Скорость работы и автофокусировка
Внушительная детализация (42 мегапикселя — не шутки!), широкий динамический диапазон, отличная работа во всём диапазоне ISO. Но даже если аппарат даёт прекрасное качество изображения, он может оказаться слишком медленным и оттого неудобным в работе. Да и если он ошибается с фокусировкой через раз — никакого смысла в тех 42 мегапикселях не будет. Как покажет себя Sony Alpha 99 II в плане скорости работы и точности фокусировки? Давайте узнаем.
Скорость работы и серийная съёмка
Начнём с быстроты включения. Надо сказать, что включается аппарат не мгновенно. Повернув удобный рычажок, мы успеваем заметить, как он просыпается: загорается дисплей, поочерёдно выводятся на него сначала параметры съёмки, а затем сетка фокусировки. Всё это занимает примерно одну секунду. Совсем немного! И если держать камеру наготове, ни один сюжет от вас не уйдёт.
Скорость серийной съёмки — 12 кадров в секунду. Это очень серьёзный показатель для полнокадрового фотоаппарата. Здесь Sony Alpha 99 II идёт в ногу с гораздо более дорогими топовыми репортажными фотоаппаратами других брендов.
Съёмка со скоростью 12 кадров в секунду позволяет во всех деталях поймать даже самое быстрое движение.
Мы помним, что несжатые RAW-файлы весят порядка 82 МБ, а значит, потребуется весьма объёмный буфер, куда будут записываться эти большие файлы перед сохранением на карту памяти. В модели ILCA-99M2, при использовании RAW без сжатия, можно без падения скорости съёмки сделать серию в 24 кадра, а при работе со сжатым RAW — 54 кадра. При съёмке в JPEG максимального качества серия составит 60 кадров. Если у вас имеется достаточно быстрая карта памяти, серийная съёмка не будет терять в скорости, и снимать можно до бесконечности — пока не заполнится карта.
Легко подсчитать, что при съёмке 24 кадров в формате RAW (~82 МБ) + JPEG (~12 МБ) на карту памяти нужно будет записать 2,2 ГБ данных. Внушительно! И вполне понятно, что такая запись не может происходить мгновенно.
Имейте в виду, что большие файлы несжатого RAW довольно долго записываются на карту памяти (см. видео выше: полная серия записывается на карту почти минуту). Поэтому, если вы любите работать с серийной съёмкой, либо обзаведитесь максимально скоростными картами памяти, либо пользуйтесь сжатым RAW, а ещё эффективнее будет снимать в JPEG с разрешением 18 мегапикселей.
Фрагменты серии, снятой со скоростью 12 кадров в секунду:
12 кадров в секунду — это очень много! Порой такая скорость съёмки даже избыточна. Поэтому можно переключиться на более низкую скорость в меню фотоаппарата. Предлагается выбор между 12 (пункт Hi+), 8 (Hi), 5 (Mid) и 4 (Lo) кадрами в секунду
Уникальная система гибридной фокусировки
В Sony Alpha 99 II используется абсолютно новая система автофокусировки, о которой стоит рассказать подробнее. Такого вы ещё не видели!
Перефразируя слова героя «Служебного романа», хочется сказать от лица Sony ILCA-99M2 так: «У меня две системы автофокуса: фазовая и… фазовая». Система фокусировки здесь называется «гибридной». Мы привыкли, что «гибридная фокусировка» — это когда вместе используется фокусировка сразу двух типов — фазовая и контрастная. В Sony Alpha 99 II под «гибридной фокусировкой» подразумевается несколько иное. Аппарат использует только быстрые и точные датчики фазовой фокусировки, просто часть из них находится на отдельном модуле, а другая часть — прямо на матрице камеры.
Полупрозрачное зеркало направляет часть света на матрицу фотокамеры и часть на модуль фазовой фокусировки
Благодаря полупрозрачному зеркалу большая часть света попадает на сенсор, а часть отражается и направляется на отдельный модуль фазовой фокусировки, имеющий 79 датчиков (часть из них крестового типа, а часть расположены горизонтально). При этом на самой матрице, практически по всей её площади, установлены 399 вертикальных датчиков фазовой детекции, единственная слабость которых — чуть меньшая чувствительность. Они в гибридной системе выполняют вспомогательную функцию, работая вместе с основными 79 датчиками. Одновременно могут быть задействованы горизонтальный датчик на модуле фокусировки и вертикальный на матрице — тем самым они образуют один мощный крестовой датчик.
Как видим, инженеры Sony, имея в своём распоряжении полупрозрачное зеркало, использовали его возможности по максимуму. Тандем из двух систем фазовой детекции даёт положительный результат. Фокусировка стала быстрее и чувствительнее. И кстати, благодаря наличию неподвижного зеркала фазовая фокусировка продолжает работать всегда — даже во время съёмки видео.
Расположение датчиков гибридной фокусировки и их совместная работа:
Чувствительность системы автофокуса составляет от –4 EV до 18 EV. То есть фокусироваться можно даже в лунную ночь за городом! Я много снимал в условиях городской ночи и никаких проблем с фокусировкой не испытал. Камера наводится на резкость практически моментально (конечно, многое зависит от используемого объектива) даже при очень сложном освещении. Ни разу не было, чтобы фокусировка начала «рыскать» или как-то странно себя вести. Несмотря на кажущуюся сложность всей системы, работать с ней легко и приятно. Аппарат хорошо наводится на малоконтрастные объекты.
Благодаря использованию гибридной системы автофокуса точками фокусировки покрыт практически весь кадр. В центральной части используются основные точки фазовой детекции (и вспомогательные на матрице), на периферии кадра — точки, расположенные на матрице.
Как организована работа с точками и зонами фокусировки? Есть следующие варианты:
Разумеется, в такой мощной системе фокусировки не обошлось и без функции распознавания лиц. Для фокусировки не просто по лицу, но точно по глазам, можно дополнительно назначить эту функцию одной из пользовательских кнопок. Это удобно.
Аппарат распознает даже мелкие лица далеко стоящих людей. Ростовой портрет с фокусировкой по определённому лицу — не проблема. Лица могут перестать распознаваться, если съёмка ведётся при очень слабом свете. Примечательно, что фокусировка по лицу достаточно корректно работает даже со светосильной портретной оптикой.
Полезная опция: можно записать в память камеры конкретное лицо (просто сфотографировав человека), чтобы камера находила его среди прочих в толпе и наводилась строго на него. Это интересно, например, туристам — для фотографирования своих близких на оживлённых улицах; свадебным фотографам — можно записать лица невесты и жениха, чтобы держать их постоянно в фокусе.
Доступно несколько режимов автоматической фокусировки. Классический покадровый режим AF-S; режим непрерывной следящей фокусировки AF-C; режим AF-A, автоматически переключающий фокусировку между следящим и покадровым режимом, в зависимости от снимаемой сцены.
Как фокусировка ведёт себя при съёмке динамичных сцен? Заявлено, что система фокуса работает «В четырёх измерениях». Имеется в виду, что камера может предугадывать движение объекта в кадре и наводить объектив заранее в то место, где через мгновение окажется ваш герой. Система работает хорошо — следящая фокусировка точна и корректна. Но, разумеется, совсем расслабляться фотографу при съёмке тоже не стоит. По-прежнему качество кадров будет зависеть не только от техники, но и от вас! Важно правильно настроить всю систему, чтобы получить качественные результаты.
Sony Alpha 99 II предлагает возможности тонкой подстройки следящей фокусировки под ваши задачи и множество вспомогательных функций:
Тренировка юных фигуристов — отличный сюжет для испытания системы непрерывной фокусировки:
Возможности ручной фокусировки
В Sony ILCA-99M2 существует два режима, поддерживающих ручную фокусировку.
В режиме DMF работает покадровый автофокус, но после фокусировки, удерживая кнопку спуска полунажатой, фотограф может вручную подкорректировать наводку. В принципе, на объективах с ультразвуковым мотором, поддерживающих ручную доводку резкости после автоматической фокусировки (например новейший Carl Zeiss 24-70 SSM II), то же самое можно проделать, просто снимая в режиме AF-S, разве что фокус-пикинга (о нём ниже) при этом не будет. А вот для объективов, имеющих «отвёрточный» привод фокуса (например, Sony Carl Zeiss Planar T*85mm f/1.4 ZA), режим DMF — это отличное решение!
Напомню, что в силу механических ограничений любой объектив, чей привод фокусировки приводится в движение мотором, расположенным в камере (т. н. отвёрткой), не поддерживает ручную доводку фокуса при автоматической наводке на резкость. Если вы попробуете крутить кольцо фокусировки при включенном автофокусе, вы рискуете вообще сломать жёстко подключённый привод фокусировки. Режим DMF устроен так, что он отключает «отвёртку» после проведения автофокусировки, и появляется возможность без всяких проблем фокусироваться вручную. На практике — весьма удобно!
Разумеется, есть и простой режим ручной фокусировки — MF, который просто отключает автофокус, и вы вольны крутить кольцо фокусировки объектива в своё удовольствие. Существенно облегчает процесс ручной фокусировки функция фокус-пикинга. Она подсвечивает цветным контуром (по выбору — жёлтым, красным или белым) контрастные участки кадра, находящиеся в фокусе. Это удобно при работе со светосильной оптикой, когда ни по экрану, ни по видоискателю невозможно оценить — идеально вы попали в фокус или есть небольшие погрешности, которые вас сильно огорчат при просмотре фото или видео на большом экране.
Ещё одна удобная возможность, доступная при ручной фокусировке, — фокусировочная лупа. Если вы планируете часто пользоваться ручной фокусировкой, вызов лупы удобно назначить на одну из пользовательских кнопок.