Видеосъёмка. Wi-Fi и GPS
Видеосъёмка
Сегодня любой профессиональный фотоаппарат — это ещё и мощная видеокамера. Съёмка с разрешением 4К сегодня уже де-факто является обязательным требованием к профессиональному инструменту видеозаписи, на звание которого вполне заслуженно претендует и Sony ILCA-99M2. Запись в 4К в происходит фактически без кропа, но с соотношением сторон 16:9. Вполне ожидаемо, что качество картинки получаем отменное.
Однако в компании Sony пошли ещё дальше, предложив особый стандарт «Супер-35». Кадр видео в формате 4К снимается со всей матрицы и имеет итоговое разрешение 8 Мп. Как получить изображение в 8 мегапикселей с 42-мегапиксельной матрицы? За счёт объединения пикселей — биннинга. А при этом может страдать чёткость изображения. Раз в нашем распоряжении всё равно столько мегапикселей, почему бы их не использовать более оптимально при видеозаписи? Особая технология передискретизации позволяет снять с матрицы информацию без объединения пикселей. В формате «Супер-35» её в 1,8 раза больше, чем при обычной записи в 4К. Фактически получается картинка, сохранённая в разрешении 4К, но ещё более детализированная. В режиме «Супер-35» происходит запись без биннинга, а информация снимается не со всей площади матрицы, а с её центральной части, соответствующей по площади киношному формату «Супер-35». В результате съёмка выполняется с кропом 1,5х (APS-C с соотношением сторон 16:9). Физическое разрешение остаётся одинаковым, но в случае режима «Супер-35» увеличивается чёткость изображения.
Скачать в оригинальном качестве
Скачать в оригинальном качестве
Скачать в оригинальном качестве
Скачать в оригинальном качестве
Скачать в оригинальном качестве
Скачать в оригинальном качестве
Скачать в оригинальном качестве
Скачать в оригинальном качестве
Скачать в оригинальном качестве
Естественно, кроме 4К, аппарат прекрасно пишет и в разрешении Full HD, и просто в HD.
Благодаря мощному кодеку XAVCS, 4К-видео можно записывать с битрейтом до 100 Мбит/с, а Full HD — до 50 Мбит/с. 4К в PAL можно записывать только с частотой 25 кадров в секунду, в NTSC — 24 или 30кадров в секунду, а для Full HD доступны, соответственно, варианты: 25, 50 и 100 кадров в секунду для PAL и 24, 30, 60 и 120 — для NTSC.
Есть особый режим S&Q (Slow and Quick), позволяющий снимать в ускоренном или замедленном темпе. Он позволяет ускорить видео в 14 раз, а благодаря съёмке с частотой 100 кадров в секунду ещё и замедлить его в четыре раза. Есть и «непаспортные» возможности. Если перевести камеру в формат NTSC с частотой 120 кадров/с (переключение NTSC/PAL доступно только в российской/европейской версии камеры) и замедлять до 24 кадров/с, то замедление будет пятикратным.
Через мультиинтерфейсный разъём можно подключать не только вспышки, но и дополнительное оборудование. Например, микрофон Sony XLR-K2M
Профили изображения. Работа с S-Log2 и S-Log3
Фотографы хорошо знакомы с «сырым» форматом RAW. К сожалению, в видеосъемке его применение крайне ресурсоёмко: соответствующее оборудование для записи стоит дорого, а обработка требует мощных компьютеров. Но сохранить видео с расширенным динамическим диапазоном, подобно фотографическому HDR, можно. Для этого созданы специальные профили изображения. Они призваны сохранить все возможные детали на изображении. По сути, такой профиль — это настройка гамма-кривой, которая расширяет динамический диапазон и облегчает работу с цветом.
При работе с профилями гамма-кривой картинка становится малоконтрастной, но зато в ней сохраняется максимум деталей как на светлых, так и на тёмных участках кадра. При постпроцессинге контрастность и насыщенность можно поднять, а дополнительные детали в тенях и светах сделают обработку максимально гибкой. Это такая своеобразная альтернатива формату RAW при видеозаписи.
Скачать в оригинальном качестве
Скачать в оригинальном качестве
Профиль S-Gamut3.Cine/S-Log2 (профиль PP8) и S-Gamut3/S-Log3 (профиль в камере PP9) позволяют добиться широты динамического диапазона до 14 ступеней экспозиции при видеосъёмке. Профиль S-Log3 более эффективно работает с тенями по сравнению с S-Log2, который есть в предыдущих моделях фотокамер Sony и к которому привыкли многие фотографы. Кстати, привычный многим S-Log2 в Sony Alpha 99 II тоже есть.
Сравнение профилей S-Log2 и S-Log3. Последний демонстрирует расширение динамического диапазона на 1,5 ступени, полутона получаются светлее, показана лучшая работа с тенями
Съёмка с использованием профилей S-Log была сложна тем, что картинка на экране камеры выглядела очень малоконтрастной. Это мешало настроить экспозицию и прочие параметры съёмки необходимым образом. Да и просто контролировать происходящее в кадре сложно при таком низком контрасте изображения. К примеру, в кадр могут попасть лишние детали, а вы их даже не заметите. В Sony ILCA-99M2 есть специальная функция Gamma Assist, призванная помочь при работе с профилями гамма-кривой. Активировав её, вы поднимите контрастность изображения на дисплее до «нормальной» картинки, в то время как на карту памяти будет записываться малоконтрастное изображение, готовое к постобработке.
Скачать в оригинальном качестве
Скачать в оригинальном качестве
В Sony Alpha 99 II есть все привычные функции, облегчающие видеозапись. Если рассказывать о каждой подробно, наша статья превратится в полноценную книгу. Поэтому упомянем их вкратце.
Автофокус и видеозапись. Нюансы и эффективность
Важное достоинство Sony ILCA-99M2 — возможность автофокусировки при видеозаписи. Может, кто-то не в курсе, но многие профессиональные «фотоаппараты для записи видео» до сих пор её не имеют. Непрерывная фокусировка при съёмке видео работает так же, как и при фотосъёмке. Доступны к выбору любые зоны фокусировки, есть функция распознавания лица.
Но есть у Sony Alpha 99 II и свои нюансы. Автофокус доступен только при записи видео в режиме экспозиции Р, то есть выдержку и диафрагму настраивает аппарат, а вы лишь регулируете ISO. Если вы попробуете переключиться в другой режим экспозиции при включённом автофокусе, аппарат этого сделать не даст.
Следующий нюанс — невозможность снимать с автофокусом на светосильную оптику при максимально открытой диафрагме. Возможно, это связано с гибридной системой фокусировки, использованной в камере. Так, самая широкая диафрагма при съёмке и на Sony Carl Zeiss Planar T*85mm f/1.4 ZA и на Sony 70-200 2.8G OSS составила F3.5 — не шире. При отключении автофокуса доступен весь диапазон диафрагменных чисел.
Sony Alpha 99 II устроена так, что даже при записи видео работает фазовая фокусировка на отдельном модуле, а не только на матрице. Было интересно проверить её в работе. Будет ли она отличаться от привычной контрастной фокусировки с её «дыханием» и не всегда уверенной работой?
Жаль, что нельзя было воспользоваться фокусировкой в каком-то ином режиме, кроме Р, но в целом автофокусировка произвела позитивное впечатление. Аппарат корректно следит за движущимися объектами и лицами в кадре. Причём в случае нахождения лица в кадре, будьте уверены — Sony ILCA-99M2 «вцепится» в него и не отпустит. Для съёмки людей автофокус подходит наилучшим образом.
При записи каких-то репортажных событий, когда объект очень быстро движется, возможны его потери, особенно если не было обнаружено лицо в кадре. А лицо камера находит примерно с уровня поясного портрета, т. е. у человека, находящегося в кадре в полный рост, автоматика лица не увидит.
Автофокус любит контрастные объекты, контрастный фон, и любит сбиваться на него в случае работы с широкой зоной АФ, даже если между объектом и камерой нет никаких дополнительных помех.
Скачать в оригинальном качестве
Wi-Fi. Возможности дистанционной работы
Все камеры Sony славятся широкими возможностями беспроводной связи и дистанционного управления. начнём с модуля Wi-Fi. Если установите на свой смартфон приложение PlayMemories mobile (программа доступна как для Android, так и для iOS), то камера окажется у вас в дистанционном подчинении.
Подключить камеру к смартфону очень просто. Достаточно отсканировать QR-код, который будет показан на экране фотокамеры. И всё, девайсы связаны. Ещё проще соединить устройства, если смартфон имеет функцию NFC. Достаточно будет просто поднести их друг к другу.
Удалённое управление фотокамерой реализовано очень удобно. В приложении доступны все основные настройки. При этом органы управления на фотоаппарате не блокируются. Вы можете управлять настройками и на самом аппарате, и с телефона.
Кроме удалённой съёмки, с помощью беспроводной связи вы можете передать фотографии на смартфон. Удобно! Особенно для активных пользователей социальных сетей и Instagram.
На смартфон можно скопировать кадры в формате JPEG в разрешении вплоть до оригинального. Для справки — большинство конкурентов предлагают скачивать на смартфон лишь уменьшенные картинки.
Помимо модуля Wi-Fi, есть в камере и модуль Bluetooth. С его помощью аппарат может установить связь с мобильным устройством, получать с него данные о геопозиционировании и привязывать к снятым фотографиям геометки. Это тоже удобно и может пригодиться путешественникам.
Теперь необязательно прыгать в сугроб вслед за камерой, чтобы сделать подобный кадр. Ставим камеру на уровень снега, а съёмочный процесс контролируем через смартфон, стоя рядом