Репортажная съемка. Видеосъемка. Выводы
В ожидании подходящей погоды экипажи аэростатов сначала переносят взлет, затем долго выбирают отправную точку, вновь переносят взлет… Все устали от ожидания, поэтому по команде «старт» события начинают разворачиваться с неимоверной скоростью. Только что посреди огромного поля стояли машины, и вот уже один за другим поднимаются шары.
Прятавшееся за облаками солнце вдруг выглядывает на минуту, освещая все закатными лучами, и вновь прячется. Я включаю высокоскоростную серийную съемку и каждый сюжет отрабатываю короткой «очередью» кадров. Это приносит плоды: из серии всегда можно выбрать наиболее удачный по свету и компоновке снимок.
Я в полной мере ощущаю, насколько «тяжелые» получаются файлы у Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R. Место на 32-гигабайтных флешках тает со скоростью эскимо в жаркий день. От RAW довольно скоро приходится отказаться — это минус. Но результат в JPG выше всяких похвал — это плюс.
Признаться, съемка вымотала меня настолько, что приземление шаров снимать я не поехал. Устали и камеры. За день каждая из них сделала чуть менее 700 кадров. Это практически полный ресурс одной зарядки аккумулятора (заявленный ресурс 700 снимков при 23 °C и 660 при 0 °C). Да, новые «пятерки» довольно прожорливы, и об этом обязательно нужно помнить! Уже после 400 кадров индикатор заряда может показать тревожные два деления из четырех.
Однако, самым сложным испытанием для техники стало ночное шоу светящихся аэростатов. В ночи воздушные шары могут совершать только привязные полеты на небольшой высоте. Но насколько эффектно это выглядит!
Каждый шар подсвечивается изнутри газовой горелкой. Сложность съемки в том, что горелка включается лишь на короткий промежуток времени, а действительно эффектно шар выглядит лишь в момент вспышки газа. Каждый пилот включает горелку по своему усмотрению, чтобы обеспечить шару нужную плавучесть в конкретный момент времени.
Вот и получается, что шары не светятся все время, а попеременно вспыхивают, мигают. Здесь только и успевай водить камерой из стороны в сторону, снимая длинные серии по десятку кадров и пытаясь поймать наиболее эффектный свет. Чтобы запечатлеть в кадре два — три одновременно светящихся шара, нужно снять не одну сотню кадров.
Нужно признать, что автоматика камеры здесь оказывается на стороне фотографа. Автофокус, работающий по группе точек, уверенно фокусируется на чуть подсвеченном шаре. Экспоавтоматике я и вовсе слепо доверился. Баланс белого был установлен в положение «авто».
Светочувствительность также выбирала автоматика в пределах 3200 единиц. Это разумный предел для камер. При больших значениях ISO слишком сильно деградируют детали в тенях. А при ISO 1600—3200 вполне можно рассчитывать на качественный результат, достойный быть напечатанным не очень крупным форматом: А3 или А4. Но будем честными, весь потенциал 50 МП при ночной съемке с высоким ISO не раскрыть. На детализацию оказывают влияние не только действия системы шумоподавления, но и шевеленка — колебания камеры в руках фотографа и движения объекта съемки.
Видеосъемка
В тесте фотоаппаратов Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R можно было бы поставить точку, но репортаж с такого интересного мероприятия будет неполным без нескольких видеороликов. Видео прочно вошло в нашу жизнь. Многие фотографы снимают бэкстейджи своих фотосессий, ведут видеоблоги и даже занимаются профессиональной видеосъемкой. Во всех этих направлениях Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R способны помочь. Видеосъемка с этими камерами возможна в разрешении Full HD с частотой до 25 (30) кадров/с. Видеограф может выбирать, какое сжатие использовать: ALL-I (дает больше возможностей при монтаже) или стандартное IPB. Все точно так же, как в случае с Canon EOS 5D Mark III.
Скачать ролик в оригинальном качестве
Фокусировка, установка экспозиции и других параметров возможны в автоматическом и полностью ручном режиме. Здесь нет никаких ограничений в творчестве.
Скачать ролик в оригинальном качестве
Для записи звука можно применять внутренний или внешний микрофон. Для подключения внешнего стереомикрофона предусмотрен 3,5-дюймовый разъем типа Jack. Гнезда для наушников нет — и это единственное принципиальное отличие от Canon EOS 5D Mark III. В остальном же видеовозможности камер очень близки.
Скачать ролик в оригинальном качестве
Новой функцией, появившейся в Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R, стала интервальная съемка. Причем в камере есть как интервалометр для фоторежима, так и возможность записи интервального видео для видеорежима. Именно этой функцией я воспользовался, снимая репортаж с Фестиваля воздухоплавания «Золотое кольцо России».
Скачать ролик в оригинальном качестве
Выводы
В нашем тесте мы сравнили Canon EOS 5DS, Canon EOS 5DS R и Canon EOS 5D Mark III. Во многом результаты получились предсказуемыми: зеркалки с самым высоким на сегодняшний день разрешением сенсора способны обеспечить высочайшее качество изображения, значительно превзойти EOS 5D Mark III по детализации и, что менее ожидаемо, не уступить ему в широте динамического диапазона. Лидером по уровню детализации среди всех трех камер, безусловно, является Canon EOS 5DS R с особой конструкцией низкочастотного оптического фильтра. Однако его преимущество по сравнению с EOS 5DS не столь велико, как разница в цене.
Удивила ситуация с шумами. Если рассматривать снимки со 100% увеличением, то преимущество полностью на стороне EOS 5D Mark III, однако за счет более высокой детализации Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R вполне позволяют работать с высокими ISO, обеспечивая достойное качество как минимум до 1600 единиц.
Безусловно, новинки оказались чуть сложнее в работе, чем EOS 5D Mark III. Они требуют более коротких выдержек, а для получения идеального качества иногда и предподъема зеркала, и использования штатива. EOS 5DS и EOS 5DS R чрезвычайно требовательны к оптике. Они не раскроют всего потенциала, если вы снимаете на старенький видавший виды зум. Лучше выбрать что-то из последних моделей L-серии.
Удивительно, но по многим скоростным характеристикам 50-мегапиксельные EOS 5DS и EOS 5DS R легко обставляют старичка EOS 5D Mark III. Скорость серийной съемки у них ниже всего на 1 кадр/с, зато длина непрерывной серии в RAW+JPG больше, а в JPG они и вовсе не сбиваются с темпа даже после полусотни кадров. Лишь при съемке в RAW явное преимущество на стороне «третьего марка». Намного тише и мягче стал затвор. Заметно улучшился контрастный автофокус. В режиме следящей фокусировки за счет функции iTR прибавилось стабильности слежения. Такие камеры можно использовать даже для съемки репортажа, однако не слишком высокие рабочие ISO и большой объем получаемых снимков могут несколько ограничить фотографа. Аналогичная ситуация и со съемкой видео: его тоже можно снимать, но отсутствие выхода на наушники ограничивает профессиональное применение и как бы задает вопрос фотографу: «а нужно ли?..»
Уж лучше использовать эти фотоаппараты по их прямому назначению, а не «заколачивать микроскопом гвозди». Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R — это уникальный профессиональный инструмент, позволяющий получать снимки с высочайшей детализацией в любых условиях съемки и любых жанрах. Ни одно среднеформатное решение не сравнится с ними в мобильности, оперативности работы, неприхотливости, качестве автофокуса… Список можно продолжать еще долго.
Плюсы Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R:
- полнокадровая 50,6-мегапиксельная матрица;
- очень высокая детализация снимков;
- достаточно высокое качество снимков до ISO 3200;
- большой запас в светах в RAW;
- высокая скорострельность 5 кадров/с;
- большой для такого разрешения объем буфера;
- смягченный ход зеркала, функция блокировки зеркала;
- тонкая настройка автоISO;
- продуманное управление;
- большое число точек автофокуса, широкое покрытие кадра;
- отличный следящий автофокус;
- тонкие настройки автофокуса;
- работа с двумя картами памяти;
- удобная функция интервальной видеосъемки;
- пыле- и влагозащищенный корпус;
Минусы Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R:
- малый запас в тенях в RAW;
- несколько рыхлая картинка в тенях при ISO выше 800 единиц;
- требовательность к оптике;
- необходимость использовать более короткие выдержки;
- отсутствие выхода для наушников;
- не слишком большой ресурс аккумулятора.
Наше резюме
Canon EOS 5DS и Canon EOS 5DS R — это не замена для Canon EOS 5D Mark III. Так что не спешите продавать свой «третий марк». Перед нами принципиально новый класс камер, сочетающий в себе качество изображения, ранее встречавшееся только в среднем формате, и все достоинства классической полупрофессиональной зеркалки. На сегодняшний день несмотря на немалую стоимость это одна из самых доступных точек входа на профессиональный рынок изображения. По-настоящему раскрыть потенциал этих фотоаппаратов можно в пейзажной и студийной, в рекламной и предметной съемке, в стоковой фотографии — там, где на первое место выходит разрешение. Впрочем, камеры можно рекомендовать и увлеченным любителям, желающим получать снимки сверхвысокого технического качества и обладающим соответствующими финансовыми возможностями. В повседневной съемке эти фотоаппараты ненамного сложнее своих собратьев.