Макросъемка на Canon EOS 5D Mark III
Съемки этого теста я решил начать с макро. Дело в том, что именно в данном жанре можно очень наглядно раскрыть целый ряд особенностей и возможностей Canon EOS 5D Mark III.
Начнем с разрешения датчика изображения. Оно у “третьего марка” составляет 22 мегапикселя. Много это или мало? Сейчас, когда мобильный телефон или любительский компакт запросто могут похвастаться 20-мегапиксельной матрицей, такая цифра вовсе не выглядит внушительной. Но 22 мегапикселя, расположенные на датчике размером 24х36 мм — это совсем не то же самое, что крохотный сенсор любительского компакта. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть снимок с Canon EOS 5D Mark III в 100% масштабе.
В этом тесте я использую качественный современный макрообъектив Canon EF 100mm f/2.8L Macro, способный раскрыть весь потенциал камеры. Взгляните на кадр с цветком подсолнуха. На нем не только различима каждая тычинка, но отлично читаются даже отдельные зернышки пыльцы. Детализация на самом высоком уровне. Кроме того, применение большого сенсора изображения позволяет получить в кадре малую глубину резкости, размытие фона, и с их помощью добавить снимкам объем.
В некоторых сюжетах я строю кадр, даже не столько опираясь на главный объект, сколько обыгрывая блики и цветовые пятна в зоне нерезкости. Боке — красивое размытие — является здесь полноценной композиционной составляющей.
Если же открыть диафрагму посильнее, то можно вообще отделить главный объект от фона, размыв все без исключения мешающие детали.
В случае статичных сюжетов, таких как цветы, мне здорово помогает функция визирования по экрану камеры. Снимать порой приходится буквально с земли: в таком положении в видоискатель камеры не заглянуть. На экране же картинка прекрасно видна. Дополнительно я включаю индикацию сетки кадрирования — что ни говори, а даже опытному фотографу она помогает избежать проблем с компоновкой кадра. Однако скоро мне приходится вновь вернуться к визированию через оптический видоискатель. Ведь именно он позволяет получить максимальную оперативность в работе с камерой: быстро менять настройки, видеть в живую происходящее перед объективом, фокусироваться за доли секунды и снимать моментально, без какой-либо задержки срабатывания затвора — это самые главные достоинства зеркальных камер.
Для большинства фотографов макрофотография — это все же съемка насекомых. И чтобы протестировать камеру на подобных сюжетах, я просыпаюсь пораньше и отправляюсь на природу. Наиболее эффектный свет — утренний. Он не создает в кадре таких жестких теней, как полуденное солнце. В то же время, утром в жаркий день насекомых снимать проще всего. С первыми лучами солнца они вылезают из своих укрытий, пока еще сонные и малоактивные. Тут-то самое время их фотографировать.
Если речь идет о съемке таких крупных насекомых, как жуки или шмели, диафрагму объектива приходится чуть прикрывать для увеличения глубины резкости. Иначе вы рискуете поймать в резкость лишь один усик или одну лапку жука.
В этот раз я не использую никаких искусственных осветителей — макровспышек или светодиодных источников, — только естественный свет! А значит, для получения короткой выдержки мне нужно несколько увеличить светочувствительность камеры. Короткая выдержка мне нужна для съемки подвижных насекомых: хочется поймать в кадре полет шмеля над цветком. Задача не из простых, учитывая, что съемка ведется в масштабе от 1:2 до 1:1.
Оптимальную для такого сюжета выдержку порядка 1/1000-1/4000 с удается получить лишь при ISO 640 - ISO 800. Да-да, и это на ярком солнце! Используй я для съемки камеру классом ниже, я бы получил зашумленные снимки с пониженной детализацией: все же речь идет о сравнительно высоких ISO, которые буквально пять-шесть лет назад были пределом реального рабочего диапазона для многих камер.
Однако для Canon EOS 5D Mark III это вполне рабочий диапазон чувствительности, при котором не возникает ни деградации цвета, ни потери детализации. Да и шум вы вряд ли найдете на снимках. Зато мохнатого шмеля при максимальном увеличении сможете разглядеть во всей красе.
Первую серию снимков я делаю по-старинке, в режиме ручного фокуса, предварительно наведя резкость в точку над цветком. Дальше мне остается лишь поймать момент, когда шмель окажется в нужной точке. В этом мне помогает серийная съемка. Canon EOS 5D Mark III делает до 6 кадров/с, и этого для динамичных сюжетов вполне достаточно. Однако процент брака сравнительно велик — упрямые шмели никак не хотят зависать в нужной мне точке.
И тут на помощь приходит автофокус. Так уж повелось, что многие макрофотографы от его услуг отказываются, потому что чаще всего камера просто не успевает сфокусироваться на движущейся модели. Но я все же попытаюсь. Во-первых, для увеличения скорости я задействую ограничитель дистанции фокусировки в объективе. Один щелчок переключателя, и Canon EF 100mm F2.8 L IS USM Macro работает только в макродиапазоне от 30 до 50 см.
Во-вторых, я включаю фокусировку не по одной точке, а по группе из пяти точек. Таким образом камере проще “уцепиться” за подвижную цель. Я снимаю с непрерывным фокусом AI Servo, чтобы фотоаппарат продолжал фокусироваться на шмеле даже между кадрами в серии. И это приносит свои результаты! Мне удается сделать несколько динамичных кадров с летящим насекомым.
Для меня Canon EOS 5D Mark III открыл новые возможности в макросъемке. Прежде всего, это комфортная работа с автофокусом, в том числе в следящем режиме. Кроме того, с этой камерой я смело использовал чувствительность до 800 ISO, получая высокодетализированные и резкие снимки без шума.