Первый опыт съемки
Выходные на даче — что может быть лучше, чтобы начать неспеша испытывать фотокамеру в деле? Много солнца, первые цветы и пение скворцов за окном. Вот со скворцов я и решил начать! Каждую весну они селятся в одном и том же скворечнике рядом с домом. Мы уже неплохо знакомы, но все же птицы стараются держаться подальше от человека. Стоит мне появиться с камерой — настораживаются, а то и улетают. А мне так хотелось снять, как они поют!
Снято на FUJINON XC 50-230 MM F4.5-6.7 OIS
Да простят мне постоянные читатели журнала некоторый отход от наших негласных правил тестирования: на Fujifilm X-T1 я не стал снимать в авторежиме, а начал испытание, что называется, с места в карьер — с дистанционной съемки, как я и обещал в прошлой главе! В моем смартфоне уже давно стоит приложение Fujifilm Cam Remote. Остается только запустить Wi-Fi в самой камере (делается это в одно нажатие кнопки на верхней панели) и “подружить” фотоаппарат и мой смартфон. На это уходит меньше минуты. Fujifilm X-T1 с телевиком Fujinon XC 50-230 mm F4.5-6.7 OIS я устанавливаю на штатив неподалеку от скворечника, а сам отхожу подальше, продолжая наблюдать за происходящим через экран смартфона.
Тааак, посмотрим, что же можно сделать с таким “пультом управления” в руках. Набор возможных настроек поражает! Здесь можно не только меня привычные экспопараметры (например, значение диафрагмы или экспокоррекции), но и вносить куда более тонкие настройки. Например, я включаю режим моделирования пленки Velvia, отличающийся яркими и насыщенными цветами, выбор ISO поручаю автоматике, ограничив верхнее значение 3200 единицами. Область автофокуса также можно выбирать со смартфона простым касанием к экрану. Но самое приятное, что задержки в отображении картинки на дисплее почти нет. Я могу полноценно следить за происходящим перед камерой по дисплею смартфона.
После того, как пара снимков сделана, я перевожу витуальный селектор на экране смартфона в режим видеосъемки и записываю короткий видеоролик. Кстати, Fujifilm X-T1 умеет записывать видео в разрешении Full HD с частотой до 60 кадров/с. Мне понравилось, как хорошо в этом ролике отработал автофокус камеры. Благодаря гибридному принципу работы он не дергался туда-сюда, не пытался перенавестись по птице, а стабильно удерживал ее в резкости.
Скачать этот ролик в оригинальном качестве
Каждый день этого уикэнда, выходя из дома, я беру с собой Fujifilm X-T1. Я использую камеру с дополнительной рукояткой, но даже при этом ее размер и вес остаются комфортными для длительного ношения на плече. Сменную оптику я раскладываю по карманам куртки. Впрочем, много объективов мне сейчас не нужно. Я использую в основном легкий телевик Fujinon XC 50-230 mm F4.5-6.7 OIS, макрообъектив Fujinon XF 60mm F2.4 R Macro и совершенно новый сверхсветосильный Fujinon XF 56mm F1.2 R.
Сюжетов вокруг достаточно, особенно если за основу построения кадра брать игру цвета. Что-что, а работать с цветом камеры Fujifilm умеют. Для съемки только что распустившихся, а кое-где еще торчащих из снега крокусов я использую все тот же режим моделирования пленки Velvia. Он делает цвета в кадре более насыщенными, но при этом снимки смотрятся абсолютно естественно: никаких кислотных оттенков. У вас есть возможность оценить цветопередачу камеры: в наших тестах мы традиционно выкладываем необработанные JPG-снимки, которые получили непосредственно из фотоаппарата.
Снимаю цветы я, конечно, на макрообъектив. От автофокуса мне периодически приходится отказываться. При крупноплановой съемке (а здесь масштаб съемки достигаем значения 1:2) поймать резкость зачастую проще вручную, небольшим перемещением камеры вперед и назад. При этом фотоаппарат я часто опускаю на уровень земли, кадр строю по наклонному дисплею. На ярком солнце изображение на нем видно достаточно хорошо для комфортной ручной фокусировки. Fujinon XF 60mm F2.4 R Macro мне нравится прежде всего своим рисунком: удивительно мягким в зоне нерезкости, со слабо выраженными хроматическими аберрациями, но в то же время с высокой детализацией даже на открытой диафрагме.
Вскоре макрообъектив я заменяю портретным Fujinon XF 56mm F1.2 R. Уж очень хочется мне попробовать эту новинку в деле! Благодаря высокой светосиле он обеспечивает сильное размытие заднего плана. Причем размывает фон он красиво, с благородным спокойным рисунком, без двоений линий в боке и аберраций. Даже фотографируя с расстояния в несколько метров, можно выразительно отделить объект съемки от фона. Что уж говорить о крупных и сверхкрупных планах…
Но раскрыть весь потенциал этого объектива солнечным днем — задача не такая простая, как кажется поначалу. Снимать на открытой диафрагме проблематично: камера отрабатывает минимальную выдержку 1/4000 с, а диапазон автоматического выбора ISO начинается с 200 единиц. Впрочем, выход есть: я устанавливаю вручную диск ISO в положение L, соответствующее ISO 100. Камера при этом не записывает RAW и съемка ведется только в JPG. Зато удается сильнее открыть диафрагму. Если же хочется снимать на f/1,2 на ярком солнце, то придется запастись нейтрально-серым светофильтром. Но есть выход проще — не использовать яркий и жесткий свет дневного солнца, отдав предпочтение предзакатным косым лучам. Они и цвет в кадре дадут на порядок более интересный, и диафрагму открыть позволят сильнее.
За пару дней неспешной съемки я успел привыкнуть к камере, к специфике ее работы. Например, после некоторых других фотоаппаратов я то и дело старался ввести перед съемкой экспокоррекцию. Но экспоавтоматика Fujifilm X-T1 при матричном замере вполне может обойтись и без помощи фотографа. Исключения составляют лишь сюжеты, где больше половины кадра занимает чисто белый цвет. Я почти не менял баланс белого вручную: мне очень нравится, как камера работает с цветом без вмешательства фотографа. И лишь моделирование пленки я менял достаточно часто, подбирая его под настроение сюжета. Например, свой любимый яркий профиль Velvia при съемке портрета дочки я сменил на более мягкий Astia. В камерах Fujifilm эта настройка — полноценный творческий инструмент. Чтобы прочувствовать работу с ним в полной мере, можно воспользоваться брекетингом: один и тот же кадр будет сохраняться на флешку в нескольких вариантах с разными настройками моделирования пленки.
Тему цвета в нашем тестировании мы не закрываем. В следующей части теста мы поговорим про съемку пейзажа: выберем наиболее резкие объективы, попробуем получить макисмальную детализацию и интересные цвета в кадре.