Снимаем репортаж
На Пасху меня пригласили поснимать этот светлый праздник в один сельский храм, неподалеку от Москвы. Я вдвойне обрадовался такому приглашению, потому что для меня это еще и шанс проверить в деле Fujifilm X-T1 в условиях репортажной съемки, а не в “тепличных” условиях студии. Здесь мне придется столкнуться и с динамичными сюжетами, и с нехваткой света.
На первую часть съемки я набираю с собой целый арсенал: здесь и пара светосильных фиксов (FUJINON XF 56MM F1.2 R и FUJINON XF 23 MM F1.4 R), и сверхширокоугольный FUJINON XF 14MM F2.8 R, и телевик FUJINON XC 50-230 MM F4.5-6.7 OIS… Спасает только то, что оптика в системе Fujifilm X крайне компактная. Все мое оборудование умещается в очень маленьком и удобном фоторюкзаке. Но пригодится ли мне весь этот набор на практике?.. Посмотрим.
Репортаж, даже такой казалось бы простой, это всегда небольшая история. В нескольких кадрах нужно суметь рассказать зрителю где, что и как происходило. Поэтому после окончания утренней службы и до того момента, как начнут святить куличи, я делаю несколько снимков с интерьером храма — так называемые адресные кадры, отвечающие на вопрос “где”. Первый снимок сделан с помощью FUJINON XF 14MM F2.8 R. Удивительно, но если чуть прикрыть диафрагму, то даже в солнечный день света в помещении может оказаться мало. Автоматика камеры увеличивает ISO до сравнительно больших величин. Меня спасает только то, что на высокой чувствительности Fujifilm X-T1 снимает отлично.
Как же мне нравится боке светосильного FUJINON XF 56MM F1.2 R! Даже самый простой сюжет он может преподнести зрителю с лучшей стороны, помочь фотографу расставить акценты, размыв фон.
Дальше начинается освящение куличей и пасхальных яиц. Дело доходит до динамичных съемок.Мне хочется в одном кадре уместить и священника, и прихожан, и поймать момент с застывшей в воздухе святой водой. Поначалу я пробую снимать телеобъективом, но с ним мне даже на улице слишком тесно — кто-то всегда оказывается или перед объективом в неподходящий момент, или же я упираюсь в кого-то спиной. Поэтому почти сразу я меняю тактику — ставлю широкоугольный FUJINON XF 14MM F2.8 R. Широкоугольник привносит объем в кадр, позволяет лучше разделить планы по масштабу: передний план становится доминирующим, все остальное — мелким и незначительным. В камере включена скоростная серийная съемка. Я снимаю длинными сериями, чтобы потом выбрать наиболее эффектные кадры.
Хочется в очередной раз сказать спасибо разработчикам камеры за оперативное управление. Довольно скоро я понимаю, что мне хорошо бы сократить выдержку для лучшей “заморозки” движения в кадре. Самый простой способ сделать это — чуть увеличить ISO, повернув диск на корпусе камеры.
Часть кадров я делаю, глядя в видоискатель. Все же на улице яркое солнце, и строить кадр по видоискателю чуть удобнее, чем по дисплею. Но некоторые снимки приходиться делать с вытянутых рук буквально наугад, не помогает даже наклонный дисплей. Я предварительно устанавливаю область фокусировки в той части кадра, где, на мой взгляд, должна быть резкость, а дальше просто доверяюсь автоматике, зажав кнопку спуска. Дома из каждой серии удается выбрать интересный снимок. Кстати, объем серии в RAW+JPG у Fujifilm X-T1 составляет до 21 кадра при скорости 8 кадров/с. Но если вы используете не слишком быстрые карты памяти, камере нужно будет дать время на запись сделанных снимков. Но до тех пор, пока в буфере есть хоть немного пустого места, камера работает на пять, позволяя менять все съемочные параметры и продолжать съемку без подвисаний и пауз.
Здесь же мне удается испытать в деле еще одну функцию Fujifilm X-T1 — съемку панорам. Панорамы в камере вынесены на селектор режимов работы затвора, так что включить этот режим — дело одной секунды. Дальше остается выбрать направление съемки и угол обзора панорамы. Делается это при помощи кнопок навипэда, лезть в меню не нужно. Одну панораму я снимаю, удерживая камеру горизонтально, вторую — вертикально. При этом панорама получается не такой вытянутой, более привычной глазу. Для съемки нужно нажать кнопку спуска и провести камерой из стороны в сторону, стараясь соблюдать ровное направление движения фотоаппарата (в этом помогает электронный уровень на дисплее). Снимки сшиваются в панораму за несколько секунд автоматически. Причем к склейке никаких вопросов не возникает: собрана панорама очень точно!
Следующая часть съемки — это ночная служба и крестный ход. При съемке с рук внутри храма света явно мало, но не для Fujifilm X-T1. Я использую светосильную оптику. Это все тот же FUJINON XF 56MM F1.2 R в паре со сверхширокоугольным Carl Zeiss Touit Distagon T* 12mm f/2.8. Все остальные объективы я на этот раз оставил дома.
Снято на Carl Zeiss Touit Distagon T* 12mm f/2.8
Я настолько избаловался качеством картинки с оптики Fujifilm, что позволяю себе вести съемку на полностью открытой диафрагме, сокращая таким образом выдержку и снижая ISO до вполне рабочих 1600 единиц и даже ниже. И никакой потери резкости, даже удивительно.
На улице еще темнее, чем в храме.Там нужно поднимать ISO до 6400 единиц, что, впрочем, также является вполне рабочей величиной. При этом мне не приходится докучать прихожанам вспышкой. Ведь работа фотографа заключается в том, чтобы не вмешиваться в происходящее, оставаться незаметным.
Снято на Carl Zeiss Touit Distagon T* 12mm f/2.8
И лишь в момент кульминации праздника я позволяю себе поработать с низкой чувствительностью, установив камеру на штатив. У меня есть несколько минут, чтобы подыскать оптимальную точку съемки. Я хочу снять крестный ход на длинной выдержке, получив в кадре размытые следы от свечей прихожан.
Техника съемки очень проста: фиксируем камеру, предварительно фокусируемся, ставим минимальное ISO и чуть закрываем диафрагму. Затем делаем несколько снимков, меняя экспопараметры. Мне удалось получить оптимальный результат на выдержке в 20 секунд. Но я успел сделать несколько дублей и с другими параметрами, оперативно меняя настройки одним движением руки. Все-таки Fujifilm очень хорошо приспособлен для быстрой съемки!