Вверх
Bf46560b 36ef 4030 bea5 b07ac0c2d828

Sony A1: неделя с экспертом

Дата публикации: 26.08.2021

Управление. Интерфейс. Дополнительные функции

Управление

Выпустив мощного флагмана линейки Alpha, инженеры Sony пошли на довольно смелый шаг: не подарили ему броскую индивидуальную внешность. Даже опытный фотограф не отличит «единичку» от последней «семёрки» и тем более «девятки» с расстояния вытянутой руки. С A9 II новинка и вовсе похожа, как две капли воды.

Управление стандартно для камер Sony. Оно основано преимущественно на экранных подменю, вызываемых горячими кнопками. Нужно изменить параметр? Жмём кнопку и затем вращаем один из управляющих дисков, используем джойстик или навипад — что удобнее. К основным экспопараметрам, а также положению точки автофокуса есть прямой доступ.

Почти все кнопки в камере можно перепрограммировать, так что подобный подход более чем уместен. Опытный фотограф может настроить под свои нужды камеру, даже если его сценарии использования весьма экзотичны.

Здесь также предусмотрено быстрое меню Fn, функции которого можно назначить отдельно для фото- и видеорежима.

Сенсорный интерфейс в режиме съёмки служит для указания точки автофокуса или включения отслеживания. Во всех меню и подменю экран также откликается на касания, позволяет пролистывать списки функций, в режиме просмотра фото можно листать и увеличивать жестами.

Меню камеры «нового» образца, такое мы уже видели у Sony A7S III. Кроме адаптации для сенсорного управления, оно отличается более упорядоченной и понятной структурой, обновлённым дизайном с цветными зонами для каждой группы настроек, более выраженной иерархией. Субъективно оно воспринимается проще и понятнее, чем в более старых камерах бренда.

Визирование

Гордость «единички» — электронный видоискатель с просто огромным по современным меркам разрешением 9,44 млн точек. Его увеличение составляет 0,9х при 100% охвате площади кадра. Он действительно большой. Детализация высока настолько, что картинка воспринимается живой. Отдельные пиксели можно увидеть разве что на элементах интерфейса (например, на индикаторе электронного уровня). Вероятно, служебные символы не были перерисованы под видоискатель столь высокого разрешения.

ILCE-1 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/2500 с, 391.0 мм экв.

Частота обновления тоже очень высокая, лаг отображения глазом не фиксируется. Но если хочется большего, то в меню можно включить повышенную частоту обновления — до 240 раз в секунду! При этом формально снижается разрешение видоискателя, но разницу заметить сложно. Зато динамичные сцены не вызывают никаких артефактов при отображении: картинка не замыливается, не стробит. Работать с таким видоискателем действительно приятно.

На его фоне экран камеры смотрится бледно. Разрешение в 1,44 млн точек выглядит недостаточным для фотоаппарата такого уровня, а снимки на нём воспринимаются проигрышно по сравнению с тем, что увидит фотограф позже на профессиональном мониторе. Возможности экрана камеры достаточны лишь для предварительной оценки кадров или кадрирования во время съёмки.

Питание

Для питания Sony A1 применяется фирменная батарея NP-FZ100. Официальный ресурс, измеренный по методике CIPA, заявлен на уровне 530/430 кадров с использованием экрана или видоискателя соответственно. Не такая большая цифра для про-сегмента. Но не будем забывать про батарейную рукоятку VG-C4EM, вмещающую две батареи. Для репортажа аксессуар просто необходимый!

На практике ресурс одной зарядки выглядит вовсе не так скромно. В реальных условиях нам удавалось снять до 1350 кадров за 5 часов на одном заряде аккумулятора с активной сменой настроек, а также просмотром фото на экране.

ILCE-1 / FE 14mm F1.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1 с, 14.0 мм экв.Cкачать RAW

При работе сериями аккумулятора хватило примерно на 3,5 часа съёмки и 6000 кадров.

ILCE-1 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 500, F5.6, 1/3200 с, 294.0 мм экв.

Кроме того, камеру можно питать и заряжать от USB. Есть поддержка PD, то есть с мощным источником энергии доступна быстрая зарядка. За час нам удавалось зарядить аккумулятор от 50 до 99%.

Стабилизация

Встроенный пятиосевой стабилизатор на основе сдвига матрицы позволяет избавиться от смаза на околокритических выдержках и получать действительно попиксельную резкость на снимках. И уже за это ему нужно сказать огромное спасибо. Компенсируются колебания по пяти осям: угловые по двум осям, линейные по двум осям (характерны для съёмки с малой дистанции) и вращательные вокруг оптической оси.

ILCE-1 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/400 с, 400.0 мм экв.Cкачать RAW

Кроме того, при работе со статичными сюжетами без штатива он позволяет реализовать выдержки намного длиннее критических. Так, с 35-мм объективом с рук все кадры в сериях до ¼ включительно были резкими. Получить как минимум один из трёх резких снимков удавалось до выдержки 1 с. И только при выдержке в 2 секунды смаз, пусть и небольшой, стал гарантированно присутствовать во всех снимках серии.

ILCE-1 / FE 35mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.2, 1/4 с, 35.0 мм экв.
ILCE-1 / FE 35mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.2, 1/2 с, 35.0 мм экв.
ILCE-1 / FE 35mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F5, 1 с, 35.0 мм экв.
ILCE-1 / FE 35mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F7.1, 2 с, 35.0 мм экв.

Система стабилизации также отвечает за мультикадровую съёмку с пиксельным сдвигом. Камера может сделать до 16 кадров, которые потом на компьютере объединяются в один с разрешением 199 мегапикселей.

Мультикадровая съемка с пиксельным сдвигом, 199 МП

Мультикадровая съемка с пиксельным сдвигом, 199 МП

ILCE-1 / FE 35mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/3 с, 35.0 мм экв.

Интерфейсы и сетевые возможности

Sony A1 получила набор интерфейсов, способных удовлетворить практически любого профессионала. Начнём с карт памяти. У камеры два одинаковых комбинированных слота, каждый из которых поддерживает как карты SD, так и CFexpress Type A. Примечательно, что выбор карт не накладывает ограничений на функциональность камеры. На SD-класс V90 можно записывать 8K-видео в максимальном битрейте. Но в случае серийной съёмки предпочтительнее CFexpress Type A, так как с ними намного быстрее освобождается буфер фотоаппарата. Шутка ли, полторы сотни 50-мегапиксельных RAW!

Для записи видео предусмотрен вход микрофона и выход на наушники в виде 3,5-мм разъёмов. Поддерживается работа с фирменными микрофонами, установленными в башмак, в том числе по цифровому интерфейсу. Для подключения внешнего рекордера или монитора используется полноразмерный HDMI-разъём. Студийные фотографы оценят наличие отдельного синхроконтакта.

Традиционно для последних моделей Alpha тут есть сразу два USB-разъёма! Один — уже морально устаревший micro-USB, другой — Type-C. Наличие двух разъёмов легко объясняется. Micro-USB служит для связи камеры с некоторыми аксессуарами по фирменному протоколу Multi Interface Shoe. Зарядку и питание, а также скоростное подключение по USB 3.2 Type-C (до 10 Гбит/с) обеспечивает только разъём USB-C. Высокие скорости USB-разъёма особенно актуальны при работе камеры «на привязи» к компьютеру. Для этого есть фирменное приложение Imaging Edge.

Интерфейс дистанционного управления с помощью Imaging Edge

Интерфейс дистанционного управления с помощью Imaging Edge

Наконец, для профессиональных репортажников, снимающих спорт, или для работы в студии в составе большого продакшна есть разъём RJ-45 с поддержкой Ethernet 1000base-T. Благодаря ему камеру можно использовать, например, для удалённой съёмки на стадионах, обеспечивая дистанционный синхронный спуск затвора.

Поддерживается защищённый протокол передачи файлов FTPS, обеспечивающий шифрование данных с помощью SSL или TLS. Такая передача работает по Wi-Fi, LAN или даже через USB-модем.

Беспроводные возможности тоже весьма широкие. Камера поддерживает IEEE 802.11a/b/g/n/ac в диапазоне 2,4 и 5 ГГц, что позволяет быстро скидывать снятые кадры, в том числе на FPT. В диапазоне 5 ГГц Sony A1 использует технологию 2x2 MIMO для увеличения скорости передачи. У других производителей такие возможности доступны только с использованием внешнего Wi-Fi-передатчика.

Интерфейс приложения

Интерфейс приложения

Беспроводные возможности

Беспроводные возможности

Дистанционная съёмка

Дистанционная съёмка

Перенос снимков из камеры

Перенос снимков из камеры

Беспроводное дистанционное управление предусмотрено и с компьютеров, и со смартфонов. И благодаря мощному модулю беспроводной связи оно работает очень быстро, практически без лагов картинки на дисплее компьютера. Снимки также передаются очень быстро.

Дата публикации: 26.08.2021
Комментировать
Главы:1234567
Предыдущая главаДалее «Впечатления и выводы»
Алексей Чесноков, 2021-09-16T17:43:41

Ничего, что для 8К уже требуется угол обзора экрана 128 градусов, который невозможно реализовать ? А если меньше, то человек разрешения 8к не видит. Оптическое разрешение глаза - одна угловая минута, вот и считайте, что и как. Фото с 50Мп можно кропить, можно рассматривать по частям - при просмотре одного кадра никто не торопит. А видеофрейм за 1/60 секунды рассматривать медленно по частям невозможно, его разрешение требуется увидеть все сразу и мгновенно. И всё - возможности человека уперлись в предел, который реально равен 4К. Все, что выше - маркетинг, потому что человек этого уже не различает. Я говврю именно про разрешение 4К , а не про формат 4К. Если кто не понял - в формате 8К разрешения 8К нет, оно згначительно ниже.

Dmitry Sokolov, 2021-09-10T17:26:09

Потому, что качественного 4K контента не особо много, вот люди и не видят разницы, а так по идее уже 8K видео нужно и 120 кадров / секунду.
А размер дисков вообще не имеет значение, видео нужно монтажить и выкладывать на YouTube, а не хранить оригиналы по несколько лет, когда их все равно не смотрят

Нариман Али, 2021-09-08T10:05:22

Ну так когда вышел 4К стандарт в 2012 году оптимистичные техногики прогнозировали его массовость в конце десятилетия. На дворе 2021 год а 4К так и не стал популярнее FullHD. В офисах мониторы дай бог чтобы были 1920 точек, смартфоны на примере неудачного Sony Z5 поняли настолько неуместно 4К на устройстве размером 6 дюймов. 80 процентов людей смотрят видео с телефонов в 720 и с расстояния а не вблизи придирчиво разглядывая реснички людей. Уже по последним анонсам видно что техника подходит к потолку возможностей нужных массовому потребителю, фотогиганты все сильнее и сильнее оттягивают выпуски камер будь то GH6 или Sony A7m4, все это делается искусственно ибо 4К60 уже давно было реализуемо ещё в старом GH5, а поворотный во всех плоскостях сенсорный экран ещё аж с Lumic G2 2010 года. Все это делается исключительно ради денег но не ради людей, поскольку идеи усовершенствовать сегодняшние камеры кончаются катастрофически быстро. В нулевых годах прирост данных в массовых ЖД был намного сильнее и кратнее чем это случилось в '10 ых. Поэтому маловероятно что в 2030 году у всех будут не 1-4 Тб диски как В последние годы, а по 10-40ТБ чтобы как-то спокойно относиться к этим 30-ти 50мп кадрам в секунду.

dofmaster, 2021-09-08T07:31:37

Для меня рубикон цифро-СФ — это размер сенсора 48х36см (задники PhaseOne P25/P45), т.е. по площади ровно в 2 раза больше ФФ. Впрочем, это субъективное суждение, никому не навязываю :)

Да, 645-й формат не нужно трактовать буквально. Реальный размер кадра там немного меньше: 56х42мм. Цифрозадники IQ4 имеют размер сенсора 54x40.5мм, читай кропа нет.

Нариман Али, 2021-09-08T07:24:38

Я бы купил бы R5 и стекло на эти деньги. 20 кадров в секунду уже достаточно. 30 это перебор с сданными и сомнительная переплата в почти 200 тыс. Никто не пишет что у R5 больше серийная скорость в механическом затворе чем у А1. Кто-то конечно отдаст дополнительные 200 тыс за ненагреваемый 8К и 4К120 который у Canon сделан для больше для рекламных роликов но не для конференций или полного метра. Кому вообще понадобилось 4к120 по полчаса??? Это уже категория киноделов которые лучше возьмут в аренду какую-нибудь Arri Alexa.

Георгий Полицарнов, 2021-09-08T07:10:26

Это покажет только время и рынок.

Нариман Али, 2021-09-08T07:03:38

Камера конечно же крутая и к их специфичному цвету можно приноровиться. Но кому нужны 1,5 гигабайта Raw в секунду, кто-нибудь ответьте? 900 мб в секунду от Canon R5 уже были избыточны но тут тем более.

Георгий Полицарнов, 2021-09-06T18:08:13

Для себя такой тест сделал. На парных кадрах в JPEG разница действительно не всегда очевидна. Но структура шума у A7R IV грубее. Становится заметно после ISO 1600.

https://www.dropbox.com/s/3...

Цвет деградирует заметно раньше, чем у A1. Гладкость картинки теряется раньше. ISO 3200 даёт очень заметную разницу в картинке. С А1 картинка еще более-менее гладкая, в тенях есть цвета и контраст.

https://www.dropbox.com/s/5...

У А7R IV уже детализация заменяется шумами. На ISO 6400 у А7R IV уже хорошо заметен цветной шум, небо в узорах. А1 на этом ISO еще держится.

https://www.dropbox.com/s/l...

В RAW всё примерно так же. Вот наглядный фрагмент:
https://www.dropbox.com/s/9...

Георгий Полицарнов, 2021-09-06T05:50:06

Я писал не про «симпатичнее», а про ситуацию с шумами в основном. У A7R IV они появляются на более низких ISO и картинка воспринимается более рыхлой.

dofmaster, 2021-09-03T14:42:10

В мои лохматые времена снимали на слайд 8х10', а 9х12 см называли "младшим форматом". СФ начинался с 6х4.5 см. - а ведь был ещё 6х6, 6х7, 6х9, 6х12. Поэтому не сочтите за неуважение мой искренний сарказм по отношению к линейке Fuji GFX. Да прибудут с вами "глубокие и равномерные" обзоры!

robert robert, 2021-09-03T14:31:11

Ждем следующую статью на prophotos: а7r iv vs a1. Как бы вам сказать,эмм,не у всех есть возможность протестировать такие дорогие камеры самим. Я что хочу сказать:субъективно для меня картинка с а7r iv симпатичнее. Вы с этим не согласны. Поэтому предлагаю сравнить эти 2 камеры в одном обзоре.

Sem, 2021-09-03T11:43:21

Любой современный фотограф знает, что такое GFX от Фуджи .
Спасибо Григорий за обзор. Но есть ещё куда рости. Обзор должен быть глубокий и равномерный с другими марками, брендами.

dofmaster, 2021-09-03T10:32:56

Георгий, одна ремарка про 4К в а1 - оно там действительно неплохое, но очень неровное в разных режимах. Причина в том, что в одних режимах (4К со всей площади) используется простой пиксель-бинниг и лезет муар с лесенкам и, в других (APSC-кроп) итоговая картинка интерполируется и все гладенькое.

a7S3 в этом плане гораздо «ровнее» - практически во всех основных видеорежимах (за исключением откровенно трэшового 1080p 240fps) выдает максимум разрешения без муара и леченок.

Процессорная связка у обоих камер идентична и «излишки» вычислительных мощностей (не надо обсчитывать 50Мп) эска бросает на более качественную обработку картинки. Так что a7S3 осталась видеофлагманом в модельном ряду камер Sony.

dofmaster, 2021-09-03T09:22:21

Какой покупатель имеется ввиду? Условно-случайный, или с определенной спецификой работы?

В обзоре Sony a9II один товарищ причитал что и «зеленый вырвиглазный» и «картинка шумная». Хотя фотограф-репортажник, участвовавший в тесте прямым текстом обозначил приоритеты: съёмка сериями с автофокусом, работа в разных условиях освещения, минимум постпроцессинга. Этим людям до фени «эти ваши» RAW, божественная цветопередача и тянучесть светов/теней - им платят актуальный реп без откровенного брака. Если не заметили (онож не нужно пейзажисту!), в а1 весьма продвинутые коммуникационные возможности. Чтобы не только быстро снять, но ещё и фотки скинуть батчем на какой-ть редакционный ftp.

Так вот ещё раз — это прежде всего репортажная камера. Безальтернативная по совокупности «скорострельность - разрешение - автофокус - коммуникации». Все остальное следует рассматривать как приятный бонус (видео в том числе), который не стоял в приоритете. Даже 8К, полагаю, воткнули по причине того что скорость считывания матрицы и камень позволяют.

Нужна она случайному прохожему за $6.5К? Неа, не нужна - так как для этой аудитории у соньки и других производителей есть масса других камер.

dofmaster, 2021-09-03T09:10:22

Не убедительно! Ждем сравнений с большим форматом и точка ;) Формат сенсора решает абсолютно все и везде, это знает любой современный фотограф.

dofmaster, 2021-09-03T09:07:32

Любопытно, а в какой камере она прыгала? В руках и старушка a7III и a7S3 - в режиме визирования (фотосъёмка) диафрагма всегда открыта.

Sem, 2021-09-03T09:03:40

Вот вам Тест. Там много таких. https://www.youtube.com/wat...
Надеюсь теперь успокоитесь.

Георгий Полицарнов, 2021-09-03T04:40:13

Александр, я проверил: перевёл камеру в режим A, установил объектив SEL50F12GM, навёл на тёмный объект, на светлый, на небо — диафрагма остаётся открытой и неподвижной. Закрыл до f/5,6 — диафрагма не меняется в процессе визирования.

Александр, 2021-09-02T19:29:10

Автор ,все это замечательно.
Но у меня вопрос?
А Sony наконец починила "прыгающую" диафрагму в своей фотокамере?
Или все по старому?
Визируем на закрытой диафрагме)))
Ведь древняя уже проблема.

Eugene Lazin, 2021-09-02T12:25:23

Вы пишете тоже самое, что писали и в обзорах камер за 50тыр. (возмущенное клацанье по клавиатуре) "Эта камера снимает не на 50 тысяч а максимум на 20!" (опубликовать)

Никто не принимает во внимние российский рынок. Все эти камеры в основном покупают в странах первого мира, для которых 5-6К зелени за тушку это в принципе дорого, но все еще достаточно доступно.