Городские сюжеты, съемка на высоком ISO
Простая городская фотопрогулка порой может оказаться непростым испытанием для фотокамеры. Быстро движущиеся объекты, недостаточная освещенность или наоборот — излишне контрастные сцены, работа с малой глубиной резкости и даже съемка под струями воды — все это в сегодняшней части “Недели с экспертом”. Я отправляюсь в центр города, чтобы провести там весь день и вечер в поисках интересных кадров.
Жаркая московская погода заставляет начать испытание камеры, что называется, с места в карьер. Недавно открытый фонтан на Крымской набережной — отличное место, чтобы немного освежиться. Непредсказуемо бьющие струи воды привлекают людей принять такой экстремальный душ. Мне же не столь интересно снимать купающихся, я хочу сделать несколько кадров с замершей в воздухе водой, с освежающими брызгами.
Есть, правда, пара сложностей. Во-первых, лучшие кадры получаются все же с очень короткой выдержкой. У меня самые хорошие результаты — с выдержкой 1/5000 с. Здорово, что затвор Canon EOS 5D Mark III такую выдержку отсекает. можно использовать и более короткую — до 1/8000.
Во-вторых, самые удачные кадры получаются в непосредственной близости от струи воды. Тут и мне, и камере приходится помокнуть. Порой ее просто накрывает потоком брызг. Тем не менее, я решил довериться влагозащите Canon EOS 5D Mark III и постараться не волноваться за судьбу фотоаппарата, сосредоточившись на съемке. Действительно: через десять минут камера высохла на солнце, купание прошло без неприятных последствий. Даже объектив не запотел. Впрочем, не стоит переходить определенный рубеж. Камера оснащена именно брызгозащитой: погружать ее в воду, засовывать под струю и эксплуатировать в условиях постоянной высокой влажности все же не стоит. Для таких целей созданы специальные герметичные боксы.
Второй сюжет — площадка для экстремальных видов спорта. Здесь всегда собираются любители покорить рампу на велосипеде или любом другом колесном средстве передвижения. Я же занимаю место чуть в стороне и пытаюсь поймать наиболее динамичные моменты. В камере включена серийная съемка: после нажатия кнопки спуска Canon EOS 5D Mark III выдает серию с частотой до 6 кадров/с. Для моих целей этого более чем достаточно. Удается поймать сразу несколько фаз движения спортсмена и выбрать наиболее эффектный момент.
Я фокусируюсь по группе точек, чтобы не упустить объект съемки из резкости. Здесь одна-единственная точка, которой я пользовался при съемке портрета, уже не годится. Режим фокусировки — AI Servo: в этом режиме пока кнопка спуска наполовину нажата, камера продолжает удерживать цель в резкости. Кстати, глубина резкости не такая уж и большая: я использую светосильный объектив с открытой до f/2,8 диафрагмой, чтобы максимально сократить выдержку и заморозить движение в кадре.
Нужно отметить, что с подобными сюжетами Canon EOS 5D Mark III справляется играючи. Видно, что потенциал фотоаппарата намного шире. Например, я не использовал какие-то особые настройки для следящего автофокуса. А ведь в Canon EOS 5D Mark III, как и в топовых репортажных зеркалках, предусмотрен целый набор профилей для разных условий съемки со следящим автофокусом.
Кофе на летней веранде — тоже отличный сюжет для съемки, особенно если в руках у вас полнокадровая камера. Красивое и очень сильное размытие заднего плана (я использовал сверхсветосильный Canon EF 85 f/1.2L II USM) творит чудеса и изменяет реальность до неузнаваемости. Ничем не примечательный газон с полоской солнечного света становится отличным ярким фоном, позволяя абстрагироваться от городского окружения и создать фото с каким-то очень южным и отпускным настроением. Мне нравится тот цвет, который дала камера с настройками по умолчанию: он немного отличается от того, что видел глаз, но отличается в лучшую сторону. Автоматике баланса белого здесь ставим твердую пятерку.
В ряде сюжетов я все же вручную меняю стиль изображения на “Пейзаж”. Это дает свои результаты: цвет в кадре становится максимально насыщенным, ярким. Когда солнце начинает клониться к закату, такая настройка позволяет поиграть с оттенками, получить более эффектные цвета. Холодный цвет в тенях как будто проявляется и начинает эффектно контрастировать с теплыми тонами предзакатного неба на снимке. Особенно этот эффект хорошо заметен на нескольких кадрах с белоснежными лебедями из парка.
Мы в Prophotos глубоко убеждены, что фотография становится настоящей лишь после того, как будет напечатана на бумаге.
Шумы и мягкость изображения по углам, хроматические аберрации и дисторсии — всё это становится менее существенным, когда вы отрываетесь от монитора и смотрите на отпечаток.
Для печати снимков с этого фотоаппарата мы рекомендуем профессиональный фотопринтер Canon PIXMA PRO-100S, поддерживающий формат до А3+. Эта модель оснащена 8 раздельными чернильницами. PIXMA PRO-100S обеспечивает превосходное качество, — лучше, чем в фотолабораториях. Вы можете использовать фотобумагу с разной текстурой: например, отдавая приоритет матовой бумаге Canon Fine Art Photo Paper Premium Matte для портрета или глянцевой Canon Pro Platinum для ярких и контрастных сюжетов.
Canon PIXMA PRO-100S работает как по USB, так и по сети: с помощью Ethernet-кабеля или встроенного Wi-Fi. Модуль Wi-Fi также даёт возможность подключаться к принтеру и печатать снимки с вашего мобильного телефона или планшета.
Любителям стрит-фотографии по нраву придется функция “Тихий затвор”. Я себя не отношу к уличным фотографам, тем не менее стараюсь не упустить возможности сделать пару интересных снимков с людьми. Чтобы не привлекать к себе внимание щелчками камеры, включаю “Тихий затвор”. Зеркало в фотоаппарате начинает ходить плавнее, медленнее, но значительно тише. С расстояния в метр камеру уже не слышно. А если не подносить фотоаппарат к глазу, а снимать что называется “от пуза”, то фотограф в абсолютном большинстве ситуаций окажется незамеченным.
Есть у “Тихого затвора” и еще один плюс: при съемке не создается излишних вибраций. Можно снимать с рук на относительно длинных выдержках, в том числе и при слабом освещении. С заходом солнца это становится актуально. К тому же, практически для всех кадров я использую объектив без стабилизатора.
С наступлением темноты я отдаю установку светочувствительности на откуп автоматике. Мне интересно, как камера будет снимать на высоких ISO. Поэтому о величине чувствительности я даже не задумываюсь — ее я увижу уже потом, при просмотре снимков на компьютере. Сейчас задача эти самые кадры сделать, причем сделать их без штатива (съемке со штативом и получению максимального качества изображения мы уделим внимание завтра).
Нужно сказать, что даже при использовании светосильного объектива довольно часто я по привычке чуть закрывал диафрагму, снимая не только на f/2,8, но и на f/3,5. И при этом камера отлично справлялась со съемкой. Автоматика подбирает выдержку по классическому соотношению: для фокусного расстояния 24 мм — порядка 1/30, для фокусного расстояния 70 мм — порядка 1/60. Смазов и шевеленки в кадрах практически нет, как нет и необоснованного завышения ISO.
Об уровне шума и детализации на высоких ISO я традиционно сужу по JPG-файлам из камеры, без обработки. Безусловно, при самостоятельной обработке RAW в зависимости от используемого программного обеспечения, специфики сюжета и навыков можно получить другой результат. Однако, для себя я сделал вывод, что до ISO 3200 включительно камера выдает качественное изображение с очень слабым яркостным шумом и полным отсутствием цветного, самого неприятного шума. При этом уровень детализации достаточно высок для печати снимков крупным форматом, более А4. С дальнейшим повышением ISO происходит снижение детализации без значительного роста шума. Однако, чем выше ISO, тем уже динамически диапазон и хуже проработка полутонов. Для себя границу максимального ISO я провел на уровне 6400 единиц. Более высокие значения годятся в том случае, если кадр должен быть получен любой ценой.
Впрочем, более высокие значения требуются не так уж и часто: речь идет о съемке в темноте при свете очень слабых источников. Зачастую в таких ситуациях съемка все же ведется со штатива или же с применением вспышки. Кстати, завтрашний день теста будет как раз посвящен съемке со штатива и получению максимального качества изображения.