Фотопутешествие с Canon EOS 5D Mark III. Выводы
Все тесты фототехники в формате “Неделя с экспертом” мы традиционно заканчиваем фотопутешествием. Где, как не в поездке, можно раскрыть весь потенциал фотоаппарата, испытать его в настоящих полевых условиях? Я отправляюсь на север от Москвы, прокладывая маршрут сразу через несколько древних городов, в каждом из которых есть свои интересные достопримечательности. Впрочем, оказывается, за красивыми видами ехать далеко не нужно. И первая точка съемки ждет меня буквально через несколько километров после выезда из города.
Туман над полями, легкая дымка и небольшие облака сделали рассвет в этот день просто потрясающим. Эффектный свет держится долго, около сорока минут. И мне остается лишь найти место, где и машину удобно припарковать, и эффектный вид в кадре получить. Правда, без “хитростей” съемка все равно не обходится. Пусть солнце и спряталось за облаками, но контраст в кадре все равно велик. Чтобы сделать этот снимок, я использовал функцию HDR. Съемку вел, естественно, с рук — камера отлично справляется с такой задачей.
Вторая точка съемки — это “открыточный” вид Сергиева Посада. Здесь я веду съемку по свету, поэтому запросто можно обойтись и без HDR. Чтобы добавить цветам насыщенности, я включаю в камере стиль изображения “Пейзаж”. Он же остается активным на протяжении всего путешествия.
Третью фазу рассвета, когда солнце еще не поднялось в зенит, но стоит довольно высоко, я застаю в Переславле-Залесском. Начало поездки вообще проходит в режиме гонки за светом: я хочу успеть снять максимум интересных мест, пока в кадре есть интересный утренний свет.
Все кадры я делаю с закрытой примерно до f/8 диафрагмой. Несмотря на то, что я применяю качественную светосильную оптику, для пейзажа лучше прикрыть диафрагму: глубина резкости будет больше, да и объектив гарантированно не подведет с детализацией. Однако, в некоторых сюжетах я все же применяю и другие значения. Например, цветок колокольчика я снимаю с открытой диафрагмой, чтобы размыть фон. А древний храм с выглядывающим из-за него солнцем — наоборот при f/16: это позволяет получить на снимке эффектные длинные лучики.
Следующая остановка — музей узкоколейной железнодорожной техники. Всего несколько десятков лет назад нашу страну буквально опутывала сеть узкоколейных железных дорог, их протяженность составляла тысячи километров. “Кукушка” — как часто называли такую железную дорогу — была настоящим историческим явлением, символом эпохи. Но сейчас увидеть такие поезда можно, пожалуй, только в музее под Переславлем или в совсем уж отдаленных уголках России.
В музее собрана отличная коллекция вагонов и локомотивов, некоторые из которых совсем уж непривычны взору. Например, локомотив, удивительным образом напоминающий трактор. На самом деле, трактором он и является, лишь установленным на железнодорожное шасси.
Впрочем, можно здесь увидеть и более редкие экспонаты. Например, немецкий узкоколейный паровоз Гр-269.
Рассказ о музее мог бы быть куда более объемным, если бы нам не помешал дождь. Я уже знаю, что Canon EOS 5D Mark III дождевых капель не боится. Но промокать самому совсем не хотелось: впереди нас ждало еще несколько городов.
Пожалуй, главной целью поездки был город Ростов. Именно там я планировал ночевку, а значит — и съемку достопримечательностей с эффектным закатным светом. Прогнозы погоды, время заката, карта города — все это было изучено еще дома, перед выездом. Но погода сопротивлялась до последнего момента: небо расчистилось буквально в самом конце дня.
В этот раз я не использовал поляризационный фильтр на объективе, поскольку снимал чаще всего с фокусным расстоянием 24 мм — при таком угле обзора велик шанс, что поляризационный фильтр затемнит лишь часть неба в кадре. Но тем не менее, мне удалось добиться в кадре эффектной проработки неба. Белоснежные здания храмов заставили экспоавтоматику камеры несколько занизить экспозицию, и небо в кадре превратилось из голубого в насыщенно-синее — как при использовании “полярика”. А дополнительного колорита снимкам добавили стаи галок. Признаться, мне пришлось подождать несколько минут с камерой в руках, прежде чем я сумел поймать их в кадр.
Вместе с эффектным светом пришли и красивейшие кучевые облака — настоящий подарок фотографу! Такие облака делают любой пейзаж более насыщенным, а небо — более фактурным. Благодаря широкому динамическому диапазону Canon EOS 5D Mark III мне удалось отлично проработать светлые участки кадров, сведя число пересветов к минимуму.
Тем не менее, для некоторых сюжетов я все же применил функцию HDR. Например, с помощью HDR я снимал колокола на звоннице Успенского собора Ростовского кремля. По-другому такой сюжет корректно не проэкспонировать.
Здесь же мне пригодилась и возможность камеры записывать видео. Что ни говори, а иметь кнопку видеозаписи всегда под рукой — дорогого стоит!
Мне очень нравится, какой густой и насыщенный цвет в кадре дала здесь камера. Снимки кажутся живыми, смотрятся выразительно. Безусловно, из RAW-файла можно получить почти любую цветопередачу. Но ведь далеко не всегда мы обрабатываем наши фотографии. И тут способность Canon EOS 5D Mark III выдавать сразу качественный и красивый результат может оказаться очень ценной.
Совсем скоро мне предоставляется возможность проверить в деле и высокие ISO фотоаппарата. В гостинице, где мы остановились, собрана настоящая коллекция антиквариата, в том числе древних сундуков. Снимать сам по себе сундук не так интересно, я предпочитаю сфотографировать серию фрагментов с интересными текстурами. Естественно, снимать приходится с максимально доступным мне зумом — 70 мм. Это нужно для того, чтобы минимизировать перспективные искажения в кадре. Но такое фокусное расстояние требует некоторого сокращения выдержки, а значит — увеличения ISO. Впрочем, результат даже при ISO 5000 меня полностью устраивает: шумов на снимке не видно, а все детали — на месте.
Второй день поездки я посвящаю двум небольшим волжским городам: Угличу и Калязину. Оба города стоят в стороне от оживленных автострад, да и вообще далеки от московской суеты. Это становится понятно уже по дороге: стоит свернуть с Ярославского шоссе, как оказываешься на совершенно пустой дороге: машин нет ни спереди, ни сзади.
Углич встречает тягучей августовской жарой и очень неторопливым ритмом. Кроме туристов с теплохода, здесь никто никуда не спешит. Медленно плывут облака, медленно ходят теплоходы… Виды центра города настолько хороши, что нет смысла дожидаться эффектного света: даже при полуденном солнце удается сделать хорошие кадры. Камера немного подыгрывает мне, максимально добавляя насыщенности сюжетам.
Наконец, финальная точка маршрута — Калязин: некогда купеческий город, а сейчас — районный центр Тверской области. Основные исторические памятники он утратил в 1939-1940 годах, когда часть города была затоплена в результате образования Угличского водохранилища, а древние здания и монастыри были взорваны. Из воды осталась торчать лишь Николаевская колокольня Троицкого монастыря, ставшая настоящей визитной карточкой Калязина.
К ней я и отправляюсь, чтобы сделать кадры с берега и с воды: напротив колокольни всегда есть кто-то, кто с удовольствием прокатит вас на катере по Волге.
После Калязина мой путь лежит в Москву. В фотопутешествии можно ставить точку и подводить еще один итог испытания камеры. За поездку я сделал несколько сотен кадров как с использованием видоискателя, так и снимая по дисплею, записал пару видеороликов, отсматривал и стирал неудачные фото. Но даже после двух дней съемок в таком режиме индикатор аккумулятора показывал полный заряд. Canon EOS 5D Mark III может похвастаться не только отличным качеством снимков, но и высокой автономностью. И лишь немного устала шея — все же камера с объективом весят почти 2 кг.
Выводы
За время нашего большого тестирования Canon EOS 5D Mark III показал себя с самой лучшей стороны. Этому фотоаппарату по плечу практически любые задачи: будь то художественная съемка в руках фотоэнтузиаста или же профессиональное коммерческое использование. Камера обеспечивает отличное качество изображения даже при съемке с нехваткой света, высочайшую детализацию при предметной или пейзажной съемке. Благодаря большому размеру датчика изображения у фотографа появляется возможность фотографировать с экстремально малой глубиной резкости, что особенно важно в портрете. Отдельно нужно отметить отличный автофокус камеры: точки фокусировки покрывают большую часть кадра, позволяя без проблем снимать и портреты со светосильной оптикой, и динамичные репортажи со следящим автофокусом.
У камеры очень оперативное и тонко настраиваемое управление: сразу десять органов управления могут быть перепрограммированы в соответствии с предпочтениями фотографа. Есть возможность тонко подстроить под себя и некоторые функции, например, следящий автофокус. Защищенный корпус позволяет не бояться брызг и пыли, вести съемку даже в неблагоприятных условиях.
Canon EOS 5D Mark III отлично снимает Full HD видео, обеспечивая весь необходимый для качественной съемки функционал: от использования наушников до вывода чистого несжатого HDMI-сигнала на соответствующий разъем.
Пожалуй, единственным недостатком фотоаппарата является его вес и размер. Но тут ничего не поделать, профессиональный инструмент — это не игрушка.
Плюсы:
- магниевый корпус с элементами влагозащиты;
- отличный видоискатель;
- модуль автофокуса с большим покрытием;
- большое количество настроек автофокуса;
- высокое качество изображения до ISO 3200 включительно;
- два слота для карт памяти;
- широкие возможности программирования кнопок;
- отличный дисплей;
- широкие возможности для видеосъемки;
- электронный уровень;
- HDR-режим.
Минусы:
- солидные габариты, большой вес;
- нет пикинга фокуса при видеосъемке.