Съемка пейзажа
Пейзаж — один из моих самых любимых жанров. В это трудно поверить, но ни одно место в мире нельзя сфотографировать два раза абсолютно одинаково: в зависимости от времени года, точки съемки, освещения, облачности и даже температуры картинка будет каждый раз новая. У меня даже есть свои любимые места, которые я снимаю достаточно регулярно, каждый раз получая абсолютно разные по своему наполнению кадры.
Снято на Carl Zeiss Touit Distagon T* 12mm f/2.8
Для меня пейзажная съемка — это прежде всего работа с цветом. Мне крайне важно сохранить на снимке те цвета, которые видел глаз. К сожалению, не все камеры сегодня на это способны. В борьбе за низкий уровень шума многие производители фотоаппаратов забыли о цвете. На их фоне камеры Fujifilm серии X не перестают радовать меня своей цветопередачей. Fujifilm X-T1 вовсе не исключение. В этом я убеждаюсь буквально с первых кадров…
На закате я отправляюсь с семьей гулять за город. На улице весна, но листья только кое-где начинают появляться на деревьях. Вокруг господствуют желто-охристые оттенки закатного солнца и весеннего леса. Снимать в таких условиях — не самая простая задача для камеры. Но нужно отдать должное Fujifilm X-T1. Она безошибочно устанавливает баланс белого, не уводя кадр в сторону неестественных цветов. А главное — в кадре идеально передан оттенок неба, который эффектно оттеняет теплые тона на этом снимке.
Снято на Fujinon XC 50-230 mm F4.5-6.7 OIS
Вообще цветопередача синих и зеленых оттенков — конек камер Fujifilm. Специалисты этой компании, некогда работавшие с производством пленки, сумели перенести свои знания и на цифровую фотографию. За время теста X-T1 я сумел убедиться: цвет неба и цвет листвы (а в данном случае хвои) всегда передан идеально точно, с сохранением тонких тональных переходов и мельчайших оттенков. Для фотографа-пейзажиста это немаловажно!
Carl Zeiss Touit Distagon T* 12mm f/2.8
Ни один из снимков, приведенных в этом тесте я не обрабатывал в графическом редакторе. Это JPG-файлы непосредственно из камеры. Еще одним достоинством фотоаппаратов Fujifilm является высокое качество камерного JPG. Камера не “крадет” резкость при создании JPG-файла, сохраняя все мелкие детали, в том числе и в тенях. При этом яркостного шума на монотонных поверхностях (например, на небе) нет. Вы также можете поработать самостоятельно с RAW-файлами из теста, их поддерживают последние версии фоторедакторов от Adobe. Безусловно, конвертация сырых файлов позволит точнее настроить баланс белого и экспозицию кадра по вкусу фотографа, но в случае Fujifilm X-T1 зачастую это не требуется.
Во время пейзажной съемки я часто использую наклонный дисплей: он позволяет комфортно снимать с нижних точек и добавлять в пейзаж передний план там, где его не было. Иногда я даже умышленно фокусируюсь каких-то деталях переднего плана, таких как трава, чтобы размыть фон и сделать снимок более объемным. С трудом представляю, как в такой ситуации я снимал бы без наклонного дисплея…
Carl Zeiss Touit Distagon T* 12mm f/2.8
Следующую серию снимков я делаю уже в городе. Я не слишком люблю фотографировать городские пейзажи днем: жесткий свет высоко стоящего солнца создает в кадре излишний контраст, на снимках теряется объем. Да и с цветом все не так уж интересно: голубое небо и серый бетон — максимум, на что можно рассчитывать. Так что в ожидании интересного вечернего света я развлекаюсь съемкой архитектуры, а заодно разбираюсь с настройками камеры.
Например, я нашел интересную функцию брекетинга с моделированием пленки. Я сам выбираю три варианта моделирования пленки, которые будут использоваться при брекетинге. Останавливаюсь на стандартной настройке, профиле Velvia (именно с этим профилем я сделал почти все сегодняшние кадры) и “монохром + красный фильтр”. Последняя настройка выбрана не случайно: именно при использовании красного фильтра в черно-белой фотографии можно получить самые эффектные снимки в солнечный день. Красный фильтр сильно затемняет синие оттенки, позволяя сделать голубое небо более контрастным, а иногда и более драматичным.
Кстати, брекетинг можно делать не только с моделированием пленки. Также доступен классический брекетинг по экспозиции, по ISO, по динамическому диапазону и по балансу белого.
В том же пункте меню, где скрыты настройки брекетинга, я нахожу установки режима ADV (дополнительные режимы съемки). Здесь к услугам фотографа найдется несколько эффектных цифровых фильтров. Я являюсь горячим поклонником фильтра “эффект миниатюры”, позволяющего делать фото, похожие на кадры, снятые с тилт-шифт объективом. Положение зоны резкости совпадает с областью фокусировки — все просто и логично! Наиболее интересно смотрятся снимки, сделанные с высокой точки, например с моста. Тогда в кадре действительно создается иллюзия игрушечного мира.
Снято на FUJINON XF 18-55MM F2.8-4 R LM OIS
За подобными экспериментами я дожидаюсь того момента, когда солнце скроется за горизонтом. Сразу после заката небо начинает менять свой цвет, становясь примерно через час густо-синим. Эту синеву эффектно оттеняет желтое городское освещение. Идеальные условия для съемки! Главное — взять с собой штатив. Я знаю, что камера способна хорошо снимать и на высоких ISO. Но я хочу выжать из Fujifilm X-T1 максимум детализации.
Кроме того, я не упускаю возможности поснимать с длинной выдержкой. Мне нравится эффектно размывать вечернюю жизнь города на фоне статичных зданий: корабли, машины, люди — они оставляют лишь след в кадре.
Мой штатив не слишком жесткий: я часто отдаю предпочтение более легким моделям, которые проще носить с собой. Поэтому любое прикосновение к камере, включая нажатие кнопки спуска, вызывает небольшие вибрации фотоаппарата. Эту проблему я решаю двумя способами: поначалу использую съемку с задержкой срабатывания затвора, выставив величину задержки 2 секунды в меню быстрого доступа, а затем просто подключаю к камере по Wi-Fi смартфон. Он выполняет роль дистанционного пульта.
Буквально после пары съемок на Fujifilm X-T1, я могу с уверенностью сказать: этот фотоаппарат — идеальный выбор для любителей съемки пейзажей. В первую очередь — из-за отличного цвета и высокой детализации снимков. Во вторую очередь — из-за компактных размеров самой камеры и системной оптики. В моем рюкзаке лежит Fujifilm X-T1, три объектива к нему, а свободного места хватит еще как минимум для одного такого комплекта. Да и весит такой набор совсем немного.