Снимаем репортаж на Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R
Любое полевое испытание способно сразу выявить плюсы и минусы фотоаппаратов, полностью продемонстрировать их возможности. Новым «пятеркам» задача досталась не из простых. С Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R я отправился снимать Фестиваль воздухоплавания «Золотое кольцо России» в Переславль-Залесский.
Полеты воздушных шаров — это зрелище для настоящих фотогурманов. Ориентируясь на погоду, пилоты выбирают для полетов рассвет или закат, когда ветер дует с минимальной скоростью. Думаю, не стоит объяснять фотографам, что это идеальное время для съемки. Правда, летом придется завести будильник на довольно ранний час. Например, мне пришлось приехать на предполетный брифинг к 5 часам утра.
Воздухоплаватели никогда не назовут вам место взлета и посадки заранее: они сами его не знают. При помощи обычного воздушного шарика они определяют направление и силу ветра на разных высотах, изучают карту района полета, а лишь затем отправляются на старт — в точку, откуда можно доплыть по воздуху до места посадки. Погрузив рюкзак с фототехникой в багажник, я еду вслед за колонной машин с аэростатами туда, откуда будет дан старт сегодняшним полетам.
Туман висит над землей, и кажется, что его можно потрогать, подняв вверх руку. Шары разложены прямо на траве, их наполняют сначала холодным, а затем теплым воздухом. Сначала медленно, потом все быстрее шары поднимаются и встают вертикально, погружаясь в плотный туман. Сырость… Я решил не щадить камеры. Уникальные кадры дороже. На фотоаппаратах лежат капли росы. Стоит задеть фотоаппаратом за траву, и он практически попадает под душ. Вокруг все мокрое. Для таких случаев и создана влагозащита фотоаппарата.
Буквально в последний момент мне удается казавшееся ранее невозможным — попасть в корзину одного из шаров. Кто-то из участников фестиваля вовремя не приехал, заветный билет достается мне, вовремя оказавшемуся в нужное время и в нужном месте. То, что это шанс получить действительно уникальные кадры, я понимаю лишь в тот момент, когда шар неспешно начинает подниматься. Такое бывает в репортаже: ты никогда не знаешь, что произойдет в следующий миг, к чему быть готовым. Приходится рассчитывать и надеяться на технику: чтобы аккумуляторы не сели раньше времени, чтобы места на флешках хватило, чтобы камеры работали стабильно и предсказуемо… Шанса повторить кадр у меня не будет.
Из тумана шар выныривает так же внезапно, как самолет из слоя облаков. Просто вдруг становится очень светло, а вместо сырой травы ты видишь под собой пейзаж из ваты. Из тумана торчат городские трубы и вышки сотовой связи, шпили монастырей на берегах Плещеева озера, а потом как грибы после дождя, вырастают другие шары. Тут только успевай снимать! Большой объем серии у камер здесь играет немаловажную роль: я снимаю, что называется, направо и налево, пытаясь поймать наиболее выгодный момент. То под нами внезапно покажется другой аэростат, то на облаках появится эффектное гало с нашей тенью. Фотоаппараты успевают записывать на флешки все снимки без пауз, хотя я веду съемку в RAW+JPG.
Пилоты аэростатов не просто катают пассажиров, они соревнуются в мастерстве. За пять минут до нашего взлета в воздух поднялся «заяц» — шар, который остальные должны преследовать. Пилот может менять высоту, наполняя шар теплым воздухом от газовой горелки. Ветер на разных высотах различается и по силе, и по направлению. Так что преследование сводится в конечном счете к поиску высоты с подходящим ветром. Впрочем, бывают моменты, когда аэростаты повисают с нулевой скоростью. Тогда они начинают опускаться вплоть до уровня земли, а в нашем случае — воды, или подниматься выше тумана к яркому утреннему солнцу в поисках попутного ветра.
Настройки камеры приходится менять постоянно. Например, наполненный белым туманом кадр так и провоцирует автоматику занизить экспозицию. Баланс белого также нуждается в корректировке. Часть снимков я делаю с визированием по дисплею, чтобы максимально точно попасть в цвет и экспозицию. Здорово помогает гистограмма на дисплее!
Но самое сложное — удержать линию горизонта. Мы не обрабатываем снимки перед публикацией в журнале, так что шанса на выравнивание горизонта у меня нет.
Выручает двухосевой электронный уровень, который можно выводить не только на экран камеры в режиме Live View, но и отображать в видоискателе. В видоискателе я также включаю индикацию всех возможных параметров: от баланса белого до скорости серийной съемки.
В какой-то момент, когда до берега остаются считаные десятки метров, шары зависают: ни туда ни сюда, штиль… Наш «заяц», которого мы должны были догонять, скрывается за туманом. И теперь речь уже идет не о преследовании, а просто о поиске подходящей для посадки площадки. Для фотографа же это идеальное время для съемки: аэростаты и лодки рыбаков в одном кадре — где еще такое увидишь?
Со скоростью очень неторопливого пешехода мы добираемся до берега и вновь ныряем в облачко тумана. Из него то и дело показываются другие предметы: то окруженный стрижами аэростат, то монастырь на берегу озера. Нам повезло: площадкой для посадки нашего шара стал луг у Горицкого монастыря — потрясающе живописное место, на подлете к которому удается сделать уникальные кадры.
В момент посадки точку в съемке ставить рано. Еще несколько кадров я делаю на земле, а затем отправляюсь готовиться к следующей съемке: вечером программа полетов должна продолжиться в Ростове Великом.