Пейзажная съемка на Canon EOS 5D Mark III
Пейзаж — не менее распространенный жанр съемки, нежели портрет. Из любой поездки — будь то тур в экзотическую страну или просто выходные за городом — фотограф привозит с собой пейзажные снимки. Но качество снимков в равной степени здесь зависит от умения фотографа и качества используемой техники. Сегодня мы будем испытывать в деле EOS 5D Mark III: насколько хорошо камера справится с пейзажной съемкой?
Главная сложность, с которой сталкивается любой фотограф-пейзажист — это слишком контрастные сюжеты. Даже когда закатное солнце прячется за легкую дымку — а это самое благоприятное с точки зрения света время — контраст в кадре может быть так высок, что матрица современного фотоаппарата не проработает детали в светах или тенях. Особенно хорошо этот эффект заметен на недорогих моделях фотокамер: все вы видели кадры с абсолютно белым небом, которое в жизни имело и яркий цвет, и интересную фактуру облаков.
В EOS 5D Mark III применяется большой датчик изображения, который позволяет реализовать на нем сравнительно крупные светочувствительные элементы и получить более широкий динамический диапазон. Более того, при съемке в сыром формате RAW у вас появляется возможность при обработке снимков с большей точность восстановить казалось бы потерянные детали в тенях и светах. Но и у самой совершенной техники есть пределы. На снимке выше мне так и не удалось избежать пересвета в правом верхнем углу, где солнце пробилось через облако.
Но выход есть всегда. Например, съемка HDR — High Dynamic Range (высокий динамический диапазон). Раньше фотограф делал так: ставил камеру на штатив, делал последовательно несколько кадров с разной экспозицией, а после — дома при помощи специального программного обеспечения объединял их в один снимок, добиваясь проработки всех проблемных участков. Способ, безусловно, качественный, но трудоемкий: нужно иметь штатив, соответствующее ПО и некоторые навыки обработки. В EOS 5D Mark III реализована функция автоматической съемки HDR. Камера может сделать за вас все сама: сфотографировать серию снимков с заданной эксповилкой, совместить их (если съемка ведется с рук) и восстановить детали в тенях и светах. Обратите внимание на кадр ниже: от неприятного пересвета не осталось и следа.
Я использую эту функцию довольно часто, получая снимки с минимумов пересветов.
Пейзаж — это тот жанр, где никогда не бывает лишней резкости и детализации. Безусловно, большую роль здесь играет правильный выбор оптики. Но не менее важно и то, как построенную объективом картинку зафиксирует матрица. У EOS 5D Mark III матрица имеет разрешение чуть более 20 мегапикселей. Этого достаточно, чтобы проработать в кадре самые мелкие детали. Например, на снимке ниже отлично читается фактура стен зданий. Такое фото можно печатать даже очень большим форматом: детализация находится на очень высоком уровне.
Впрочем, большая матрица дает и еще одну интересную возможность пейзажисту — возможность поработать с малой глубиной резкости, чуть размыв задний план. Такой нехитрый прием добавляет снимку объема, создает глубину — третье измерение в кадре. Если же хочется большой глубины резкости, когда все планы в кадре находятся в фокусе, достаточно посильнее закрыть диафрагму.
Я очень люблю ночные съемки со штатива. В таких сюжетах закрытие диафрагмы дает сразу два очень интересных дополнительных эффекта. Во-первых, вы получаете возможность съемки с увеличенной выдержкой. Мне нравится, как размывается жизнь города на таких снимках.
Во-вторых, в зависимости от используемой оптики у вас появляется возможность добавить эффектные лучики вокруг единичных источников света в кадре — например, уличных фонарей. Я использую объектив Canon EF 24-70 f/2.8L II USM. Начиная с диафрагмы f/11 он отлично прорисовывает подобные лучики — переотражения света от лепестков диафрагмы внутри объектива. Если диафрагму открыть сильнее — лучики исчезнут, закрыть до f/16 или f/22 — лучики удлинятся. Однако, я останавливаюсь именно на f/11, поскольку на этом значении еще не сказывается дифракция, и в кадре можно получить максимальную резкость, на которую только способна камера.
При съемке пейзажа я часто использую визирование по дисплею. Во-первых, у меня появляется возможность сразу оценить настройки баланса белого. Автоматика в большинстве случае справляется адекватно, но тем не менее, иногда я корректирую эту установку вручную.
Во-вторых, намного удобнее строить кадр, имея на экране вспомогательную сетку кадрирования. Проще не завалить горизонт. Иногда я также применяю реализованный в камере электронный уровень. Он показывает положение фотоаппарата относительно двух осей — очень удобно!
При съемке со штатива я использую спуск затвора с двухсекундной задержкой. Это позволяет добиться лучшей детализации: к моменту открытия затвора успевают угаснуть вызванные нажатием на кнопку спуска микроколебания фотоаппарата.
Результат обработки RAW-файла: осветлнеы тени, убраны пересветы
Наконец, я всегда веду съемку в формате RAW+JPG. В нашем тесте я стараюсь всегда показывать необработанные JPG-снимки, какими их создала камера. Тем не менее, если вы хотите самостоятельно обработать кадры, то EOS 5D Mark III дает здесь довольно много свободы. И тени, и света отлично “вытягиваются” из RAW. Даже там, где камера, казалось бы, допустила пересветы, всегда можно восстановить детали. Кстати, осветление теней происходит без неприятного увеличения уровня шума. RAW можно смело редактировать в очень широких пределах без деградации изображения.
Завтра мы поговорим о видеовозможностях Canon EOS 5D Mark III.