Управление. Интерфейс. Дополнительные функции
Управление
Выпустив мощного флагмана линейки Alpha, инженеры Sony пошли на довольно смелый шаг: не подарили ему броскую индивидуальную внешность. Даже опытный фотограф не отличит «единичку» от последней «семёрки» и тем более «девятки» с расстояния вытянутой руки. С A9 II новинка и вовсе похожа, как две капли воды.
Управление стандартно для камер Sony. Оно основано преимущественно на экранных подменю, вызываемых горячими кнопками. Нужно изменить параметр? Жмём кнопку и затем вращаем один из управляющих дисков, используем джойстик или навипад — что удобнее. К основным экспопараметрам, а также положению точки автофокуса есть прямой доступ.
Почти все кнопки в камере можно перепрограммировать, так что подобный подход более чем уместен. Опытный фотограф может настроить под свои нужды камеру, даже если его сценарии использования весьма экзотичны.
Здесь также предусмотрено быстрое меню Fn, функции которого можно назначить отдельно для фото- и видеорежима.
Сенсорный интерфейс в режиме съёмки служит для указания точки автофокуса или включения отслеживания. Во всех меню и подменю экран также откликается на касания, позволяет пролистывать списки функций, в режиме просмотра фото можно листать и увеличивать жестами.
Меню камеры «нового» образца, такое мы уже видели у Sony A7S III. Кроме адаптации для сенсорного управления, оно отличается более упорядоченной и понятной структурой, обновлённым дизайном с цветными зонами для каждой группы настроек, более выраженной иерархией. Субъективно оно воспринимается проще и понятнее, чем в более старых камерах бренда.
Визирование
Гордость «единички» — электронный видоискатель с просто огромным по современным меркам разрешением 9,44 млн точек. Его увеличение составляет 0,9х при 100% охвате площади кадра. Он действительно большой. Детализация высока настолько, что картинка воспринимается живой. Отдельные пиксели можно увидеть разве что на элементах интерфейса (например, на индикаторе электронного уровня). Вероятно, служебные символы не были перерисованы под видоискатель столь высокого разрешения.
Частота обновления тоже очень высокая, лаг отображения глазом не фиксируется. Но если хочется большего, то в меню можно включить повышенную частоту обновления — до 240 раз в секунду! При этом формально снижается разрешение видоискателя, но разницу заметить сложно. Зато динамичные сцены не вызывают никаких артефактов при отображении: картинка не замыливается, не стробит. Работать с таким видоискателем действительно приятно.
На его фоне экран камеры смотрится бледно. Разрешение в 1,44 млн точек выглядит недостаточным для фотоаппарата такого уровня, а снимки на нём воспринимаются проигрышно по сравнению с тем, что увидит фотограф позже на профессиональном мониторе. Возможности экрана камеры достаточны лишь для предварительной оценки кадров или кадрирования во время съёмки.
Питание
Для питания Sony A1 применяется фирменная батарея NP-FZ100. Официальный ресурс, измеренный по методике CIPA, заявлен на уровне 530/430 кадров с использованием экрана или видоискателя соответственно. Не такая большая цифра для про-сегмента. Но не будем забывать про батарейную рукоятку VG-C4EM, вмещающую две батареи. Для репортажа аксессуар просто необходимый!
На практике ресурс одной зарядки выглядит вовсе не так скромно. В реальных условиях нам удавалось снять до 1350 кадров за 5 часов на одном заряде аккумулятора с активной сменой настроек, а также просмотром фото на экране.
При работе сериями аккумулятора хватило примерно на 3,5 часа съёмки и 6000 кадров.
Кроме того, камеру можно питать и заряжать от USB. Есть поддержка PD, то есть с мощным источником энергии доступна быстрая зарядка. За час нам удавалось зарядить аккумулятор от 50 до 99%.
Стабилизация
Встроенный пятиосевой стабилизатор на основе сдвига матрицы позволяет избавиться от смаза на околокритических выдержках и получать действительно попиксельную резкость на снимках. И уже за это ему нужно сказать огромное спасибо. Компенсируются колебания по пяти осям: угловые по двум осям, линейные по двум осям (характерны для съёмки с малой дистанции) и вращательные вокруг оптической оси.
Кроме того, при работе со статичными сюжетами без штатива он позволяет реализовать выдержки намного длиннее критических. Так, с 35-мм объективом с рук все кадры в сериях до ¼ включительно были резкими. Получить как минимум один из трёх резких снимков удавалось до выдержки 1 с. И только при выдержке в 2 секунды смаз, пусть и небольшой, стал гарантированно присутствовать во всех снимках серии.
Система стабилизации также отвечает за мультикадровую съёмку с пиксельным сдвигом. Камера может сделать до 16 кадров, которые потом на компьютере объединяются в один с разрешением 199 мегапикселей.
Мультикадровая съемка с пиксельным сдвигом, 199 МП
Интерфейсы и сетевые возможности
Sony A1 получила набор интерфейсов, способных удовлетворить практически любого профессионала. Начнём с карт памяти. У камеры два одинаковых комбинированных слота, каждый из которых поддерживает как карты SD, так и CFexpress Type A. Примечательно, что выбор карт не накладывает ограничений на функциональность камеры. На SD-класс V90 можно записывать 8K-видео в максимальном битрейте. Но в случае серийной съёмки предпочтительнее CFexpress Type A, так как с ними намного быстрее освобождается буфер фотоаппарата. Шутка ли, полторы сотни 50-мегапиксельных RAW!
Для записи видео предусмотрен вход микрофона и выход на наушники в виде 3,5-мм разъёмов. Поддерживается работа с фирменными микрофонами, установленными в башмак, в том числе по цифровому интерфейсу. Для подключения внешнего рекордера или монитора используется полноразмерный HDMI-разъём. Студийные фотографы оценят наличие отдельного синхроконтакта.
Традиционно для последних моделей Alpha тут есть сразу два USB-разъёма! Один — уже морально устаревший micro-USB, другой — Type-C. Наличие двух разъёмов легко объясняется. Micro-USB служит для связи камеры с некоторыми аксессуарами по фирменному протоколу Multi Interface Shoe. Зарядку и питание, а также скоростное подключение по USB 3.2 Type-C (до 10 Гбит/с) обеспечивает только разъём USB-C. Высокие скорости USB-разъёма особенно актуальны при работе камеры «на привязи» к компьютеру. Для этого есть фирменное приложение Imaging Edge.
Наконец, для профессиональных репортажников, снимающих спорт, или для работы в студии в составе большого продакшна есть разъём RJ-45 с поддержкой Ethernet 1000base-T. Благодаря ему камеру можно использовать, например, для удалённой съёмки на стадионах, обеспечивая дистанционный синхронный спуск затвора.
Поддерживается защищённый протокол передачи файлов FTPS, обеспечивающий шифрование данных с помощью SSL или TLS. Такая передача работает по Wi-Fi, LAN или даже через USB-модем.
Беспроводные возможности тоже весьма широкие. Камера поддерживает IEEE 802.11a/b/g/n/ac в диапазоне 2,4 и 5 ГГц, что позволяет быстро скидывать снятые кадры, в том числе на FPT. В диапазоне 5 ГГц Sony A1 использует технологию 2x2 MIMO для увеличения скорости передачи. У других производителей такие возможности доступны только с использованием внешнего Wi-Fi-передатчика.
Беспроводное дистанционное управление предусмотрено и с компьютеров, и со смартфонов. И благодаря мощному модулю беспроводной связи оно работает очень быстро, практически без лагов картинки на дисплее компьютера. Снимки также передаются очень быстро.