. Открываем RAW-файл в графическом редакторе, выбираем самое темное место и начинаем прибавлять экспозицию. Новые детали проявляются на темных участках примерно до уровня +2 EV. Дальнейшая коррекция дает лишь увеличения уровня шума. Ситуация идентичная и у Canon EOS 5D Mark III, и у Canon EOS 5DS. Причем уровень яркостного шума растет у Canon EOS 5DS быстрее, но структура шума другая: она меньше портит изображение.
Конвертация RAW. —2 ступени экспозиции: 100% увеличение. Кликните по изображению, чтобы открыть его в полном разрешении в новом окне
А теперь посмотрим, как обстоят дела с пересветами. Уменьшаем экспозицию на 3 ступени… Результат получается идентичный для обеих камер: удалось вытянуть из пересветов одинаковые участки градиентов.
Конвертация RAW. —3 ступени экспозиции: 100% увеличение. Кликните по изображению, чтобы открыть его в полном разрешении в новом окне
Конвертация RAW. —3 ступени экспозиции: 100% увеличение. Кликните по изображению, чтобы открыть его в полном разрешении в новом окне
Но если отойти от инструментальных тестов и перейти к реальным съемкам, то выявляется еще целый ряд интересных закономерностей. При обработке мы редко пользуемся именно коррекцией экспозиции, а гораздо чаще работаем с инструментами осветления теней или затемнения светлых участков. Например, тени на реальных пейзажных снимках с Canon EOS 5DS тянутся не слишком хорошо. Инструмент Shadows в программных продуктах Adobe позволяет корректировать изображения без существенных искажений в пределах 60–70%, дальше на снимках проступает цветной шум и растр. Так что при съемке контрастных сцен лучше не рассчитывать на большой запас в тенях и соответствующим образом выставлять экспозицию.
Коррекция Shadows +63%
А вот запас в светах есть, и он большой. Случайно сбив настройку экспокоррекции, я снял ряд пересвеченных кадров. Ради эксперимента я решил все же открыть их в Photoshop и спасти из RAW столько информации в пересвеченных областях, сколько получится. Каково же было мое удивление, когда из белых участков проступил и цвет, и детали, и градиенты. К большинству снимков мы выкладываем сырые файлы, чтобы вы могли самостоятельно попробовать их сконвертировать в вашем любимом графическом редакторе.
Оригинал кадра в JPG
Коррекция экспозиции -2,5EV
Назвать динамический диапазон новых камер узким нельзя, особенно учитывая их разрешение. Фотографы-пейзажисты наверняка это оценят. Но стоит запомнить, что тени у этих фотоаппаратов тянутся чуть хуже, чем света.