Фотопутешествие с Fujifilm X-T1. Выводы
Заключительную часть теста в формате “недели с экспертом” я традиционно посвящаю небольшой поездке или фотопутешествию. Никаких постановочных съемок, немного импровизации и отсутствие подстраховки в виде ноутбука, на котором можно посмотреть снимки, или розетки, где можно подзарядить аккумулятор. Я заряжаю аккумулятор на 100% и рано утром выезжаю из города на северо-восток, в сторону города Черноголовка. Сегодня Fujifilm X-T1 предстоит серьезное испытание. Я еду в гости к друзьям-авиамоделистам снимать соревнования. Но этим сегодняшняя съемка не ограничится: в подобных поездках часто приходится импровизировать и изменять планы, снимая в совершенно неожиданных местах.
Утреннее движение в субботу утром настолько неторопливо, что стоя в пробке я успеваю не только заметить недалеко от дороги интересный памятник, но и обдумать, как его лучше снять. Это самолет — Су-7Б, стоящий перед НИИ ВВС им. В. П. Чкалова. Я беру самый широкоугольный объектив FUJINON XF 14MM F2.8 R, чтобы уместить весь истребитель с кадр. При этом я не стараюсь убрать солнце из кадра. Этому сюжету идет жесткий контровый свет, да и легкая засветка и блики явно играют на пользу сюжету. Нужно отдать объективу должное: даже с таким трудным светом он справляется: контраст в кадре не падает.
Снято на FUJINON XF 55-200MM F/3.5-4.8 OIS R LM
Еще полчаса в пути, и большую авиацию сменяет малая, почти игрушечная. Я приехал на аэродром, где вот-вот начнутся соревнования моделистов-планеристов. Их небольшие радиоуправляемые планеры не имеют мотора. Чтобы запустить такой, нужно просто сильно бросить его в небо. А дальше все зависит от мастерства пилота. Солнце прогревает землю, и теплый воздух начинает подниматься вверх. В таких восходящих потоках легчайший углепластиковый планер способен не то что не снижаться, но и набирать высоту, поднимаясь на десятки метров над землей и проводя в небе довольно много времени.
С первых кадров становится понятно, что снимать мне придется динамику. Поэтому камеру я переключаю в режим высокоскоростной серийной съемки — 8 кадров/с сегодня придутся как нельзя кстати! Я использую самую быструю карту памяти, которую мне когда-либо удавалось держать в руках — Toshiba Exceria Pro со скоростью записи 240 МБ/с. Fujifilm X-T1 стал первым фотоаппаратом, поддерживающим работу с картами класса UHS-II. Я снимаю длинными сериями, по двадцать и более кадров: никаких подвисаний камеры из-за переполнения буфера нет. Очень удобно! Впрочем, экономя место на флешке, я довольно скоро отключаю запись в RAW, ограничиваясь лишь JPG.
А что со следящим фокусом? В Fujifilm заявляют, что в этой камере он был серьезно доработан по сравнению с предыдущими моделями. Я включаю непрерывную фокусировку по выбранной вручную области кадра и пробую поймать парящий планер. Камера без проблем удерживает его в фокусе. Я поставил в настройках приоритет фокусировки перед срабатыванием затвора. Поэтому Fujifilm X-T1 почти не допускает промахов, но иногда сбивается со своего высокого темпа 8 кадров/с.
При съемке видео автофокус работает ничуть не хуже. Он стабильно отслеживает объект, даже движущийся по непредсказуемой траектории. Ошибки возникают лишь в тот момент, когда планер приближается к краю кадра или выходит за границу кадра. Но тут от сбоев не застрахована ни одна другая камера. Здесь же очень кстати приходится высокая частота развертки видео — 60 кадров/с. Из-за этого движение в ролике смотрится более плавно, без рывков.
Скачать этот ролик в оригинальном качестве
Скачать этот ролик в оригинальном качестве
Соревнования планеристов — это не “быстрее-выше-сильнее”. Здесь все намного сложнее. Полеты проводятся целый день. Пилотам каждый раз даются новые задания. Например, за десять минут можно совершить неограниченное число полетов, но в зачет идет только время последнего: у кого оно больше, тот получает больше очков. И здесь, как в азартных играх, нужно вовремя остановиться. Вообще по сложности тактики и стратегии это все несколько напоминает карточные игры. Вот только ожесточенной конкуренции здесь нет: люди приезжают сюда отдыхать и общаться с коллегами по хобби. Даже столкновения в воздухе с довольно серьезными последствиями для дорогих планеров не вызывают какой-то напряженности.
Я настолько увлекся процессом съемки, что совершенно забыл о ресурсе аккумулятора. Только часа через два я решаю отключить дисплей камеры, а кадр строить лишь с помощью цифрового видоискателя. Это позволяет несколько сэкономить заряд батареи. Но после 700 кадров индикатор заряда все же перестает быть полным. Неплохой результат, посмотрим, насколько хватит оставшегося ресурса.
Еще по дороге на аэродром я заметил указатель на военно-технический музей. А почему бы туда не заглянуть? Ехать-то не более пяти минут. Туда я и отправляюсь “добивать батарейку”.
Я уже видел не один подобный музей. Но в каждом из них всегда находится что-то новое и интересное. Не всегда это военная техника. Например, здесь собрана отличная коллекция отечественных вездеходов: и гражданских, и военных.
Не обходится и без классической для подобных мест коллекции вооружения. Но снимать пушки просто так мне не интересно. Я замечаю трясогузку, то и дело садящуюся на ствол грозного 152-мм “Гиацинта”. Здесь без телевика не обойтись: очень кстати приходится FUJINON XF 55-200MM F/3.5-4.8 OIS R LM.
Снято на FUJINON XF 55-200MM F/3.5-4.8 OIS R LM
Кстати, если вы вдруг захотите посмотреть, где именно велась съемка, вы без труда сможете это сделать. Несмотря на то, что Fujifilm X-T1 не имеет встроенного GPS модуля, я смог добавить информацию о месте съемки ко многим кадрам. Делается это очень просто: достаточно включить в камере Wi-Fi (для этого нужно нажать всего на одну кнопку), затем запустить в вашем смартфоне приложение Fujifilm Cam Remote и выбрать “Геотегинг”. Через несколько секунд смартфон “поделится” с камерой информацией о текущих координатах. Очень удобно! А главное, заряд батареи почти не расходуется.
В музее также собрана неплохая коллекция пожарной техники разных времен и стран. Есть и настоящий ветеран — еще недавно тушивший сложнейшие пожары пожарный танк. Есть и отреставрированные и доведенные до совершенства ретро-автомобили, сверкающие восстановленным хромом. Часть экспозиции расположена в помещениях, поэтому даже в солнечный день мне приходится задействовать высокие значения чувствительности. Но к качеству снимков, сделанных даже на ISO 5000, у меня претензий нет: такого качества вполне достаточно даже для печати, не то что для публикации снимка в сети.
Заряда аккумулятора мне хватает ровно на то, чтобы посетить последний корпус музея. Камера вежливо предупредила меня миганием соответствующего значка на мониторе, что вот-вот батарея сядет, позволила сделать еще с десяток кадров и отключилась. Но когда я посмотрел на номер последнего кадра, то был немало удивлен: с утра я сделал ровно 938 снимков и записал с десяток коротких видеороликов.
Признаюсь, я ожидал меньшего от фотоаппарата с визированием по электронному дисплею и электронному же видоискателю. Безусловно, я экономил заряд, не слишком часто отсматривая кадры после съемки, пользуясь преимущественно видоискателем и отключив экран. Но для так называемой “беззеркалки” это впечатляющий результат.
Выводы
Безусловно, главным достоинством камеры Fujifilm X-T1, как и достоинством многих ее собратьев в линейке Fujifilm, является высочайшее качество изображения. Причем речь здесь идет не только о резкости, которую можно получить благодаря применению матрицы без низкочастотного фильтра и качественной фирменной оптики, но и о цвете. Пожалуй, на сегодняшний день цветопередача этой камеры — одна из лучших.
Но на этом сильные стороны X-T1 не заканчиваются. Развитое управление с возможностью перепрограммирования многих кнопок, высокая скорость работы, большой для беззеркалки ресурс, потрясающий электронный видоискатель, возможно лучший на сегодняшний день — все это дает возможность не ограничивать себя лишь статичными съемками. Fujifilm X-T1 неплохо себя зарекомендовала и при съемке динамичных репортажных сюжетов.
Но не все особенности фотоаппарата можно описать строчками спецификации: например, тот особенный шарм ретро-стиля, который присущ Fujifilm X-T1. Камеру просто приятно держать в руках. Приятно контролировать основные параметры съемки при помощи отдельных металлических барабанчиков и селекторов. Приятно ловить на себе взгляды других фотографов — облик X-T1 сильно отличается от облика других фотокамер.
К формальным минусам я бы отнес ограничение минимальной выдержки 1/4000 при минимальной чувствительности ISO 100. Это может помешать при съемке портрета на открытой диафрагме днем с использованием светосильной оптики. Уже после публикации нашего теста появилась новая версия прошивки, позволяющая работать с электронным затвором и более короткими выдержками. Цена камеры не настолько низкая, как того хотелось бы многим. Но хорошая вещь не может стоить дешево.
Плюсы:
- магниевый корпус;
- яркий дизайн;
- развитая эргономика;
- пыле- и влагозащита;
- высокая скорость работы;
- большой буфер, работа с быстрыми картами UHS-II;
- отличный большой электронный видоискатель;
- наклонный дисплей;
- высокое качество изображения до ISO 3200 включительно;
- хорошая цветопередача и высокая детализация;
- имитация пленок;
- большой для своего класса ресурс батареи;
- высокий битрейт видеосъемки;
- большой парк качественных фикс-объективов.
Минусы:
- неочевидное включение прямого выбора точки фокусировки;
- первый пыле- и влагозащищенный фикс выйдет только в июне;
- минимальное ISO 100 доступно только в JPG.
Наше резюме:
Fujifilm X-T создана для тех, кто давно влюблен в фирменную цветопередачу и высокую резкость снимков с камер этого производителя, но кого раньше не устраивала скорость работы или эргономика. X-T1 — это самая быстрая из камер Fujifilm с самым развитым управлением. Мы можем рекомендовать ее увлеченным фотографам, ставящим во главу угла качество изображения. Камеру действительно можно использовать для профессиональных нужд. В то же время, начинающим фотографам лучше обратить внимание на другие модели: управление с помощью отдельных селекторов может им не понравиться.