Скорость работы и автофокус
В спецификациях FUJIFILM X-H1 заявлены очень высокие скоростные характеристики. Отдельно производитель отмечает улучшения в работе системы автофокуса. Мы решили проверить всё это на практике, испытав камеру разными сюжетами, а том числе споттингом — съёмкой самолётов.
Серийная съёмка со скоростью 14 кадров/с:
Время включения
В отличие от топовых зеркалок, включение камеры происходит не моментально. От поворота рычажка включения до полной готовности сделать кадр проходит около секунды: появляется картинка на экране. Определённое время уходит на фокусировку объектива на ту же дистанцию, на которую он был сфокусирован перед выключением. Поэтому выключать фотоаппарат во время динамичных съёмок не стоит. Профессиональным фотографам лучше сразу задуматься о приобретении батарейной ручки VPB-XH1.
Ручка обеспечивает фотографа двумя дополнительными батареями и комфортной работой с вертикальной ориентацией кадра, а также повышает скорость работы фотоаппарата. Самое заметное преимущество — увеличение скорости серийной съёмки с механическим затвором с 8 до 11 кадров/с.
Серийная съёмка с электронным затвором
Итак, максимальную скорость в 14 кадров/с камера развивает только при использовании электронного затвора. Скорость одинакова для работы и с батарейной ручкой, и без неё.
Серийная съёмка с электронным затвором:
На наших тестовых сюжетах по измерению скорострельности видны ограничения работы с электронным затвором: в свете люминесцентных ламп появились неприятные артефакты. Это распространенная ситуация для электронного затвора. Зато его наличие дает неоспоримые преимущества тогда, когда фотограф должен снимать в полной тишине и оставаться незамеченным. Здесь и жанровая съемка, и репортаж, и многие другие направления фотографии.
Меня абсолютно бесшумный электронный затвор здорово выручал при съемке в храме во время службы.
В условиях естественного освещения электронный затвор становится полностью рабочим инструментом. Чтобы это показать, добавим в наши кадры динамичных сюжетов с очень быстрыми объектами съемки. Снимая быстролетящие самолёты с электронным затвором, мы никаких проблем не испытали.
Лишь в самых редких и экстремальных сюжетах возможно появление роллинг-шаттера. На наших примерах роллинг-шаттер искажает пропеллер турбовинтового самолета, на лопастях пропеллера заметны артефакты-полоски.
В целом роллинг-шаттер заметен, если поводить камерой из стороны в сторону, но на реальных сюжетах при съёмке с панорамированием существенных проблем он не вызывает. Так что электронный затвор и возможность съёмки со сверхкороткими (до 1/32000 с) выдержками заносим в безусловные плюсы камеры.
Пример проявления роллинг-шаттера на реальных кадрах: он заметен только при съёмке с высокой скоростью панорамирования.
Камера при работе с электронным затвором снимает абсолютно бесшумно, лишь с некоторыми объективами слышен звук работы автофокуса. Во время фотосъёмки в видоискателе почти ничего не меняется: блэкаута как такового нет, картинка выглядит живой. Но в этом есть и минус: трудно контролировать заполнение буфера. Идёт ли съёмка на максимальной скорости или уже замедлилась — понять сложно. Субъективно показалось, что для 14 кадров/с буфер камеры всё же маловат. А какой он на самом деле?
Объём буфера при максимальной скорости съёмки
По нашим измерениям, максимальный объём буфера для сжатого RAW и электронного затвора со скорострельностью 14 кадров/с составил 24 кадра (в спецификациях заявлена максимальная цифра 27 кадров). Объём буфера для несжатых RAW составил 21 кадр. После заполнения буфера скорость съёмки снижается, дальнейшая съёмка возможна по мере освобождения буфера. Если вы используете карты памяти UHS-II с высокой скоростью записи, то можете рассчитывать на примерно 2 кадра/с с периодическими всплесками скорости по мере освобождения буфера.
Работа с механическим затвором
Нужно отметить, что скорострельность при работе с механическим затвором сильно зависит от функции «Уменьшение мерцания». Она впервые появилась в камерах Fujifilm. Функция используется при съёмке с искусственным пульсирующим светом: люминесцентным или светодиодным. Камера сама определяет момент, когда яркость сцены максимальна (а она меняется 50 раз в секунду!), и может задерживать спуск затвора на доли секунды. Скорость съёмки при этом падает.
Если функцию отключить, то фотоаппарат смело выходит на заявленные 8 кадров/с. Объём серии строго соответствует заявленному в спецификации — 31 для сжатых RAW. Затем скорость падает до примерно 4 кадров/с. Скорость съёмки для несжатых RAW падает после 26 кадров.
Но стоит установить батарейную ручку, скорость серийной съёмки вырастает до 11 кадров/с. Объём буфера сокращается до 28/24 кадров для сжатого/несжатого RAW соответственно.
Серийная съемка со скоростью 11 кадров/с и следящим автофокусом:
Мне бы отдельно хотелось отметить, что механический затвор здесь срабатывает очень мягко. Никаких колебаний корпуса камеры не возникает. Этому способствует и дампфированное крепление блока завтора к корпусу, и очень мягкая кнопка спуска.
Звук механического затвора чрезвычайно тихий: я бы назвал его самым тихим среди всех системных камер. Это по достоинству оценят и репортажники, и любители стрит-фотографии, и анималисты.
Автофокус
Система автофокуса FUJIFILM X-H1 является гибридной. Одновременно используются два принципа: контрастный и фазовый. За фазовую фокусировку отвечают точки, покрывающие большой квадрат в центральной части кадра. Его площадь достаточна, чтобы комфортно работать с большинством сюжетов. Точки ближе к краю кадра работают по контрастному принципу, но их также смело можно использовать: в обычных условиях съёмки разница невелика. Всего выбираемых зон — 91 или 325. Это задаётся в меню.
Вручную область автофокуса может задаваться при помощи джойстика или сенсорного экрана, размер области также меняется вручную.
Камера получила множество тонких настроек автофокуса, таких как пресеты для непрерывной фокусировки или раздельная настройка области автофокуса для вертикальных или горизонтальных кадров, хорошо знакомые нам по репортажным зеркалкам.
Пресеты для следящего автофокуса:
Все настройки автофокуса:
По сравнению с предыдущей моделью, чувствительность автофокуса выросла с -0,5 EV до -1 EV. Он может работать даже при светосиле f/11 (объектив XF100-400mmF4.5-5.6 с телеконвертером TCL2.0x). В нашем тесте мы этот объектив не применяли, но много снимали на XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro и XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR с двукратным телеконвертером. Скорость и точность такой связки были достаточны для всех наших задач: повседневная, репортажная и даже скоростная съёмка.
Автофокус в непрерывном режиме с легкостью удерживает в резкости заходящий на посадку самолет на всех стадиях посадки. Скорость самолета при этом — более 260 км/ч.
Но будем объективными: ложноположительные срабатывания и пустые прогоны автофокуса возможны, хоть и являются сравнительно редкими.
Следящий автофокус
Возможна работа по широкой области, когда автоматика сама определяет, какие точки задействовать. Если выбран режим AF-C, то задействуется слежение за тем объектом, на который камера изначально сфокусировалась.
Почти вся съёмка самолетов проходила с непрерывным автофокусом. Слежение работает адекватно, автофокус не переключается на мешающие объекты переднего плана.
Слежение возможно лишь в пределах области, покрытой датчиками фазового автофокуса. Слежение осуществляется достаточно цепко, даже когда объект подходит к границе области.
Автофокус уверенно распознает главный объект в кадре, даже когда съемка ведется навскидку.
Ещё одним важным инструментом является автофокус по глазам и лицам. Можно выбрать фокусировку по левому и правому глазу отдельно, но можно отдать это и на откуп автоматике.
Функцию стоит рассматривать как вспомогательный инструмент фотографа. При работе с малой глубиной резкости важно сначала предварительно задать область для фокусировки, чтобы камера сфокусировалась и распознала лицо или глаз.
При съёмке со сверхмалой глубиной резкости автофокусировка по глазам оказывается просто незаменимой.
После этого доводка автофокуса или удержание лица в фокусе в режиме AF-C происходит сравнительно стабильно и точно. В серии кадров, даже снятых в условиях плохого освещения, промахов почти нет.
Если съёмка ведётся со средней крупностью, то не столь критичным является распознавание глаз. Фокусировка по лицу отрабатывает точно и предсказуемо. Однако лицо, на котором будет резкость, камера выберет сама.
Но стоит в кадре появиться нескольким лицам, возникают сложности: камера может сфокусироваться совсем не на том человеке, который вам нужен. Возможности сохранять лица в памяти фотоаппарата не предусмотрено.