Вверх

Неделя с экспертом: FUJIFILM X-H1

Дата публикации: 18.04.2018

Скорость работы и автофокус

В спецификациях FUJIFILM X-H1 заявлены очень высокие скоростные характеристики. Отдельно производитель отмечает улучшения в работе системы автофокуса. Мы решили проверить всё это на практике, испытав камеру разными сюжетами, а том числе споттингом — съёмкой самолётов.

X-H1 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 800, F2.8, 1/16000 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Серийная съёмка со скоростью 14 кадров/с:

X-H1 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 800, F2.8, 1/16000 с, 24.0 мм экв.
X-H1 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 800, F2.8, 1/16000 с, 24.0 мм экв.
X-H1 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 800, F2.8, 1/16000 с, 24.0 мм экв.
X-H1 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 800, F2.8, 1/16000 с, 24.0 мм экв.
X-H1 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 800, F2.8, 1/16000 с, 24.0 мм экв.

Время включения

В отличие от топовых зеркалок, включение камеры происходит не моментально. От поворота рычажка включения до полной готовности сделать кадр проходит около секунды: появляется картинка на экране. Определённое время уходит на фокусировку объектива на ту же дистанцию, на которую он был сфокусирован перед выключением. Поэтому выключать фотоаппарат во время динамичных съёмок не стоит. Профессиональным фотографам лучше сразу задуматься о приобретении батарейной ручки VPB-XH1.

Ручка обеспечивает фотографа двумя дополнительными батареями и комфортной работой с вертикальной ориентацией кадра, а также повышает скорость работы фотоаппарата. Самое заметное преимущество — увеличение скорости серийной съёмки с механическим затвором с 8 до 11 кадров/с.

Серийная съёмка с электронным затвором

Итак, максимальную скорость в 14 кадров/с камера развивает только при использовании электронного затвора. Скорость одинакова для работы и с батарейной ручкой, и без неё.

X-H1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR + 2x УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/1600 с, 150.0 мм экв.Cкачать RAW

Серийная съёмка с электронным затвором:

X-H1 / XF35mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 6400, F4, 1/800 с, 53.0 мм экв.

На наших тестовых сюжетах по измерению скорострельности видны ограничения работы с электронным затвором: в свете люминесцентных ламп появились неприятные артефакты. Это распространенная ситуация для электронного затвора. Зато его наличие дает неоспоримые преимущества тогда, когда фотограф должен снимать в полной тишине и оставаться незамеченным. Здесь и жанровая съемка, и репортаж, и многие другие направления фотографии.

X-H1 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.6, 1/3 с, 83.0 мм экв.

Меня абсолютно бесшумный электронный затвор здорово выручал при съемке в храме во время службы.

X-H1 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 6400, F3.6, 1/90 с, 24.0 мм экв.

В условиях естественного освещения электронный затвор становится полностью рабочим инструментом. Чтобы это показать, добавим в наши кадры динамичных сюжетов с очень быстрыми объектами съемки. Снимая быстролетящие самолёты с электронным затвором, мы никаких проблем не испытали.

X-H1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR + 2x УСТАНОВКИ: ISO 400, F9, 1/900 с, 150.0 мм экв.Cкачать RAW
X-H1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR + 1.4x УСТАНОВКИ: ISO 400, F7.1, 1/5400 с, 294.0 мм экв.Cкачать RAW

Лишь в самых редких и экстремальных сюжетах возможно появление роллинг-шаттера. На наших примерах роллинг-шаттер искажает пропеллер турбовинтового самолета, на лопастях пропеллера заметны артефакты-полоски.

X-H1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR + 2x УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/1000 с, 223.0 мм экв.Cкачать RAW
X-H1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR + 2x УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/2900 с, 223.0 мм экв.Cкачать RAW

В целом роллинг-шаттер заметен, если поводить камерой из стороны в сторону, но на реальных сюжетах при съёмке с панорамированием существенных проблем он не вызывает. Так что электронный затвор и возможность съёмки со сверхкороткими (до 1/32000 с) выдержками заносим в безусловные плюсы камеры.

Пример проявления роллинг-шаттера на реальных кадрах: он заметен только при съёмке с высокой скоростью панорамирования.

Пример проявления роллинг-шаттера на реальных кадрах: он заметен только при съёмке с высокой скоростью панорамирования.

X-H1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR + 2x УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/1300 с, 150.0 мм экв.Cкачать RAW

Камера при работе с электронным затвором снимает абсолютно бесшумно, лишь с некоторыми объективами слышен звук работы автофокуса. Во время фотосъёмки в видоискателе почти ничего не меняется: блэкаута как такового нет, картинка выглядит живой. Но в этом есть и минус: трудно контролировать заполнение буфера. Идёт ли съёмка на максимальной скорости или уже замедлилась — понять сложно. Субъективно показалось, что для 14 кадров/с буфер камеры всё же маловат. А какой он на самом деле?

X-H1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR + 2x УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/1100 с, 150.0 мм экв.Cкачать RAW

Объём буфера при максимальной скорости съёмки

По нашим измерениям, максимальный объём буфера для сжатого RAW и электронного затвора со скорострельностью 14 кадров/с составил 24 кадра (в спецификациях заявлена максимальная цифра 27 кадров). Объём буфера для несжатых RAW составил 21 кадр. После заполнения буфера скорость съёмки снижается, дальнейшая съёмка возможна по мере освобождения буфера. Если вы используете карты памяти UHS-II с высокой скоростью записи, то можете рассчитывать на примерно 2 кадра/с с периодическими всплесками скорости по мере освобождения буфера.

Работа с механическим затвором

Нужно отметить, что скорострельность при работе с механическим затвором сильно зависит от функции «Уменьшение мерцания». Она впервые появилась в камерах Fujifilm. Функция используется при съёмке с искусственным пульсирующим светом: люминесцентным или светодиодным. Камера сама определяет момент, когда яркость сцены максимальна (а она меняется 50 раз в секунду!), и может задерживать спуск затвора на доли секунды. Скорость съёмки при этом падает.

Если функцию отключить, то фотоаппарат смело выходит на заявленные 8 кадров/с. Объём серии строго соответствует заявленному в спецификации — 31 для сжатых RAW. Затем скорость падает до примерно 4 кадров/с. Скорость съёмки для несжатых RAW падает после 26 кадров.

Но стоит установить батарейную ручку, скорость серийной съёмки вырастает до 11 кадров/с. Объём буфера сокращается до 28/24 кадров для сжатого/несжатого RAW соответственно.

Серийная съемка со скоростью 11 кадров/с и следящим автофокусом:

X-H1 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/2500 с, 45.0 мм экв.

Мне бы отдельно хотелось отметить, что механический затвор здесь срабатывает очень мягко. Никаких колебаний корпуса камеры не возникает. Этому способствует и дампфированное крепление блока завтора к корпусу, и очень мягкая кнопка спуска.

Звук механического затвора чрезвычайно тихий: я бы назвал его самым тихим среди всех системных камер. Это по достоинству оценят и репортажники, и любители стрит-фотографии, и анималисты.

X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro + 2x УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/1100 с, 240.0 мм экв.

Автофокус

Система автофокуса FUJIFILM X-H1 является гибридной. Одновременно используются два принципа: контрастный и фазовый. За фазовую фокусировку отвечают точки, покрывающие большой квадрат в центральной части кадра. Его площадь достаточна, чтобы комфортно работать с большинством сюжетов. Точки ближе к краю кадра работают по контрастному принципу, но их также смело можно использовать: в обычных условиях съёмки разница невелика. Всего выбираемых зон — 91 или 325. Это задаётся в меню.

Вручную область автофокуса может задаваться при помощи джойстика или сенсорного экрана, размер области также меняется вручную.

Камера получила множество тонких настроек автофокуса, таких как пресеты для непрерывной фокусировки или раздельная настройка области автофокуса для вертикальных или горизонтальных кадров, хорошо знакомые нам по репортажным зеркалкам.

X-H1 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.2, 1/1900 с, 53.0 мм экв.

Пресеты для следящего автофокуса:

Сохранение области АФ для горизонтальной и вертикальной ориентации кадра.

Сохранение области АФ для горизонтальной и вертикальной ориентации кадра.

Все настройки автофокуса:

По сравнению с предыдущей моделью, чувствительность автофокуса выросла с -0,5 EV до -1 EV. Он может работать даже при светосиле f/11 (объектив XF100-400mmF4.5-5.6 с телеконвертером TCL2.0x). В нашем тесте мы этот объектив не применяли, но много снимали на XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro и XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR с двукратным телеконвертером. Скорость и точность такой связки были достаточны для всех наших задач: повседневная, репортажная и даже скоростная съёмка.

Автофокус в непрерывном режиме с легкостью удерживает в резкости заходящий на посадку самолет на всех стадиях посадки. Скорость самолета при этом — более 260 км/ч.

Автофокус в непрерывном режиме с легкостью удерживает в резкости заходящий на посадку самолет на всех стадиях посадки. Скорость самолета при этом — более 260 км/ч.

X-H1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR + 2x УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/1900 с, 156.0 мм экв.

Но будем объективными: ложноположительные срабатывания и пустые прогоны автофокуса возможны, хоть и являются сравнительно редкими.

Следящий автофокус

Возможна работа по широкой области, когда автоматика сама определяет, какие точки задействовать. Если выбран режим AF-C, то задействуется слежение за тем объектом, на который камера изначально сфокусировалась.

Почти вся съёмка самолетов проходила с непрерывным автофокусом. Слежение работает адекватно, автофокус не переключается на мешающие объекты переднего плана.

Почти вся съёмка самолетов проходила с непрерывным автофокусом. Слежение работает адекватно, автофокус не переключается на мешающие объекты переднего плана.

X-H1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR + 2x УСТАНОВКИ: ISO 400, F7.1, 1/2400 с, 241.0 мм экв.

Слежение возможно лишь в пределах области, покрытой датчиками фазового автофокуса. Слежение осуществляется достаточно цепко, даже когда объект подходит к границе области.

Автофокус уверенно распознает главный объект в кадре, даже когда съемка ведется навскидку.

X-H1 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/2900 с, 24.0 мм экв.

Ещё одним важным инструментом является автофокус по глазам и лицам. Можно выбрать фокусировку по левому и правому глазу отдельно, но можно отдать это и на откуп автоматике.

Функцию стоит рассматривать как вспомогательный инструмент фотографа. При работе с малой глубиной резкости важно сначала предварительно задать область для фокусировки, чтобы камера сфокусировалась и распознала лицо или глаз.

При съёмке со сверхмалой глубиной резкости автофокусировка по глазам оказывается просто незаменимой.

При съёмке со сверхмалой глубиной резкости автофокусировка по глазам оказывается просто незаменимой.

X-H1 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.2, 1/550 с, 84.0 мм экв.

После этого доводка автофокуса или удержание лица в фокусе в режиме AF-C происходит сравнительно стабильно и точно. В серии кадров, даже снятых в условиях плохого освещения, промахов почти нет.

Если съёмка ведётся со средней крупностью, то не столь критичным является распознавание глаз. Фокусировка по лицу отрабатывает точно и предсказуемо. Однако лицо, на котором будет резкость, камера выберет сама.

Если съёмка ведётся со средней крупностью, то не столь критичным является распознавание глаз. Фокусировка по лицу отрабатывает точно и предсказуемо. Однако лицо, на котором будет резкость, камера выберет сама.

X-H1 / XF56mmF1.2 R APD УСТАНОВКИ: ISO 800, F1.2, 1/20 с, 84.0 мм экв.

Но стоит в кадре появиться нескольким лицам, возникают сложности: камера может сфокусироваться совсем не на том человеке, который вам нужен. Возможности сохранять лица в памяти фотоаппарата не предусмотрено.

Дата публикации: 18.04.2018
Комментировать
Главы:1234567
Предыдущая главаДалее «Опыт работы с FUJIFILM X-H1. Субъективные замечания»
Alexander Savochkin, 2018-08-17T18:21:32

Электронный видоискатель, конечно, очень упрощает ручную фокусировку, но я никак не могу сказать, что это прямо вот удобно без экранной лупы. А экранная лупа прилично затрудняет компоновку кадра, да и вообще много неудобств оттого, что весь кадр не виден. Хотя не всегда это недостаток.

Roman Arkhipov, 2018-08-17T11:40:56

На счет цен на Кэнон, это вы слишком. Во-первых новые Mark iii и Mark iv от Canon никак не дешевле новых Sony. Учитывая вес камеры, размер, и технические способности это никак не в плюс Canon. Оптика Canon немного дешевле чем оригинальная от Zeiss для Sony, так что тут как вариант почти вся линейка Sigma что для одних, что для других по цене/качеству попадает в тему. Учитывая что Sony без проблем работает с любой линзой ручной фокусировки любой фирмы начиная чуть ли не с кучерявых 50-х годов, при этом помощь техники в фокусировке опять же плюс Sony. Знаю людей которые снимают портреты на A7Rii и voigtlander 35 f1.4 и все шикарно смотрится, а по весу думаю даже сравнивать не стоит. Так что ваше "кроме Кэнона и смотреть не на что" - это очень громкое заявление. Скорее, правдивее будет звучать "теперь и кроме Кэнона есть на что посмотреть". не зря у них продажи рухнули в 2018. Чай не 20 век уже, пора шевелиться, а им хоть бы хрен. Ждем полнокадровую зеркалку от Никона через пару дней. чую за дикие деньги будет продоваться, так что до Нового года, Sony A7III точно останется хитом продаж, в соединенных штатах так точно.

Arnold, 2018-05-12T06:11:33

Подскажите пожалуйста КАК назначить на одну из кнопок фильтр “миниатюра”? Спачибо

Сергей Травкин, 2018-05-11T08:39:06

Лучше поздно, чем никогда.

Alexander Savochkin, 2018-05-10T06:57:30

Ну, положим, встречаются и б/у, но ценник там тоже моё почтение. Тут логичнее всего исходить из вопросов бизнеса: окупится ли такая покупка, или не очень. А зависит это от того, как продавать. Где-то не окупится вовсе, а где-то наоборот можно будет поднять цены за якобы другой уровень качества. У кого-то он и правда другой будет, а у кого-то нет. Ну а если судить чисто по деньгам, то вариантов кроме Кэнона вроде как и нет.

Alexander Savochkin, 2018-05-10T06:52:12

Боюсь, nobody cares. Да и как это сделать, если я убеждённый никонист и никогда этого не скрывал? :) При этом я ухитряюсь быть честным человеком и говорить хотя бы иногда то, что вижу.

Сергей Травкин, 2018-05-09T09:12:12

Как Вам уже ответили, картинку Вам дают объективы, а не тушки. Какой смысл в том, что А7III во многом лучше, чем 5D4, если новые объективы для нее стоят в 1,5-2 раза дороже, чем аналоги для Canon, а б/у практически не встречаются?

Сергей Травкин, 2018-05-09T09:08:15

Вас еще не обвинили в фанатизме по отношению к Кэнону?

Жорж, 2018-05-07T12:11:13

Гайдин как раз снимет 300 хороших, а не 30)))
Ну а то, что вы не поддержите рублем московского бомбилу за 1000 р/ч говорит о вашем вкусе и запросах. Далеко не все обладают визуальным опытом и культурным бэкграундом(а еще доступными ресурсами), иначе low-сегмент уже давно бы исчез как класс.

Alexander Savochkin, 2018-05-07T11:20:14

Мне не надо 300, мне достаточно 30. Но хороших. Однако в общем ценность свадебной съёмки конкретно для нас оказалась не настолько высока, чтобы тратить на неё и 40, и 30 тысяч.

А то, что вы назвали качественным свадебным продуктом, как раз и не может стоить дешевле 5000 в час. И то это дёшево. Нашу нормальную потребительскую ситуацию я привёл как пример того, что если есть понимание потребного уровня, но нет бюджета, значит, съёмка не нужна вообще. Поддерживать рублём того, кто снимает за 1000 в час, я не стал бы ещё принципиальнее, чем отказался от заказа. В этом отличие от того, что мы наблюдаем сейчас.

Жорж, 2018-05-07T10:32:08

Качественный сва-продукт(опять на свадьбы скатились, блин)-это нее только фотоальбом. Качественный продукт для молодоженов это:
1. Фото в рамку.
2. Фото для своего семейного альбома.
3. Фото для семейных альбомов родителей, родственников и друзей.
4. Фото для интерьерной печати.
5. Крутые аватарки с запасом на несколько лет/годовщин вперед.

И все это будет выполнено на очень нестыдном уровне- даже групповые фото будут оставлять хорошее послевкусие, отсутствие негативных ощущений(небрежность, непонимание фотографом момента, наплевательство). Фотография-она же как и сама свадебная церемония-может быть выполнена наотъ#@Uь, а может вызывать комок в горле от эмоций спустя десятки лет.
А насчет "бюджет 30, а хотели фото за 40"-это вполне нормальная потребительская ситуация)))Я бы тоже хотел, чтобы Леша Гайдин просто так приехал ко мне в гости на пару дней и снял из этого захватывающую фотосерию кадров на 300)))

Alexander Savochkin, 2018-05-07T09:53:12

Я потому и говорю, что это утопия.

Как честный человек я не могу не согласиться с тем, что цены всякие нужны. Я пережил собственную свадьбу и знаю, как выбирают фотографа. Более того, мы его так и не выбрали: денег было не то чтобы прямо очень много, и мы откровенно зажали те 30 тысяч, за которые мы не нашли никого. Наш уровень нормы начинался от 40, но 40 нам было уже жалко. Но окей, мы не репрезентативный пример, таких как мы относительно немного. Людей с низким уровнем нормы дофига, и их заставить платить можно только при помощи ценового сговора. А ФАС против этого, так что имеем что имеем.

Как некоторым образом представитель отрасли я всё же за ценовой сговор. Да, многие тогда вообще не получат свадебную съёмку. Но честно: а она нужна вообще? По большому счёту ведь не очень: это сейчас скорее ритуал сродни кольцу для помолвки, выкупу невесты и прочему. Это не жизненная необходимость. Более того, это вообще одноразовая фотография: практически никто и никогда не пересматривает свадебные альбомы больше трёх раз в жизни. Поэтому я не вижу ничего плохого в том, чтобы люди не заказывали свадебную съёмку. Зато те, кто закажут — получат высококачественный продукт. Многие из тех, кто за 15 тысяч мог бы нанять себе фотографа на весь день, отвалятся. Но многие и согласятся на 3 часа. И тогда заработает квалифицированный специалист, а не кто попало.

Однако повторюсь: это явная утопия, к тому же ФАС действительно против.

Жорж, 2018-05-07T08:50:17

low-сегмент влияет прямым образом. Чем выше его уровень, тем выше порог вхождения в сегменты выше: бомбила->Вася Пупкин->Игорь Сахаров->Джерри Гионис->Энни Лейбовитц и т.д.Ваш кэп))
А насчет ограничения цены снизу...кто ж ее ограничит, это же рынок.
И на фотографа за 1000 р/день найдется заказчик-из тех слоев, которые не могут позволить себе фотоаппарат или телефон с нормальной камерой. Таких на планете, кстати, большинство.

Alexander Savochkin, 2018-05-06T07:53:31

Лично я нахожу странным наводить резкость при каком-то другом значении диафрагмы кроме открытого. Иному нет никакого оправдания, ни технического, ни творческого. Ладно бы в кино фокус-пулер работает невзирая на диафрагму, но там и за фактической резкостью на съёмке не особо следят, потому что она уже обеспечена оргмерами.

Danila Petrov, 2018-05-06T05:09:40

У БЗ Sony есть режим фокусировки DMF при котором камера фокусируется открывая диафрагму.

Alexander Savochkin, 2018-05-04T12:48:14

У меня нет однозначного мнения насчёт того, как влияет low-сегмент на остальные. Вроде бы очевидно, что клиенты Игоря Сахарова не закажут у кого-то другого. Очевидно и то, что желающие потратить на съёмку 20 тысяч рублей не обратятся к Джерри Гионису.

Однако я за то, чтобы соотношение цены и качества было ограничено снизу так, чтобы в случае низкой цены качество не страдало, а только изменялась сама услуга. Например, если налицо 10 тысяч рублей, то лучше пригласить фотографа за 5 тысяч на 2 часа, чем за 2 тысячи на 5, и тем более за 1 тысячу на весь день. Это пойдёт на пользу всем: заказчики получат пусть меньше фотографий, но хороших, а фотограф заработает как следует. Плюс так будет какая-то планка качества, когда у заказчиков не будет выбора между плохим и хорошим, а будет выбор только между хорошим и хорошим в разном количестве. Но это утопия.

Жорж, 2018-05-04T11:48:51

В каждом фотографе живет какая-то часть задротства, давайте будем честными)))
Кто-то прется от дизайна и кинестетики кожи, алюминия и вот этого вот всего.
Кому-то подавать стотыщмильенов мегапикселей и попиксельную резкость...
Кто-то любит снимать жопы и становится телкофотографом(Archer,Сафин...ну и у вас в редакции есть один такой, любящий снимать ванильку),а кто-то тащится от сочетаний цветов, контраста, линий...и на моделей по большому счету им плевать(Косенко)

Все эти категории объединяет одно-они в постоянном поиске идеального для себя инструмента. Он может быть как очень дешевым(камера обскура для pure art-проектов), так и очень дорогим(цифровой большой формат по индивидуальному заказу).

На другой стороне стоят бомбилы-люди, взявшие в руки камеру исключительно из-за денег. Те самые, которым плевать водить такси или снимать свадьбы. Благодаря актуальным технологиям эта масса всегда будет выдавать примерно один и тот же уровень, улучшающийся с каждым поколением купленной ими камеры и будет оттягивать на себя low-сегмент рынка.

Новички безусловно тоже оттягивают часть покупателей и являются потребителями бюджетной техники, но...
во-первых, это очень небольшое соотношение количества предложений к заказам(ибо нифига еще не умеют ни в маркетинг, ни в съемку), во-вторых, эта часть очень быстро меняет состав. Кто-то уходит, кто-то переходит на уровень выше.

Alexander Savochkin, 2018-05-04T04:01:51

Да прям. Вот эти фотографы и есть эффективные менеджеры. Сами себе. Да и потом вы не хуже меня представляете, сколько людей хотят войти в коммерческую фотографию с минимумом затрат.

Я подробно не исследовал ситуацию, но к желающим с 30 тысячами рублей войти в рынок свадебной фотографии у меня двойственное отношение. С одной стороны, именно эти люди демпингуют, и это скорее хорошо для потребителей дешёвой съёмки, но скорее плохо для отрасли в целом. С другой стороны, я сторонник либеральных ценностей (не тех, которые в России ругательство, а настоящих), и уверен, что каждый вправе попробовать независимо от имущественного ценза. К тому же мне известны примеры того, когда недостижимо круто снимают самой дешёвой камерой.

Ну и да, если вы идёте снимать виньетку в садик и больше ничем не занимаетесь, вам нафиг не нужен там свет Бронколор и какая-нибудь Сони А7РМ3. Вполне пойдёт обычный китайский комплект за 15 тысяч, и простейшая зеркалка любого разумного возраста. С точки зрения бизнеса это оправданный подход: в садике нет родителей, желающих платить за фотки, сделанные исключительно серьёзной техникой. Там по цене выбирают.

Жорж, 2018-05-03T21:17:27

вы рассуждаете с позиции эффективного менджмента,а не участника трудового процесса =)

Alexander Savochkin, 2018-04-30T03:14:05

Я никоим образом не призываю эксплуатировать неграмотность заказчиков. Однако бизнес учитывает всё: и грамотность заказчиков, и целесообразность затрат, и много чего — мы все это знаем. И там если можно обойтись дешёвым оборудованием, именно им и обойдутся.

A741acea 0c6a 4aef 9cf5 4b0314a02ede