Совместимые объективы. Работа с переходником LA-EA4
С момента анонса камер Sony A7 и A7R прошло не так много времени — чуть больше двух месяцев. И ждать в такой ситуации от производителя полноценного обеспечения системы совместимой оптикой было бы опрометчиво. Сейчас для байонета FE выпущены четыре объектива: Carl Zeiss Sonnar T* 35mm F2.8, Carl Zeiss Sonnar T* 55mm F1.8, G Lens 70-200mm F4 OSS и уже отметившийся в нашем тесте Sony 28-70mm F3.5 – 5.6 OSS. Но ситуацию спасает вполне логичный со стороны производителя шаг — частичная совместимость новых камер с уже существующей оптикой систем E (NEX) и A (Alpha). Именно о работе с такой оптикой сегодня и пойдет речь. Из личной коллекции я уже достал пару объективов, которые всего на несколько лет моложе меня…
Этот объектив выпускался компанией Minolta с 1985 года. Но даже такой раритет гармонично смотрится на камере 2013 года выпуска
Проще всего дела обстоят с байонетом E: камеры им и оснащены! Но вот только объективы от “кропнутых” NEXов не способны покрыть полный кадр, оставляя затемненные углы. Тут фотограф сам в праве решать, как ему поступить: обрезать виньетирование в графическом редакторе самостоятельно или включить в настройках камеры режим APS-C. Во втором случае изображение будет фиксироваться лишь с центральной части матрицы, равной по площади матрицам камер NEX.
Снимок сделан на объектив Sony E 50mm F1.8 OSS в полнокадровом режиме. В углах кадра заметно виньетирование
Но неужели кто-то будет покупать полнокадровую камеру, чтобы использовать ее с неполнокадровой оптикой? Так же думали и разработчики Sony, создавая очередной, уже четвертый по счету, переходник с байонета A (классический байонет SLT- и зеркальных камер Sony и Minolta).
Напомню, что первый переходник Sony LA-EA1 позволял устанавливать на камеры NEX оптику от зеркалок со встроенным приводом автофокуса и использовать контрастный автофокус камеры. Второй переходник — Sony LA-EA2 — куда более сложное устройство: в нем стоит полупрозрачное зеркало, система фазовых датчиков и привод автофокуса. С ним в паре камеры семейства NEX превращаются в полноценную SLT-камеру с фазовым автофокусом. Но ни первый, ни второй объектив не позволяют работать с полнокадровой матрицей. Третий переходник — LA-EA3 — полный аналог самого первого, но с покрытием полного кадра. Он был создан для работы с A-оптикой на полнокадровом камкодере Sony NEX-VG900. Но сейчас у нас на тесте Sony LA-EA4. Этот переходник оснащен и большим полупрозрачным зеркалом, и системой фазовой фокусировки, и приводом автофокуса для безмоторных объективов.
Итак, устанавливаем переходник на камеру… Компактность, безусловно, страдает. Нижняя часть переходника сильно выступает, габарит камеры значительно увеличивается. Но не стоит забывать, что отныне в руках уже не беззеркалка, а SLT-камера — фотоаппарат с неподвижным полупрозрачным зеркалом и быстрой фазовой фокусировкой, как у классической зеркалки. Кстати, судя по всему, в переходнике используется тот же модуль автофокуса, что мы видели, например, в Sony SLT-A65: 15 датчиков, три из которых имеют крестообразную конструкцию. К сожалению, все точки автофокуса находятся довольно близко к центру кадра.
Ну что, пора проверить совместимость? Для начала я решил проверить работу системы камера-переходник с одним из самых старых моих объективов — Minolta Maxxum AF Macro 50 mm F2.8. Эта модель выпускалась аж с далекого 1985 года! Объектив прекрасно работает: уверенно фокусируется, без проблем снимает. Мало того, даже смотрится он на камере абсолютно гармонично! Моделью в этой фотосессии выступает мой самый первый фотоаппарат, когда-то доставшийся от деда.
Второй раритет в сегодняшней программе — это Minolta AF 85mm F1.4. Где-то я слышал мнение, будто светосильная оптика с большим диаметром задней линзы может потерять всю привлекательность из-за обрезки бликов на заднем плане по краям кадра. Ну что же, большую линзу, чем у этого объектива, и придумать сложно… Тем не менее, нет никаких проблем ни с виньетированием, ни с бликами, ни с резкостью изображения. Во всяком случае, блики по краям кадра искажаются ничуть не больше, чем при использовании классической зеркалки.
Снятый навскидку из окна кадр меня просто поразил своей детализацией. Впрочем, к этой теме мы еще вернемся: один из дней нашего теста я бы хотел посвятить тестированию Sony A7R, чтобы попытаться выжать из ее 36 мегапикселей максимум.
Этот кадр поразил меня своей детализацией: старый, но качественный объектив раскрыл весь потенциал 36-мегапиксельной матрицы без противомуарного фильтра
Тряхнули стариной, и достаточно. На очереди один из моих любимых объективов — классический “полтинник” Sony 50mm f/1.4. Здесь тоже проблем не возникает. На него я снимаю много, и снимать полтинник с камеры совсем не хочется: удобное фокусное расстояние, красивый рисунок.
Я много переключаюсь между ручным и автоматическим фокусом, это удобно делать с помощью одной из программируемых кнопок (к поем случае C2). Ручной фокус мне понадобился для нескольких кадров с эффектом фигурного боке. Этот нехитрый прием заключается в следующем: перед передней линзой светосильного объектива устанавливается маска из черной бумаги с фигурным отверстием. При фокусировке на переднем плане блики на заднем плане принимают форму отверстия.
Чтобы не промазать с фокусом я использую увеличение фрагмента кадра — за это отвечет программируемая кнопка C1 под указательным пальцем — и пикинг. При этом другие функции и параметры вовсе не оказываются ущемленными в правах: баланс белого, ISO, режим работы затвора все также доступны в одно нажатие. Разработчики явно предусмотрели набор кнопок в Sony A7 и A7R с запасом. Кнопке C3 я назанчаю фокусировку по глазам. Если съемка ведется с объективом E или FE, то при нажатии этой кнопки камера будет не только распознавать лица в кадре, но и наводить фокус по глазам модели.
Подводя итог сегодняшнего дня, хочется еще раз отметить: производитель нас не обманул, камера действительно совместима с огромным количеством разной оптики, пусть и с условием использования переходника. Более того, работа эта более чем комфортная: автофокус работает без всяких “но”, при ручной фокусировке реализовано несколько видов помощи, обилие программируемых кнопок позволяет тонко настроить камеру. Ну так как снимать с одним лишь “китовым” объективом мне соврешенно точно скоро наскучит, то с разными объективами с байонетом A в нашем дальнейшем тесте мы еще встретимся. Оставайтесь на связи, следующая часть нашего теста будет опубликована сразу после праздников!