Вверх
E0788e4d 7ce7 45f8 a8c0 dbdca1b789b7

Fujinon XF 16-80mm F4 R OIS WR: тест объектива

Дата публикации: 29.11.2019

Качество изображения

Оптическая схема Fujinon XF 16-80mm F4 R OIS WR насчитывает 16 элементов в 12 группах. Используется целых четыре асферических элемента. Что интересно, один из них изготовлен из низкодисперсного (ED) стекла. Эти линзы призваны сократить искажения картинки и повысить её резкость.

Дисторсия и встроенный корректирующий профиль

Современные объективы Fujifilm имеют специальный корректирующий профиль, который применяется в камере при съёмке в JPEG или же закладывается сразу в RAW-файл. Корректирующий профиль влияет на геометрические искажения, дисторсию и хроматические аберрации. Нюанс встроенного профиля в том, что во многих RAW-конвертерах, например, в Adobe Lightroom, нет возможности отказаться от его применения. А хотелось бы оценить оптические качества объектива без какой-либо обработки. Поэтому проверим на дисторсию как с включённым корректирующим профилем, так и без, пользуясь программой PhaseOne Capture One 12, где от применения профиля можно отказаться.

X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F11, 60 с, 26.0 мм экв.Cкачать RAW

16 мм

У Fujinon XF 16-80mm F4 R OIS WR искажения в виде бочкообразной дисторсии есть, но их уровень невысок. Пожалуй, они будут заметны только в случае съёмки объектов с прямолинейными формами: архитектуры, интерьеров.

Корректирующий профиль активирован

Корректирующий профиль активирован

X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 80, F14, 14 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
Корректирующий профиль выключен

Корректирующий профиль выключен

X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 80, F14, 14 с, 24.0 мм экв.

Конечно, при использовании корректирующего профиля дисторсия исчезает полностью, но за счёт растягивания границ кадра. Это приводит к небольшой обрезке снимка по краям.

24 мм

Интересно, что уже к 24 мм дисторсия достигает своих минимальных значений. Даже при съёмке архитектуры искажения едва заметны.

Корректирующий профиль активирован

Корректирующий профиль активирован

X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 80, F8, 6 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW
Корректирующий профиль выключен

Корректирующий профиль выключен

X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 80, F8, 6 с, 35.0 мм экв.

35 мм

А вот дальше искажения приобретают подушкообразную форму, линии начинают изгибаться внутрь кадра. Это становится заметно примерно с 35 мм.

Корректирующий профиль активирован

Корректирующий профиль активирован

X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 80, F8, 5 с, 49.0 мм экв.Cкачать RAW
Корректирующий профиль выключен

Корректирующий профиль выключен

X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 80, F8, 5 с, 49.0 мм экв.

50 мм

Та же ситуация на 50 мм: при отключённом корректирующем профиле наблюдается умеренная подушкообразная дисторсия.

Корректирующий профиль активирован

Корректирующий профиль активирован

X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 80, F8, 6 с, 73.0 мм экв.Cкачать RAW
Корректирующий профиль выключен

Корректирующий профиль выключен

X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 80, F8, 6 с, 73.0 мм экв.

80 мм

Интересно, что уровень искажений не становится выше при увеличении фокусного расстояния, как это обычно бывает с зум-объективами. Наоборот, на максимальном фокусном расстоянии Fujinon XF 16-80mm F4 R OIS WR демонстрирует небольшой уровень подушкообразной дисторсии. Пожалуй, он будет заметен только в сюжетах с идеально прямыми линиями.

Корректирующий профиль активирован

Корректирующий профиль активирован

X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 80, F8, 6 с, 120.0 мм экв.Cкачать RAW
Корректирующий профиль выключен

Корректирующий профиль выключен

X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 80, F8, 6 с, 120.0 мм экв.

Даже без корректирующего профиля Fujinon XF 16-80mm F4 R OIS WR имеет совсем небольшую дисторсию. Особенно учитывая, что это зум с 5-кратным диапазоном фокусных расстояний!

X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/60 с, 37.0 мм экв.Cкачать RAW
Применён встроенный корректирующий профиль.

Применён встроенный корректирующий профиль.

X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/30 с, 95.0 мм экв.Cкачать RAW

Резкость и хроматические аберрации

То, насколько резким является объектив, — главный вопрос фотографов в отношении любого нового устройства. Графики MTF Fujinon XF 16-80mm F4 R OIS WR говорят о высокой разрешающей способности, особенно на минимальных фокусных расстояниях.

Но мы не остановимся на просмотре сухих графиков и с помощью серии тестовых снимков посмотрим, как покажет себя объектив в реальной съёмке.

Тестовые кадры сняты в формате RAW и сконвертированы без использования корректирующего профиля, благодаря чему мы увидим все оптические нюансы объектива. ISO 160 — минимальное для аппарата Fujifilm X-T3, его мы использовали для того, чтобы получить исходники с наименьшим количеством цифрового шума.

X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 80, F16, 10 с, 29.0 мм экв.Cкачать RAW

16 мм

На минимальном фокусном расстоянии уже на открытой диафрагме мы видим хорошую резкость как в центре кадра, так и по краям. Отмечаем очень небольшой уровень виньетирования. На краях всё же заметно небольшое падение резкости и хроматические аберрации. Впрочем, последние легко исправляются применением встроенного профиля — он корректирует и геометрические искажения, и цветные контуры вокруг контрастных объектов даже в RAW.

f/8, без корректирующего профиля

f/8, без корректирующего профиля

X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F4, 1/30 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
f/8, с корректирующим профилем

f/8, с корректирующим профилем

X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F4, 1/30 с, 24.0 мм экв.

На f/5,6 виньетирование совсем незначительное, а при f/8 оно окончательно уходит со снимка.

X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/15 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F8, 1/8 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F11, 1/3 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F16, 1/2 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Максимум резкости по всему полю кадра удаётся получить при f/8–f/11, а далее изображение теряет в детализации под действием дифракции. Однако даже при f/16 изображение остаётся достаточно детализированным — на такой диафрагме вполне можно снимать и получать отличные кадры!

35 мм

На промежуточном фокусном расстоянии 35 мм также наблюдаем хорошую резкость и в центре, и по краям уже начиная с открытой диафрагмы. Уровень хроматических аберраций на этом фокусном расстоянии совсем низкий. На открытой диафрагме — незначительное виньетирование, которое пропадает уже к f/5,6. Пик резкости приходится на f/5,6–f/8.

X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F8, 1/6 с, 54.0 мм экв.Cкачать RAW

После f/11 наблюдаем падение резкости под действием дифракции, однако даже на F16 изображение вполне пригодно к использованию.

X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F4, 1/26 с, 54.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/13 с, 54.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F11, 1/3 с, 54.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F16, 1/2 с, 54.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F7.1, 120 с, 73.0 мм экв.Cкачать RAW

80мм

Максимальное фокусное расстояние — всегда нелёгкая задача для объектива, особенно если речь идёт о моделях с большим зумом. Посмотрим, как справится Fujinon XF 16-80mm F4 R OIS WR. На открытой диафрагме в центре кадра хорошая резкость. Но вот на краях картинка становится мягкой. Есть также виньетирование и хроматические аберрации.

X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F8, 1/5 с, 120.0 мм экв.Cкачать RAW

Такое качество изображения будет достаточным для многих творческих задач: портретов, репортажа, тревел-съёмки.

Но если необходимо сделать кадр с высокой детализацией по всей его площади, то лучше прикрыть диафрагму хотя бы до f/5,6 — резкость заметно возрастёт. На f/8–f/11 она ещё достаточно хорошая, но ближе к f/16 начинает снижаться из-за дифракции.

X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F4, 1/20 с, 120.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/10 с, 120.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F11, 1/2 с, 120.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F16, 1 с, 120.0 мм экв.Cкачать RAW

Подведем итоги. Fujinon XF 16-80mm F4 R OIS WR принадлежит к объективам с широким диапазоном фокусных расстояний, для которых свойственны заметные огрехи в качестве изображения. Тем не менее, новинка показала себя довольно резким объективом: на всех фокусных расстояниях, кроме максимального, объектив обеспечивает отличную резкость, начиная с открытой диафрагмы. Виньетирование незначительное, а небольшие хроматические аберрации проявляются в основном на минимальном зуме по краям кадра. И виньетирование, и аберрации легко исправить с помощью корректирующего профиля.

X-T3 / XF16-80mmF4 R OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 80, F14, 10 с, 120.0 мм экв.Cкачать RAW
Дата публикации: 29.11.2019
Комментировать
Главы:1234
Предыдущая главаДалее «Объектив в работе»

Серия статей

Развернуть весь список
Георгий Полицарнов, 2020-08-24T06:52:13

ДУмаю, что XF 16-80mm F4 R: он новее, зум размашистее, мотор автофокуса шаговый (предпочтительно для видео).

ДМитрий, 2020-08-24T04:34:15

Подскажите, пожалуйста, для видео, какой будет предпочтительней XF 18-55 2.8-4.0 или XF 16-80mm F4 R?

Storm Nord, 2020-06-16T15:41:50

увы, но картинка с фуджа "акварельная" . Бритв. резкость лишь с некоторыми стеклами. В общем и целом проигрывает sony a73 и многим полнокадровым ( и не только) зеркалкам

Max, 2020-06-08T12:25:15

Может быть тени на постобработке вытягивали? RAW файл, к сожалению, не предоставили, но верхняя часть здания так не шумит.

Dmitry Shemonaev, 2020-03-14T06:38:13

Я не проявляю в LR....или С1 или DxO....разницу с фильтром или без не заметил вообще....рядом с D610....разрешение и детализация у Fuji не впечатляет....причем D610 дает лучшую детализацию с оптикой ценой в два раза дешевле, чем с оптикой от Fuji

Igor Ambull, 2020-03-13T17:34:13

Мыльная картинка с X-Trans? Вы шутите. Там нет фильтра антиалиасинга и картинка бритвенно резкая. Некоторые считают даже, что для портретов это перебор. И не забывайте, что без плагина Iridient Adobe LR ухудшает RAW от Fuji.

Dmitry Shemonaev, 2020-03-11T05:48:48

Видел я кучу raw с T3.....X-trance это маркетинговая шелуха....с мыльной картинкой...и шумодавом в RAW....нет уж спасибо...я на Nikon посижу....картинка куда лучше....

Igor Ambull, 2020-03-10T12:23:42

Дмитрий, я знаю о чем говорю. А говорю я не о а7 III, а именно о а7 первого поколения, почитайте внимательно мой пост. Пруф:
http://photonstophotos.net/...
Проматываете таблицу, находите Sony ILCE-7, записываете значение Low Light. Теперь находите Fujifilm X-T3 и сравниваете. Прогресс матриц налицо. Посмотрите заодно Pentax KP. Полный кадр отдыхает...

Dmitry Shemonaev, 2020-03-10T10:22:27

X-T3 шумит меньше чем некоторые полнокадровые камеры.....Бог маркетинга)

Igor Ambull, 2020-02-27T22:02:24

На ISO160 не должно быть никакого шума. Вероятно, была включена функция Grain в меню (имитация плёнки). X-T3 шумит меньше чем некоторые полнокадровые камеры, например Sony A7 (первого поколения). Посмотрите сюда, там есть снимки на ISO 10000 и 12800. Шума нет:
https://podakuni.livejourna...

Георгий Полицарнов, 2019-12-13T12:31:36

К сожалению, одновременно не было их на руках.

Жорж, 2019-12-06T10:02:19

Хотелось бы увидеть сравнение с XF 18-55 2.8-4.0

Sergej Serij, 2019-12-04T12:28:27

посмотреите на столб посреди кадра и кусты перед зданием - всё в крапинку ( просто шум не цветной поэтому сильно не выделяется)

Alexey Ismagulov, 2019-12-04T06:52:29

Я шума не увидел, две пылинки на матрице есть, а шума нет :)

Sergej Serij, 2019-12-04T05:00:15

там где :

16мм: здание вошло в кадр целиком.

18мм: угла обзора уже не хватает для съёмки

alexey umidoff, 2019-12-03T08:30:31

где?

Sergej Serij, 2019-12-02T06:57:09

удивительно - столько шума на снимках с x-t3 ( даже на исо 160) ; ((((