Съемка с недостаточным освещением. Тест на всех ISO
Будем честными: Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R — не те фотоаппараты, от которых требуются высокие рабочие ISO. Все же жанры фотографии, где действительно нужно 50-мегапиксельное разрешение, ограничиваются пейзажной, рекламной, студийной, постановочной портретной съемкой. И во всех этих жанрах есть возможность работать на низких ISO. Однако мы решили проверить, насколько хорошо новые «пятерки» снимают в темноте по сравнению с проверенным годами Canon EOS 5D Mark III.
Для съемки я опять использую тяжелый штатив и двухсекундную задержку срабатывания затвора. Объектив — новый Canon EF 16-35 f/4L IS USM с отключенным стабилизатором. Я строю кадр и фокусируюсь по контрасту в режиме Live View. Кстати, при съемке с недостаточным освещением становится заметно, насколько быстрее фокусируются по контрасту новые камеры. Там, где Canon EOS 5D Mark III вообще может не сфокусироваться, Canon EOS 5DS наводится с первого раза. Да и сам процесс фокусировки занимает меньше времени. Сказывается применение более мощного процессора.
Есть и еще одно различие, которому я не придал внимания при съемке днем — это дисплей. Изображение на дисплее Canon EOS 5D Mark III более контрастное и имеет несколько отклоненную в сторону пурпурных оттенков цветопередачу. У Canon EOS 5DS (именно этот фотоаппарат я буду использовать в тесте) цвета на дисплее более чистые, а сама картинка максимально приближена к той, которую вы увидите на мониторе компьютера. Кроме того, камеры несколько по-разному измеряют экспозицию, что обусловило различие в экспозиции на некоторых тестовых снимках.
Я решил использовать лишь одну из новых камер для теста ISO, ведь конструкция фильтра сенсора на уровень шумов никак не влияет. Мой выбор пал на Canon EOS 5DS. Его преимущество перед Canon EOS 5D Mark III на минимальной чувствительности очевидно. Детализация снимков существенно выше. Каких-либо проблем с динамическим диапазоном нет. Единственный параметр, по которому выигрывает EOS 5D Mark III — это уровень монохромного шума. Да, у EOS 5DS такой шум присутствует даже на минимальном ISO и заметен, например, на монотонном небе, но существенного влияния на качество изображения он не оказывает.
ISO 200 не преподносит никаких сюрпризов. В характере изображения ничего принципиально не меняется.
При ISO 400 мелкий яркостной шум появляется и у Canon EOS 5D Mark III, но качество изображения у обеих камер остается все еще на очень высоком уровне.
Переломный момент для Canon EOS 5DS — это ISO 800. Детализация остается высокой, уровень шумов достаточно низким, но изображение становится немного «рыхлым» в тенях при 100% увеличении. Малоконтрастные тональные переходы начинают страдать. Такие снимки все еще можно применять для крупноформатной печати, но в отдельных случаях может потребоваться дополнительная обработка. Canon EOS 5D Mark III при таких же настройках продолжает выдавать гладкую, хоть и существенно проигрывающую по разрешению картинку.
Рыхлость изображения, деградация тональных переходов в тенях приходят к Canon EOS 5D Mark III на ISO 1600. При 100% увеличении «третий марк» превосходит в качестве изображения новый EOS 5DS, его картинка выглядит чуть «чище». Однако за счет большего разрешения Canon EOS 5DS все равно способен обеспечить более высокое итоговое качество.
При ISO 3200 уровень шума у Canon EOS 5DS существенно возрастает, начинают страдать мелкие детали изображения. Несмотря на более высокое разрешение матрицы, преимущество перед Canon EOS 5D Mark III тает на глазах. Можно сказать, что при ISO 3200 камеры практически сравниваются по своим возможностям. Но для справедливости нужно отметить, что на контрастных или просто хорошо освещенных участках кадра детали прекрасно различимы у обеих камер. Посмотрите на снимок с Триумфальной аркой. Даже ISO 3200 остается рабочим для подобных сюжетов. И даже здесь EOS 5DS способен выйти победителем.
Обычно верхние значения ISO во всех камерах добавляются разработчиками «для галочки». Canon EOS 5DS — исключение. ISO 6400 все еще можно применять на практике. Но нужно отдавать себе отчет: печать таких снимков крупным форматом уже нецелесообразна из-за заметного уровня шумов и снизившейся детализации. Да и в тенях деталей почти не остается. А что же Canon EOS 5D Mark III? Здесь ситуация аналогичная: ISO 6400 применять можно, но осторожно.
У Canon EOS 5D Mark III остаются еще два козыря: ISO 12800 и ISO 25600. Однако мы советуем использовать их лишь в том случае, когда снимок нужно сделать любой ценой, не заботясь о художественности и техническом качестве.
Признаться, результат этого теста несколько удивил меня. Налицо преимущества мощных современных процессоров и сложных алгоритмов шумоподавления. Камера с вдвое более высоким разрешением способна на больших ISO обеспечить примерно то же, а в некоторых ситуациях и лучшее качество снимков, если не разглядывать фото со 100% увеличением, а ограничиться печатью не слишком крупным форматом или просмотром на большом мониторе. Это еще раз говорит о том, что нам рано забывать о гонке мегапикселей: она не закончилась, а только начинается. На снимках с высоким, пусть даже избыточным разрешением, проще реализовать эффективное шумоподавление. Когда размер зерна шума становится меньше пикселя при печати, видимые на дисплее при 100% увеличении артефакты уже ничего не значат.