Sony A7R: выжимаем максимум. Выводы
В одной из предыдущих частей теста я совсем немного коснулся вопроса качества изображения, получаемого с помощью Sony A7R. Но уже тогда стало понятно: имеет смысл уделить этой камере и ее возможностям особое внимание. Сегодня мы будем говорить только про Sony A7R и про то, насколько высокое качество изображения она способна обеспечить.
Напомню, что главной особенностью Sony A7R является самое высокое в классе беззеркалок разрешение матрицы — 36 мегапикселей. Но создателям камеры и этого показалось мало: матрица лишена низкочастотного фильтра, который обычно ставится на байеровские матрицы для искусственного снижения детализации и предотвращения появления муара — эффекта наложения линий изображения на матрицу цветных пикселей. А раз нет такого фильтра, то нет и снижения детализации. Матрицу с аналогичными характеристиками мы пока видели лишь в одной модели фотоаппарата — Nikon D800E.
Понятно, что реализовать максимум возможностей подобной матрицы можно лишь с качественной оптикой. В этой непростой задаче мне будет помогать специально созданный для беззеркалок A7 и A7R зум Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 24-70 mm f/4 ZA OSS. Но также мы проверим, насколько хорошо камера работает с установленными через переходник LA-EA4 объективами, в том числе “неродными”.
Разрешения матрицы достаточно, чтобы увидеть время на часах здания, 100% увеличение
Итак, опыт первый. Я выбираю один из солнечных январских дней и отправляюсь на съемку в город. В идеальных съемочных условиях, когда света вокруг с избытком, я постараюсь сделать несколько снимков, чтобы показать весь потенциал уникальной матрицы камеры. Первое место съемки — одна из набережных в центре города. Мороз и солнце способны даже самый непрезентабельный урбанистический пейзаж сделать интересным для съемки. Первый кадр я делаю с объективом Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 24-70 mm f/4 ZA OSS, закрыв диафрагму до значения f/8. По опыту я знаю, что подобное диафрагмирование попогает получить оптимальную детализацию, избавившись от большинства аберраций. Сильнее закрывать диафрагму не стоит: дифракция может негативно сказаться на резкости снимков.
100% увеличение
Цвет! Он определенно мне нравится. Цвета в кадре якрие, насыщенные, но в то же время смотрятся очень естественно. По цветопередаче обе “семерки” очень близки — все же они сестры-близняшки. Детализация, как и ожидалось, чрезвычайно высока. На расположенных в достаточно большом удалении от меня трубах легко различимы отдельные детали конструкций, образующие лестницу металлические прутья.
Этот же сюжет я снимаю на еще один объектив — старый добрый Зенитар-16. Мне интересно попробовать “неродную” оптику, установленную на камеру через два переходника: LA-EA4 и М42-Sony A. Экспонометр отрабатывает корректно, а вот баланс белого уводит картинку в сторону теплых оттенков. Или же это специфическая цветопередача объектива? Второе — вероятнее. С таким явлением я не редко сталкивался при съемке на многие старые объективы — они желтят.
Детализация оказывается также на высоте, особенно по центру кадра. Сложная конструкция из двух переходников и неоригинального объектива вполне способна помочь в раскрытии потенциала камеры. Но снимать на качественный Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 24-70 mm f/4 ZA OSS с автофокусом проще и приятнее. Да и цветопередача “цейсса” в связке с A7R мне нравится куда больше: чистые, красивые оттенки.
Но усложним задачу камере. Вся дальнейшая съемка будет происходить ночью. Самое удачное время для подобной съемки — когда солнце только-только заходит за горизонт, а на улицах зажигаются фонари — я застаю у Крымского моста. Со штатива делаю несколько снимков на самой минимальной чувствительности, но что-то явно идет не так — детализация не так высока, как мне того хотелось бы. Причина проста — стабилизатор изображения в объективе. Лучше его все же отключать при съемке на длинных выдержках. С выключенным стабилизатором все встает на свои места.
Вы заметили, что камера несколько занижает экспозицию снимков? Экспонометр работает точно так же, как и в A7: он старается избежать пересветов. Из теней вы всегда сможете вытянуть детали при обработки RAW или при соответствующей настройкой опимизации динамического диапазона. А вот света у этой камеры “тянутся” не так хорошо.
Кстати, а что будет, если отказаться от штатива? Вновь включаю стабилизатор, колесом на задней панели камеры перевожу ISO в режим “авто”. Автоматика тут же поднимает чувствительность до 6400 единиц, чтобы обеспечить выдержку 1/60 (умная камера при расчете выдержки учитывает высочайшее разрешение матрицы и старается исключить смаз за счет сокращения времени экспозиции). Приятно удивляет отсутствие цветного шума. Монохромный шум присутствует, но не сильно мешает восприятию кадра. А вот детализация страдает очень сильно. Но в результате получается кадр, вполне пригодный для печати не слишком большим форматом.
Если же не ставить перед камерой труднорешаемых задач и позволить снимать на более низких ISO, то результат будет куда лучше. Например, снимки на ISO 1600 удивляют не только высочайшей детализацией, но и отсутствием заметного шума даже в тенях. Легкий яркостной шум появляется лишь при ISO 2000.
Впрочем, если есть необходимость съемки на ISO порядка 6400 единиц, у фотографов появляется еще один выход — использовать многокадровое шумоподавление. Для этого придется отказаться от RAW-формата в пользу JPG, а в настройках ISO выбрать пункт, стоящий левее от “auto”. В этом режиме камера будет делать несколько снимков подряд, а затем объединять их в один кадр, минимизируя уровень шума. Если в кадре нет движущихся объектов, то качественный результат можно получить даже при ISO 6400, снимая с рук.
Когда мы писали про работу камеры с переходником LA-EA4, кое-кто из читателей высказал предположение, что полупрозрачное зеркало может снижать качество изображения. Доля здравого смысла в этом есть. Например, самые первые SLT-камеры при ночной съемке действительно демонстрировали некоторые искажения — блики от фонарей при ночной съемке. Я устанавливаю на камеру переходник, а на него накручиваю замечательный широкоугольник Vario Sonnar T* 16-35mm f/2.8 ZA. Сюжеты же выбираю специально: изобилующие точечными источниками света. Проверим, что получится.
Впрочем, каких-либо специфических бликов или засветок я не замечаю. Снимки, сделанные с переходником и без него, не отличаются ни по детализации, ни по присутствию каких-либо искажений. Единственное, что бросается в глаза — несколько неровные “звездочки” вокруг фонарей. То ли они пострадали от действий системы шумоподавления, то ли так отработала оптика.
Моя фотопрогулка подходила к концу, когда вдруг пошел снег: внезапный, сильный, какого Москва ждала с декабря. Как фотографировать снег, да еще в темноте? Оказывается, это нетрудно: просто поднимаем камеру и нажимаем на спуск. Даже при очень плохом освещении Sony A7R не подвела: сделанный навскидку кадр мне понравился своей атмосферой: фотоаппарат, не задумываясь, запечатлел миллион снежинок в одной фотографии. Никаких проблем ни с балансом белого, ни с резкостью, ни с экспозицией, ни с шумами…
Выходя из парка, я делаю еще один снимок моста, но сюжет мне кажется слишком контрастным, тени недостаточно хорошо прорабатываются. В таком случае весьма удобно использовать встроенную функцию съемки HDR. Жаль, что я про нее вспомнил лишь в самом конце съемки…
Уже дома, расположившись в тепле перед компьютером, я подвожу еще один итог сегодняшней съемки. Мой аккумулятор разряжен почти до нуля. На одной зарядке я смог отснять 40-минутный Time-Lapse ролик из 240 кадров (все сорок с лишним минут дисплей камеры был включен), снять еще сотню фотографий с использованием многокадрового шумоподавления и HDR-режима, с долгой и тщательной ручной фокусировкой по дисплею и внимательным отсмотром снятного материала. И все это на десятиградусном морозе. Результат для беззеркалки очень неплохой! Хотя будущим обладателям Sony A7R я бы советовал обзавестись запасным аккумулятором или даже батарейной ручкой.
Выводы
Наш большой тест двух камер — Sony A7 и sony A7R — подошел к концу. Я с самого начала не ставил перед камерами простых задач, выбираю сюжеты, сложные по свету и цвету. После достаточно долгого опыта использования обеих новинок я могу с уверенностью сказать: качество изображения — это самая сильная сторона Sony A7 и Sony A7R. Обе камеры обеспечивают чуть ли не лучшую цветопередачу среди десятков современных моделей. Обе модели неплохо снимаю в диапазоне ISO до 3200 единиц включительно, а некоторые сюжеты неплохо получаются и при более высоких ISO. Если же говорить о детализации, то Sony A7 здесь выступает на уровне большинства современных полнокадровых зеркалок, а Sony A7R стоит особняком, обеспечивая беспрецедентно высокую детализацию , столь необходимую для студийных фотографов и фотографов-пейзажистов.
Отдельно хочется отметить продуманное управление камер. Многие важные функции уже с настройками по умолчанию вынесены на отдельные кнопки. Но каждый фотограф может подстроить камеру под свои нужды (например, на одну из программируемых кнопок я назначил фокусировку по глазам модели — камера сама их находит в кадре). Как и положено современному фотоаппарату, A7 и A7R обеспечивают дистанционное управление со смартфона или планшета через Wi-Fi. Также Wi-Fi используется для обмена снимками и загрузки приложений. Приложения — это то, что выделяет фотоаппараты Sony на фоне других производителей. Функционал камеры может быть расширен в любой момент в нужном вам направлении. Например, мне очень понравилось приложение для интервальной съемки.
С появлением Sony A7 и A7R на рынке фактически возникла еще одна система — с байонетом FE. Объективов в этой системе пока не много, но в ходе тестирования я убедился: камеры отлично работают со старыми объективами от зеркалок, установленными через переходник. При желании можно использовать и NEX-объективы, но полный кадр они, к сожалению, не покрывают. Таким образом, недостатка в совместимой оптике точно не будет. И уже сейчас, спустя несколько месяцев после рождения новой системы, ее можно назвать полноценной и сформировавшейся.
Наше резюме
Подводя итог большого теста, я могу советовать Sony A7 и A7R увлеченным фотографам, которые во главу угла ставят не формальные характеристики типа скорострельности или количества точек фокусировки, а качество изображения. Причем любителям пейзажной или студийной фотографии имеет смысл обратить внимание именно на Sony A7R из-за ее высочайшего разрешения, а формальные “слабые места” этой модели (не гибридный автофокус, отсутствие электронной “передней шторки” и чуть более низкую скоротрельность) при неспешной продуманной съемке можно даже и не заметить. Конечно, на обе камеры можно снимать и куда более динамичные сюжеты, но A7 для этого приспособлена лучше: ей вполне по зубам оказалась любительская репортажная съемка — помогла и большая скорострельность, и чуть более проворный автофокус. Конечно, со съемкой на эти камеры справится и новичок (даже в авторежиме результат съемки превосходит ожидания), но я настоятельно рекомендую эти модели продвинутым фотографам или же начинающим, но с большим желанием учиться: количество действительно полезных и нужных функций и настроек в обеих “семерках” стремится к бесконечности.