Качество изображения
Шумы и высокие ISO
Требования к качеству изображения профессиональной репортажной камеры просты: чем выше рабочие ISO, тем лучше. Высокое качество картинки должно быть уже в JPEG, ведь не всегда у фотографа есть время на обработку. Поэтому именно по JPEG мы будем оценивать качество снимков Sony Alpha ILCE-9M2.
Минимальное значение чувствительности, которое есть у ILCE-9M2 — ISO 50. Это «расширяемое» ISO, то есть получается оно переэкспонированием при съёмке на более высокой чувствительности с последующей коррекцией яркости. ILCE-9M2 даже в таком сложном случае не допускает пересветов и справляется с задачей (взгляните на окна кофейни под надписью BOX CITY). Шумов нет, а детализация кадра очень высокая.
Повышение ISO до 200 единиц внезапно привносит каплю яркостного шума на монотонных участках неба (видно лишь при максимальном увеличении). На качество изображения столь мелкий попиксельный шум никак не влияет, но является тревожным звоночком: не зашумит ли картинка раньше времени? Поднимаем ISO до 400 единиц, затем до 800, 1600, 3200 — не шумит.
Вообще отличить ISO 1600 от ISO 200 довольно сложно, если не сравнивать попарно увеличенные кадры.
На ISO 3200 начинают страдать полутона в тенях, но всё же это ISO остаётся полностью рабочим и пригодным для крупноформатной печати.
А теперь запаситесь попкорном, начинается самое интересное: штурмуем высоту ISO 6400, которая не по зубам многим камерам. Да, небо теряет былую гладкость, полутона местами выглядят чуть грязнее, чем нам хотелось. Но откровенного шума пока нет, а детализация даже в тенях высокая. Она начинает снижаться лишь на ISO 12800.
Это первое значение чувствительности, которое должно заставить фотографа задуматься: а поднимать ли чувствительность дальше? Полутона в тенях начинают деградировать, мелкие детали съедаются. Но общая детализация высока, и такие фото смело можно печатать форматом до А4.
Снимок сделан при свете нескольких свечей с рук. JPEG из камеры без обработки.
ISO 25600 добавляет немного яркостного шума на небо — неприятно, но не смертельно. Мелкие детали в тенях, такие как ветви кустов, размываются. В целом полутона заметно деградируют. Но форматом А4 такое фото по-прежнему можно напечатать. А если сюжет позволяет, можно и крупнее.
ISO 51200 ограниченно применимо: усиливается деградация теней, снижается детализация. О художественной съёмке речи тут точно нет. Для фиксации момента это ISO можно применять, потому что в целом качество изображения достаточно как для печати не очень крупным форматом, так и для публикации в сети. Скажем так: фото с мобильных телефонов в таком же качестве большинство из нас не стесняется публиковать. А вот ISO 102400 и 204800 — на самый крайний случай. Недаром эти значения «расширяемые», получаемые программным осветлением ISO 51200. Рассчитывать на высокое качество не стоит.
Есть ли прирост качества по сравнению с прошлой моделью? Схожие (или даже одинаковые) матрицы выдают в целом близкую картинку, но субъективно кажется, что алгоритмы шумоподавления стали работать деликатнее в ILCE-9M2, не допуская неприятных артефактов до ISO 12800. Удачно соблюдён баланс между шумностью и детализацией картинки: «акварель» появляется только на самых высоких значениях.
Динамический диапазон
Возьмём один из RAW-файлов с нашей съёмки и попробуем вытянуть максимум деталей из теней. Сюрпризы тут исключены: матрица работает точно так же, как и в предыдущей модели Sony A9. Наш сюжет без проблем можно осветлить на пару ступеней экспозиции. Можно и на три, но новые детали уже не появятся, да и с шумами придётся побороться.
Почти такой же запас есть и в светах: в пределах двух ступеней детали восстанавливаются отлично. Можно больше, но новых деталей это уже не даёт.
В целом можно сказать, что экспонометр камеры настроен «в ноль», чтобы запас в светах был примерно одинаковым, а автоматика могла уложить весь динамический диапазон сразу в JPEG (есть настройка DRO — оптимизация динамического диапазона). Ведь именно это требуется от репортажного фотоаппарата.