Эргономика и интерфейс
Корпус
Эргономике корпуса в этой модели было уделено повышенное внимание. Кажется, в последний год все производители беззеркалок, словно сговорившись, решились отказаться от идеи компактности, услышав потребности профессиональных фотографов.
Массивная, толстая рукоятка FUJIFILM X-H1 позволяет комфортно удерживать камеру одной рукой, долго носить её даже без ремня, просто в ладони (именно так я делал на протяжении всего теста). Если у вас не огромная ладонь, то всем пальцам правой руки хватает места на рукоятке, мизинец не свисает. Рука не скользит — вся рукоятка обрезинена.
Корпус изготовлен из магниевого сплава, который, по заявлению производителя, стал толще на четверть по сравнению с предыдущими моделями. Плюс он был отдельно усилен рёбрами жёсткости для работы с тяжёлой видеооптикой и готовящимися к выходу светосильными телевиками (например, XF200F2). Даже внешне заметно, что байонет стал усиленным. Корпус стал в четыре раза прочнее, а новое трехслойное покрытие более износоустойчиво. Так за время долгого теста мы не обнаружили ни одной царапины, хотя камеру особенно не щадили.
Физику не обманешь: если беззеркалки решились быть профессиональными, им придётся «прокачаться» до уровня тяжёлых зеркалок. Хват стал больше в угоду эргономике, сама камера крупнее. И все же это более компактное решение по сравнению с зеркалками с аналогичными возможностями.
Примечательно, что большое внимание было уделено отводу тепла от корпуса. Здесь используется огромный по меркам фотоаппаратов медный радиатор внутри корпуса.
А сам фотоаппарат при интенсивной съёмке ощутимо греется. Даже когда на улице -10 °C, на камере тает снег, особенно если он попадает под поворотный экран.
Защиту от влаги обеспечивают 94 уплотнительных прокладки в камере и батарейной ручке. Гарантирована работа до -10 °C.
Батарейная ручка VPB-XH1
Батарейная ручка VPB-XH1 была выпущена специально для этой модели. Она поддерживает дублирование основных органов управления для вертикального хвата. В ней помещаются два дополнительных аккумулятора (третий аккумулятор остаётся в камере), которые расходуются последовательно, один за другим. Также в ручке (не на камере) находится выход на наушники.
А ещё использование ручки позволяет увеличить скорость работы фотоаппарата (форсированный режим). Что меняется в форсированном режиме при использовании VPB-XH1?
- Максимальная скорость съёмки возростает с 8 до 11 кадров/с.
- Время затемнения видоискателя между кадрами сокращается до 100 мс.
- Заявленный лаг затвора сокращается с 50 до 45 мс.
- Интервал между снимками (при покадровой съёмке) сокращается с 0,19 до 0,17 с.
А вот на скорость автофокуса и частоту смены кадров в видоискателе ручка не влияет. Здесь цифры одинаковы с ней и без неё:
- минимальное время автофокусировки 0,08 с в обычном и 0,06 с в форсированном режиме;
- максимальный фреймрейт 60 кадров/с в обычном и 100 кадров/с в форсированном режиме.
Интерфейс управления
Fujifilm оказались верными себе и традициям: даже в адресованной профессионалам камере разработчики решили не отходить от ретроконцепции в управлении — она стала визитной карточкой производителя. Ряд характеристик меняется при помощи квазимеханических селекторов и барабанчиков. От такой концепции можно и отказаться, задействовав два управляющих диска под указательным и большим пальцем правой руки. И управление будет точно такое же, как в зеркалках.
Выдержку можно устанавливать и барабанчиком на верхней панели, и управляющим диском (не забудьте поставить барабанчик в положение T). Диафрагму удобно менять кольцом на объективе. Но если вам это непривычно, этот параметр можно настроить на один из управляющих дисков, а кольцо перевести в положение A. И передний, и задний управляющие диски здесь многофункциональные: текущая функция меняется после нажатия на диск. Например, альтернативной функцией для диска может служить установка ISO. Но есть тонкость, плохо описанная в инструкции: для перепрограммирования диска придется заглянуть в два разных пункта меню, переведя прежний селектор в положение «команда» и назначив новую функцию управляющему диску.
При помощи квазимеханических селекторов устанавливается режим работы затвора (здесь же включается видеорежим), тип экспозамера, режим автофокуса.
Барабанчик экспокоррекции пропал, а его место занял статусный монохромный дисплей. Экспокоррекция теперь вводится при помощи соответствующей кнопки и управляющего диска.
Ряд второстепенных параметров по умолчанию назначен кнопкам многофункционального навипада: баланс белого, моделирование плёнки, тип области АФ, форсированный режим. Но все они — функциональные, то есть могут быть перепрограммированны.
Скорость серийной съёмки по умолчанию назначена кнопке на передней панели. Но все эти кнопки легко можно перепограммировать в меню.
Вообще уровень кастомизации камеры очень высок. Программируется почти любой селектор, диск или кнопка. Задать можно даже направление вращения кольца фокусировки.
И если раньше в распоряжении фотографа был только нелинейный ход кольца фокусировки, то теперь появилась настройка для линейного хода, который максимально приближает электронное кольцо автофокуса к механическому.
За выбор области автофокуса здесь отвечает отдельный джойстик под большим пальцем. Это оперативно и удобно, привычно профессиональным фотографам. Джойстик небольшой, с мягким ходом. Он требует привыкания: поначалу кажется, что область автофокуса перемещается слишком резко. Но каких-то нареканий в свой адрес джойстик точно не заслуживает: это удобный и оперативный инструмент.
Не менее важным элементом интерфейса является сенсорный дисплей фотоаппарата. Он позволяет не только задавать область автофокуса касаниями и спускать затвор, но и управлять фотоаппаратом. Так, сенсорный интерфейс работает в быстром экранном меню (вызывается кнопкой Q; элементы меню могут быть предварительно выбраны в меню). Кроме того, в процессе съёмки сенсорный дисплей поддерживает свайпы. Например, свайп сверху вниз включает электронный уровень, снизу вверх — гистограмму. Если вы смотрите в видоискатель и дисплей отключён, его всё равно можно использовать для выбора области автофокуса: он сохраняет чувствительность к свайпам.
К плюсам экрана нужно отнести его уникальную наклонную конструкцию. Он может быть повёрнут не только вверх и вниз, но и вправо: актуально при вертикальном кадрировании и съёмке с нижней точки.
Меню фотоаппарата довольно обширное. Настройки сгруппированы в целом логично. Но непривычному фотографу найти там что-либо всё равно сложно. Во-первых, меню многоуровневое (например, за перепрограммирование всех кнопок отвечает всего один пункт). Во-вторых, перевод многих пунктов сделан явно не фотографом, а простым переводчиком: терминология не сохранена. Например, я долго не мог понять, что «Запись F-журнала» подразумевает функцию F-Log. А настройки брекетинга скрыты в подпункте «Настройка привода» — «Настройка кронштейна».
Разработчики предусмотрели в интерфейсе фотоаппарата любую прихоть со стороны фотографа. Оборотной стороной возможности такой тонкой настройки всего и вся становятся многочисленные неоднозначности: одна из настроек может исключать другую, что вызывает вопросы в процессе съёмки. Поэтому мы настоятельно рекомендуем досконально изучить камеру перед ответственными съёмками и решить все вопросы по настройкам заранее.
Разъёмы
На самой камере расположены следующие разъёмы: вход для микрофона, USB 3.0, micro HDMI, разъём дистанционного пульта. Камера поддерживает зарядку аккумулятора от USB, аккумуляторы в батарейной ручке от USB не заряжаются. Питание во время работы камеры не осуществляется. Выхода на наушники нет: он находится на продающейся отдельно батарейной ручке.
На передней панели под заглушкой прячется классический синхроконтакт.
Для карт памяти предусмотрено два разъёма, каждый их которых работает с картами SD с поддержкой UHS-II.