Основные особенности Sony α9 II
Первая версия камеры Sony Alpha 9 появилась в 2017 году и стала знаковым событием в мире фототехники — беззеркалка, ориентированная на серьёзную репортажную съёмку, когда на рынке главенствовали топовые зеркальные фотоаппараты всего двух производителей. Это стало возможным благодаря многим инновационным характеристикам первой «девятки»: серийная съёмка до 20 кадров/с, принципиально новая конструкция матрицы для сверхбыстрого считывания в режиме электронного затвора, возможность абсолютно бесшумной работы, новые возможности автофокуса, включая распознавание лиц и глаз.
После выпуска Alpha 9 не раз «дорабатывалась» путём обновления программного обеспечения. Устранялись мелкие недостатки (например, появилась возможность смены цвета рамки автофокуса), добавлялись новые функции: слежение в реальном времени, АФ по глазам животных, возможность выбора для фокусировки правого/левого глаза, изменение количества контрастных точек АФ с 25 до 425. В итоге с версией прошивки 6.0 это была уже совершенно другая камера.
Но не все возможности и нововведения реализуются прошивкой. Поэтому в преддверии важных спортивных событий, в особенности токийской Олимпиады, компания выпустила обновлённую версию камеры — [Sony Alpha ILCE-9M2. При её создании инженерами Sony учитывались комментарии профессиональных фотографов.
[IMAGE L TEST 180768 center 630]
Alpha 9 II станет главным героем нашей «Недели с экспертом», а точнее, с экспертами. Обзор совместно готовили два автора: главный редактор Prophotos.ru Георгий Полицарнов и репортажный фотограф Лидия Широнина.
Традиционно начинаем с основных особенностей фотоаппарата, чтобы далее проиллюстрировать самые важные из них примерами реальных съёмок.
Особенности матрицы и электронный затвор
Матрица у второй версии камеры осталась такой же, как у Sony ILCE-9. Технологический задел, реализованный в этом сенсоре, оказался достаточным, чтобы обеспечить высокие характеристики второго поколения камеры. Уникальность полнокадровой 24-Мп матрицы заключается в её многослойной структуре. Непосредственно под слоем пикселей находится ещё один слой микросхемы, включающий в себя встроенную память и схему высокоскоростной обработки сигнала. У подавляющего большинства других камер обработка снятого с матрицы сигнала происходит в отдельной микросхеме.
Схемотехническое решение, применённое в Sony A9 и A9 II, позволяет реализовать значительно более высокую скорость считывания, что важно не только и не столько для серийной съёмки, сколько для правильной работы электронного затвора. Искажения движущихся объектов (rolling shutter), а также полос при съёмке с мерцающими источниками не возникает.
Так что электронный затвор становится практически полноценной заменой механическому. Именно с ним камера «разгоняется» до своей максимальной скорости — 20 кадров/с без затемнения видоискателя или экрана. С механическим затвором доступны теперь 10 кадров/с (естественно, с затемнением между кадрами). У прошлой модели механический затвор мог отработать лишь 5 кадров/с. Электронный затвор позволяет снимать с выдержками до 1/32000 с, а механический — до 1/8000 с. В Sony ILCE-9M2 у механического затвора осталось только одно важное преимущество перед электронным — возможность съёмки со вспышкой.
Кстати, механический затвор подвергся в α9 II апгрейду. Его ресурс заявлен на уровне 500 000 срабатываний. Было улучшено демпфирование блока затвора для борьбы с микросмазами.
Автофокус
Как и во всех беззеркалках компании, автофокус работает по гибридному принципу. Используются фазовые датчики на матрице, а также оценивается итоговая резкость изображения на финальной стадии фокусировки (контрастный принцип автофокуса).
Основной этап автофокусировки происходит по фазовому принципу, и лишь финальная доводка осуществляется по контрастному — более точному.
Чувствительность системы составляет от -3 до 20 EV (при эквиваленте ISO 100 и установленном объективе со светосилой f/2,0). 693 точки фазовой и 425 точек контрастной автофокусировки покрывают 93% площади кадра. За счёт постоянно открытой матрицы система автофокуса делает до 60 замеров за секунду.
Скорости автофокусу без проблем хватает для удержания в резкости мчащегося на фотографа мотоциклиста
Основные инновации скрываются в алгоритмах автофокусировки. В большинстве случаев камера способна справиться с фокусировкой даже без ручного выбора нужной зоны.
Всю съёмку мотокросса я провёл с широкой зоной автофокусировки, позволяя камере самой выбирать главный объект в кадре. Автоматика безошибочно переключалась на спортсмена, стоило ему только возникнуть в кадре, а затем отслеживала его.
В этом ей помогают отслеживание в реальном времени с применением искусственного интеллекта (алгоритм распознавания объектов обрабатывает данные с матрицы о цвете, очертаниях, расстоянии, наличии в кадре лиц и глаз).
Автофокус по глазам работает как с людьми, так и с животными. Так что камера может быть очень интересна анималистам. С людьми дополнительно доступен автофокус по глазам в режиме видеозаписи.
Снимок сделан с автофокусом по глазам
Кстати, здесь кроется одно из отличий от прошлой модели. В Sony A9 II применяется новый процессор, который работает с препроцессором LSI для ускорения автофокусировки, экспозамера, распознавания лиц, обработки изображения. Руками эти различия потрогать нельзя, но в целом вся работа автофокуса стала потрясающе гладкой и предсказуемой, точной.
Стабилизатор
Мы все уже так привыкли к стабилизаторам Sony, что начали забывать: стабилизатор на основе сдвига матрицы в репортажном сегменте — большая редкость. А ведь с ним стабилизированным становится любой объектив, в том числе и светосильные фиксы. Если в объективе есть свой стабилизатор, то он работает совместно с внутрикамерным (угловые смещения отрабатывает оптика, а линейные и вращение вокруг оптической оси — камера).
Эффективность пятиосевой стабилизации заявлена на уровне 5,5 ступени выдержки — на полступени выше, чем в прошлой модели.
Съёмка с рук с увеличенной выдержкой и стабилизатором
Электронный видоискатель и дисплей
Quad-VGA OLED видоискатель с диагональю 1,3 см (0,5 дюйма), частотой обновления до 120 кадров/с и разрешением 3 686 400 точек выступает антиподом оптических видоискателей зеркалок. Оптический видоискатель удобен тем, что через него фотограф буквально смотрит в объектив и видит реальность без искажений и задержек — именно это ценят многие репортажные фотографы в зеркалках.
Sony ILCE-9M2 предлагает фотографу другое преимущество — смотреть сразу на готовую картинку, учитывающую текущие настройки экспозиции, закрытую диафрагму, баланс белого ещё до нажатия кнопки спуска. Электронный видоискатель может работать без затемнения во время съёмки (как в видеокамерах при записи видео), выводить множество вспомогательной информации (от гистограммы и электронного уровня до фокус-пикинга и «зебры»). Стоит ли это отказа от живой оптической картинки — поговорим на следующих страницах теста.
В паре с видоискателем работает наклонный сенсорный дисплей с диагональю 3″ и разрешением 1 440 000 точек — такой же, как во всех последних камерах Sony Alpha.
Интерфейсы
В отношении интерфейсов Sony ILCE-9M2 претерпела практически 100% апгрейд. Начнём с карт памяти. Теперь оба слота поддерживают быстрые SD UHS-II. С одной стороны, жаль, что разработчики не осмелились на применение самых современных карт CFexpress с заоблачными скоростями. С другой стороны, налицо забота о кошельках потребителей.
Кстати, в ходе этого теста мы проверяли работу камеры с самыми свежими картами Sony серии SF-G TOUGH, обладающими заявленной скоростью записи до 299 МБ/с. Длина непрерывной серии на скорости 20 кадров/с с такой картой составила 240 кадров (12 секунд непрерывной съёмки, 5,95 ГБ), а запись всех файлов на флешку продлилась 50 секунд с нажатия кнопки спуска. При 10 кадрах/с высокая скорость карт памяти позволяет непрерывную серию до 460 снимков.
Изображения большого размера теперь можно быстро передавать на выделенный FTP-сервер с помощью LAN-порта, который поддерживает 1000BASE-T. Протокол FTPS гарантирует надёжную защиту данных.
Чтобы соответствовать жёстким требованиям к скорости выпуска материала, α9 II поддерживает фоновую передачу файлов в форматах JPEG и RAW по FTP-протоколу во время съёмки и после неё. Предварительно можно назначить до девяти FTP-серверов.
Встроенный Wi-Fi передатчик теперь работает не только с диапазоном 2,4 ГГЦ, но и 5 ГГц. Поддерживаются версии протокола IEEE 802.11a/b/g/n/ac. Беспроводной интерфейс также даёт возможность фоновой передачи файлов на FTP-серверы.
Порт Type-C поддерживает стандарт USB 3.2 Gen 1 для быстрой передачи снимков на ПК. По нашим замерам, реальная скорость передачи снимков составляет до 213 МБ/с с картой Sony SF-G64T.
Новая функция Voice Memo позволяет записывать звуковые заметки о контенте или условиях съёмки. Они могут длиться до 60 с и прилагаются к изображениям в виде wav-файлов. Для профессионального репортажного фотографа это порой единственный инструмент для быстрой передачи комментария редактору, который формирует подпись для снимка в новостной ленте. Также в изображения можно встраивать данные IPTC и серийный номер камеры.
Кроме привычного входа для микрофона и выхода на наушники, Sony A9 II поддерживает цифровой аудиоинтерфейс, реализованный в новых системных микрофонах Sony.
Без изменения остался, пожалуй, только разъём micro-USB. Кажущийся сегодня анахронизмом, он служит для сопряжения с некоторыми системными аксессуарами, а также позволяет заряжать и питать камеру от внешних USB-источников наряду с Type-C. Не стоит его недооценивать.