Знакомство с камерой Sony Alpha 99 II
Байонет А, доставшийся Sony от компании Konica Minolta, кто бы что ни думал, по-прежнему живее всех живых — под него выпускаются новые фотоаппараты и оптика к ним. Герой сегодняшнего обзора — новый флагман линейки Sony Alpha с байонетом А, который объединяет в себе все достоинства как зеркальных аппаратов, так и беззеркалок. Встречайте Sony Alpha 99 II (ILCA-99M2)!
Немного истории линейки Sony Alpha с байонетом А
Чтобы лучше оценить новую камеру, напомним происхождение системы Sony Alpha. В 2006 году компания Sony купила подразделение фототехники компании Konica Minolta со всеми её наработками и приступила к выпуску фотоаппаратов с байонетом Minolta A под суббрендом α (Alpha). Постепенно Sony стала новым значительным игроком на рынке фототехники, потеснив известные бренды, господствовавшие там десятилетиями.
Основное отличие современных камер системы Sony Alpha с байонетом А от традиционных DSLR — отсутствие подвижного зеркала и использование электронного видоискателя вместо оптического. ЭВИ в камерах Sony берёт картинку прямо с матрицы, благодаря чему имеет ряд плюсов. В частности, он показывает ту яркость изображения, которая будет получена в итоге на снимке, и на него можно вывести любую информацию.
Несмотря на то что в наследство Sony достался широчайший парк качественной, даже по сегодняшним меркам, оптики Minolta, компания разрабатывает собственные объективы. Они вбирают в себя все последние достижения: новые оптические схемы и приводы фокусировки.
В 2013 году, когда компания представила свою новую разработку — беззеркальные полнокадровые аппараты с байонетом Sony FE (семейство камер Sony Alpha 7), — многие стали переживать за линейку камер с байонетом А. Развивая беззеркальную систему, не забросит ли Sony другое направление?.. И действительно, на какое-то время в сегменте камер с байонетом А установилось затишье. Уже начали было ходить слухи о том, что «байонет А мёртв», и тут Sony выпустила новую камеру любительского класса Sony a68, а в скором времени анонсировала и новый флагман системы — нашего сегодняшнего героя, Sony Alpha 99 II. Как ясно из названия, камера пришла на смену предыдущей модели — Sony a99 первой версии, которая была представлена ещё в 2012 году. С тех пор случилось множество технологических прорывов в фотоиндустрии. Кстати, за большинством из них стояла сама Sony. Появились полнокадровые матрицы с обратной засветкой, что позволило увеличить разрешение съёмки без потери динамического диапазона и без увеличения шумов на высоких ISO, создана пятиосевая система стабилизации со сдвигом полнокадровой матрицы, победно шагает по миру 4К-видео. Так что системе было уже просто необходимо обновление флагманской модели. И это свершилось. У нас в руках — новенькая Sony Alpha 99 II (ILCA-99M2).
Знакомство с камерой Sony Alpha 99 II
Чем может похвастаться новинка? Прежде всего — новой полнокадровой 42-мегапиксельной CMOS-матрицей и системой пятиосевой оптической стабилизации на основе сдвига матрицы. Аналогичная матрица и система стабилизации прекрасно зарекомендовали себя в беззеркальной камере Sony A7R II, так что их особенно приятно видеть в новом «зеркалочном» корпусе. Но не надо думать, что Sony Alpha 99 II — это «A7R II в корпусе зеркалки». Аппараты имеют ряд серьёзных отличий. Одно из них — скорость серийной съёмки со следящей фокусировкой. У Sony Alpha 99 II этот показатель достигает 12 кадров в секунду, что делает её интересной для фотографов, ценящих скорость работы и снимающих в репортажном жанре.
Новая система гибридной фазовой автофокусировки уникальна тем, что совмещает в себе отдельный модуль фазового автофокуса и фазовые же датчики, размещённые прямо на матрице фотоаппарата: 79 плюс 399 датчиков фазовой детекции!
Новинка гордо щеголяет значком 4К на корпусе: она умеет записывать видео в данном разрешении без кропа (с соотношением сторон 16:9) и с фокусировкой во время съёмки. Формат «Супер-35» позволяет записывать ещё более детализированное видео (но, правда, с кропом). Для тех, кто занимается профессиональной съёмкой и постобработкой видео, будут интересны профили S-Log2 Gamma и S-Log3 Gamma, которые позволяют сохранить до 14 ступеней экспозиции. Фирменный кодек XAVСS даёт возможность записывать 4K-видео с битрейтом до 100 Мбит/с.
Ключевые особенности Sony Alpha 99 II:
- байонет Sony (Minolta) A;
- конструкция на основе неподвижного полупрозрачного зеркала, электронный видоискатель;
- 42-мегапиксельная CMOS-матрица с обратной засветкой;
- пятиосевая система оптической стабилизации на основе сдвига матрицы;
- скорость серийной съёмки с непрерывной фокусировкой до 12 кадров в секунду;
- гибридная система фазовой автофокусировки с 79 фазовыми датчиками на отдельном модуле и 399 фазовыми датчиками на матрице;
- видео 4К с постоянной фокусировкой, профили S-Log2 и S-Log3 Gamma, формат XAVCS и битрейт до 100 Мбит/с;
- поворотный дисплей.
Как уживается высочайшее разрешение (и большой объём файлов) с очень быстрой серийной съёмкой? Ведь кадры нужно не только быстро снять, но и быстро обработать и записать на карту памяти. Как работает абсолютно новая система автофокусировки, не ссорятся ли между собой датчики, расположенные на модуле и матрице? На эти и многие другие вопросы нам предстоит найти ответ в ходе тестирования. Приступим!
Эргономика и дизайн
Корпус Sony ILCA-99M2 имеет пылевлагозащищённую конструкцию и почти полностью выполнен из лёгкого и прочного магниевого сплава.
Вес аппарата составляет 849 граммов — это больше, чем у предшественника, но по-прежнему меньше, чем весят фотокамеры этого же класса от других производителей. Такая разница в массе обусловлена использованием не оптического, а электронного видоискателя, который заметно легче. Несмотря на некоторое увеличение веса по сравнению с Alpha 99, аппарат немного уменьшился в габаритах. Этого удалось достичь благодаря перераспределению и оптимизации внутренних компонентов.
Конечно, камера не стала крошечной — одного взгляда на неё достаточно, чтобы понять: перед нами не игрушка, а серьёзный профессиональный инструмент. Как подобает профессиональной фотокамере, Sony Alpha 99 II ложится в руку как влитая. Благодаря удобной рукоятке она буквально прилипает к ладони. Но чтобы камерой было комфортно пользоваться, недостаточно только хорошей рукоятки. Рассмотрим же новинку со всех сторон.
На передней стороне мы видим байонет Sony А — с этим креплением совместим широчайший ряд первоклассной оптики, который продолжает пополняться новыми современными объективами. За байонетом находится то самое полупрозрачное неподвижное зеркало. Возле него расположена защёлка, которая позволяет поднять зеркало для чистки матрицы фотоаппарата. Тут же, между зеркалом и сенсором, находится затвор фотоаппарата. Заявленный ресурс срабатываний затвора — не менее 300 000 циклов. Цифра, достойная топового профессионального аппарата.
Слева под байонетом расположена кнопка репетира диафрагмы. Обратите внимание: в ЭВИ и на дисплее визирование практически всегда происходит на открытой диафрагме. А для того чтобы проверить, как картинка будет выглядеть при выбранном вами значении F, и служит репетир, закрывающий диафрагму.
Сверху на рукоятке — одно из колёсиков настройки параметров. Справа под байонетом — уникальная фишка фотоаппаратов Sony с байонетом А — мультиконтроллер, при помощи которого выбирается режим работы системы автофокуса по умолчанию.
Вспомните рычажки переключения режимов фокусировки, которые можно встретить на аппаратах других производителей. А теперь забудьте: бесшумный мультиконтроллер — одна кнопка с колёсиком — не только заменяет их полностью, но и даёт широчайшие возможности настройки управления. Мультиконтроллер расположен так, что им очень удобно пользоваться, держа камеру в двух руках. После нажатия кнопки в центре поворотом колёсика можно выбрать один из пяти режимов фокусировки. Важно, что работает он совершенно бесшумно. Это делает его очень удобным при видеозаписи.
Кроме того, мультиконтроллер можно использовать и для настройки других параметров. К примеру, регулировать экспозицию, баланс белого, выбирать творческие стили. Интересное новшество: теперь колёсико можно настроить как на дискретное перемещение с небольшим кликом, так и на плавную «бескликовую» работу. То есть изменение параметров при видеозаписи также будет происходить бесшумно.
На левом боку фотоаппарата расположились основные разъёмы.
Видеографы сразу заметят гнёзда для наушников и микрофона. Имеется порт micro-USB (в терминологии Sony он называется «мультиразъём») — он нужен для работы с рядом системных аксессуаров. Отметим, что Sony ILCA-99M2 не поддерживает зарядку через micro-USB, как это делают беззеркалки серии Sony Alpha 7. Так что в поездки придётся брать с собой зарядное устройство. Есть выход micro-HDMI, позволяющий выводить на внешний рекордер 4К-видео (YCbCr 4: 2: 2), разъём для подключения внешнего блока питания (удобно для стационарной работы) и гнездо для проводного пульта дистанционного управления. Есть даже архаичный синхроконтакт для проводной синхронизации со студийными вспышками. Итого: все разъёмы, которые нужны современному (и не очень) фотографу, в камере имеются. Вы сможете подключить к ней любую периферию. Разъёмы спрятаны не просто за тонкими заглушками, а за удобными дверцами, выполненными из качественного материала. Открываются-закрываются легко, но фиксируются в закрытом положении плотно.
Справа на корпусе Sony Alpha 99 II расположен отсек для карт памяти. В нём два слота для карт SD. Поддерживаются все актуальные стандарты вплоть до UHS-I, а новейший стандарт UHS-II среди них не заявлен. Верхний слот поддерживает ещё и фирменные карты Sony Memory Stick PRO Duo (и другие разновидности MS). Однако из-за их максимальной скорости записи всего 50 мегабайт в секунду, вряд ли карты этого стандарта станут лучшим выбором.
Имейте в виду: 42-мегапиксельные файлы весят много, так что для их записи вам потребуются быстрые и объёмные карты. Сегодня наснимать при неспешной фотопрогулке гигабайт эдак 40–50 — проза жизни.
Порадовала надёжная дверца отсека для карт памяти. Она плотно фиксируется, самопроизвольное открывание исключено, а сам отсек имеет пылевлагозащитные вставки.
Верхняя панель выглядит традиционно.
Есть верхний информационный ЖК-экран, на котором отображаются основные съёмочные параметры. Отдельной кнопкой включается его оранжевая подсветка. Кнопка спуска совмещена с рычажком включения аппарата — традиционное и удобное решение.
Тщательный подход создателей Sony ILCA-99M2 к вопросу эргономики хорошо иллюстрирует верхний ряд кнопок: кнопка режимов съёмки, баланс белого, экспокоррекция и ISO. Обратите внимание, что каждая из этих четырёх кнопок имеет разную поверхность. Так, кнопка ISO вогнутая, а кнопка экспокоррекции — выпуклая. Это сделано для того, чтобы, не отрываясь от видоискателя, фотограф мог с лёгкостью нащупать нужную кнопку и выполнить необходимые настройки.
Основная масса органов управления сосредоточена на задней панели аппарата. Все они более-менее знакомы опытным фотографам. Выделить можно джойстик — он удобнее традиционного навипада и позволяет легко осуществлять навигацию по меню и с молниеносной скоростью выбирать нужную точку фокусировки. Кстати, с его помощью перемещать точку съёмки можно не только вниз-вверх и вправо-влево, но и по диагонали. Джойстик расположен под большим пальцем, удобен и мягок в работе. Также из органов управления стоит отметить кнопку записи видео. Она тоже расположена в зоне действия большого пальца правой руки.
Электронный видоискатель Sony Alpha 99 II выполнен по технологии XGA OLED и имеет разрешение 2,36 млн точек. Его увеличение — 0,78x, то есть видоискатель весьма крупный. Для сравнения: оптические видоискатели в полнокадровых зеркалках редко имеют увеличение более 0,71x.
Видоискатель большой, яркий и информативный. Картинка отображается чётко и плавно, без лагов и шумов. На ЭВИ можно вывести всю ту же информацию, что и на ЖК-дисплей. Никто не запрещает, например, глядя в видоискатель, листать меню фотоаппарата или просматривать отснятые кадры. Удобно!
Стекло видоискателя обработано специальным фторсодержащим покрытием, защищающим его от пыли и отпечатков пальцев. И действительно, окуляр неохотно собирает на себя отпечатки, а пыль с него легко сдувается и не прилипает.
Традиционно для Sony, линзы окуляра имеют разработанное фирмой Carl Zeiss специальное просветляющее покрытие T*, которое повышает контрастность и не даёт появляться бликам.
Экран Sony ILCA-99M2 имеет поворотную конструкцию. Это позволяет фотографировать с низких и высоких точек, брать самые неожиданные ракурсы. Удобно снимать от пояса, легко использовать вертикальные ракурсы с любых точек.
Диагональ дисплея — 3 дюйма, разрешение — 1 228 800 точек. Сенсорный ввод не поддерживается, да он и не слишком нужен — управление аппаратом очень упрощает джойстик.
Обладатели классических зеркалок знают, что при съёмке с визированием через экран обычно задействуется другая система фокусировки — контрастная, значительно медленнее той, которая обычно работает при визировании через видоискатель. В Sony Alpha 99 II фокусировка работает идентично, в обоих случаях можно вывести одну и ту же информацию. Это очень удобно: не приходится выбирать между быстрой автофокусировкой и медленной, которая во многих камерах используется при работе в режиме Live View.
В отличие от простого наклонного экрана, дисплей Sony a99 II можно развернуть в сторону объектива. Таким способом удобно делать селфи и записывать видео со своим участием
Переключение между дисплеем и видоискателем может осуществляться как с помощью кнопки, расположенной на верхней панели камеры, так и автоматически — датчиком приближения. Когда вы подносите глаз к видоискателю, камера гасит экран и включает видоискатель. Происходит это почти мгновенно. Дистанция срабатывания датчика приближения достаточна для комфортной работы.
Интересная подробность: датчик приближения работает только тогда, когда экран вплотную прилегает к камере. Если же экран хоть немного повёрнут, автоматическое переключение на видоискатель с помощью датчика приближения работать не будет.
Видео: работа автоматического переключения между видоискателем и экраном.
Раз речь зашла о дисплее, скажем пару фраз и о меню. Известно, что многим фотографам не нравилось меню в фотоаппаратах Sony из-за его хаотичной организации. В модели ILCA-99M2 меню удалось лучше структурировать, оно стало понятнее и удобнее.
Все настройки разработчики постарались осмысленно расположить по директориям. Тем не менее есть ещё к чему стремиться. По-прежнему поиск тех или иных функций требует времени — приходится перелистывать одну страничку меню за другой. Зачем-то сделано две иконки с фотоаппаратом, хотя под первой находятся настройки, относящиеся к фотосъёмке, а под второй — преимущественно настройки видеосъёмки… Почему бы тогда второй директории не присвоить иконку с кинокамерой?
Зато радует качественный и понятный перевод меню на русский язык. Помимо основного, есть и «быстрое меню», вызываемое кнопкой Fn. Работать с ним очень просто, и в него можно самостоятельно добавить все нужные функции.
На нижней панели фотоаппарата расположено гнездо со штативной резьбой и отсек для аккумулятора. Аппарат питается от батарей стандарта NP-FM500H — таких же, как и все продвинутые камеры Sony с байонетом А. Согласно техническим характеристикам, на одном заряде батареи камера способна сделать около 490 снимков (390 при использовании видоискателя). Во время тестирования создалось впечатление, что эти данные немного занижены.
Так, за один из съёмочных дней я смог снять на одном заряде 690 кадров, записать десяток роликов в 4К, а батарея и не думала садиться — под конец съёмки оставалась ещё треть заряда. Так что на практике я остался доволен автономностью камеры. Единственный нюанс, свойственный, впрочем, любой батарее, — на сильном морозе она садится быстрее. Во время зимней съёмки с одной батареей и правда получается сделать около 500 снимков.
Как и к любому продвинутому фотоаппарату, к Sony Alpha 99 II выпускается специальная батарейная ручка. Она не только значительно увеличивает время автономной работы, но и облегчает вертикальный хват камеры. К новому фотоаппарату подходит та же батарейная ручка, что и для модели Sony Alpha 77. Достойное решение производителя — для нескольких аппаратов выпустить унифицированный аксессуар.