Портретная съемка
Портрет — пожалуй, один из самых распространенных жанров в фотографии. Любой портретный снимок имеет несколько составляющих успеха: выверенную композицию, удачно пойманный момент (сюда же я бы отнес выбор места и подбор света) и техническую реализацию. Если две первые составляющие целиком и полностью зависят от фотографа, то последняя составляющая чаще всего определяется камерой и объективом. Сегодня я рассажу немного о своем опыте портретной съемки на Canon EOS 5D Mark III.
Безусловно, для съемки портрета лучше предпочесть специально созданный для подобных съемок объектив. Портретные объективы, как правило, обладают высокой светосилой и специфическим рисунком: с очень мягким размытием фона и чуть пониженным микроконтрастом, чтобы не акцентировать внимание зрителя на дефектах кожи модели. Мне в съемке сегодня помогает, наверное, один из лучших портретников на сегодняшний день — Canon EF 85 f/1.2L II USM.
Не будем забывать, что Canon EOS 5D Mark III оснащен датчиком изображения с размером 24х36 мм, то есть полнокадровым сенсором, равным по размеру стандартному пленочному кадру. На таком сенсоре этот сверхсветосильный объектив дает очень малую глубину резкости в кадре при съемке с открытой диафрагмой. Это, конечно, плюс: малая глубина резкости создает на снимке иллюзию объема, заставляя плоскую фотографию казаться более живой.
Особенно хорошо этот эффект заметен при съемке ростовых и поясных портретов. Из-за большой дистанции фокусировки в кадре не так сильно размывается фон, он остается читаемым. Однако, даже такого размытия достаточно для отделения объекта съемки от заднего плана. Примечательно, что на камерах с матрицей APS-C подобный эффект уже не столь заметен: частично теряется объемность и живость картинки, так как фотографу при съемке приходится отходить дальше от модели для получения той же крупности плана.
При работе с диафрагмами f/1,2-f/2 Canon EOS 5D Mark III позволяет заметно размыть фон даже на дистанции съемки в несколько метров. Что приятно, в этом случае не возникает проблем с переэкспонированием: минимальная выдержка у Canon EOS 5D Mark III — 1/8000 с, минимальное ISO — 100 единиц с возможностью расширения до ISO 50. Даже при съемке на f/1,2 экспопары хватает для фотосессий с вечерним солнцем, очень редко приходится закрывать диафрагму до f/1,8.
Однако, работа со светосильной оптикой и малой глубиной резкости — задача непростая. Фокусировка должна быть максимально точной. Если речь идет о бюджетных зеркалках, то с ними часто возникает одна и та же проблема: датчики автофокуса расположены слишком близко к центру кадра. При компоновке снимка, отличной от центральной, приходится использовать перекадрирование: предварительно фокусироваться в нужной точке по одному из датчиков, блокировать фокусировку (обычно достаточно просто придавить кнопку спуска) и перестраивать кадр в соответствии с авторской задумкой.
Все бы ничего, но при этом почти всегда возникает промах по фокусу. При перекадрировании может измениться расстояние до объекта съемки. Малейшего шевеления модели или наклона камеры достаточно, чтобы глаз снимаемого человека выпал из миллиметровой глубины резкости. С Canon EOS 5D Mark III все намного проще: датчик автофокуса этой камеры состоит из 61 точки, которые покрывают большую площадь кадра. Ситуаций, когда при съемке требуется перекадрирование, практически не возникает.
При съемке портретов я стараюсь использовать не группу точек, а одну-единственную точку фокусировки. Это позволяет наиболее точно контролировать попадание в резкость. Достаточно лишь совместить соответствующую точку с глазом модели.
Кстати, для наиболее оперативного управления я назначил прямой выбор точки фокусировки джойстику камеры. Удивительно, но почему-то эта настройка не включена по умолчанию.
Также я использую серийную съемку со скоростью 6 кадров/с, чтобы поймать наиболее удачные фазы лица модели: мы живем в реальном мире, где люди не умеют замирать на несколько секунд с одним и тем же “фирменным” выражением лица. Поэтому порой приходится “стрелять очередями”, чтобы поймать нужный момент.
Почти всегда я стараюсь снимать портрет в лучах закатного солнца. Такой свет дает мягкий рисунок в кадре, не создает излишних теней. Но особенно мне нравится легкий золотистый оттенок! Здорово, что камера его сохраняет на снимках. При этом какого-то промаха в балансе белого, ухода в желтизну или наоборот — синеву — не происходит, хотя для ряда кадров я вообще применял автоматическую установку баланса белого.
Точно так же я отдал на откуп автоматике стиль изображения. Ранее я старался применять стиль изображения “портрет” для соответствующих сюжетов, чтобы добиться наиболее естественной цветопередачи. Но в Canon EOS 5D Mark III автоматика и без моего участия отлично разбирается с цветом. Ну а если к цвету есть какие-то вопросы, всегда можно поработать с RAW-файлом.
Подведем промежуточный итог? Canon EOS 5D Mark III отлично показал себя в портретной съемке. Главное испытание — работу со сверхсветосильной оптикой — фотоаппарат прошел на пять с плюсом. Модуль автофокуса с покрытием большей площади кадра и просто огромным количеством точек фокусировки позволяет с потрясающей точностью попасть в малую глубину резкости. Нет претензий и к цветопередаче. Даже JPG-снимки без обработки (а именно их мы всегда показываем в наших тестах) радуют естественными оттенками, хорошим скин-тоном. Впрочем, из RAW вы всегда можете получить тот цвет, который хотите. Наконец, минимальная выдержка 1/8000 и минимальное ISO 100 с расширением до ISO 50 дают возможность использовать самую светосильную оптику без боязни пересветить кадр.