Практические заметки. Субъективный опыт использования Sony Alpha 99 II
О нюансах работы с многомегапиксельными камерами
Чем больше разрешение сенсора фотокамеры — тем заметнее на её снимках даже малейшие смазы. Помните правило, по которому максимально допустимая выдержка при съёмке с рук равнялась единице, делённой на фокусное расстояние? Так вот, с многомегапиксельными камерами это правило не работает. Знаменатель выдержки должен быть даже не в два, а в три раза больше фокусного расстояния, чтобы хоть как-то застраховать фотографа от смаза. Поэтому для аппаратов с высоким разрешением очень важно наличие стабилизатора, который помог бы фотографу работать на привычных ему значениях выдержки и не получать то и дело шевелёнку. Стабилизация в таких аппаратах — не прихоть, не дополнительная фишка, а необходимость.
Пример коварной шевелёнки, которая стала видна лишь благодаря высочайшему разрешению матрицы. На привычных выдержках без помощи стабилизатора уже не обойтись
Кроме заурядной шевелёнки, существует такое понятие, как микросмаз. Это сдвиг картинки, возникающий при съёмке из-за вибрации механизмов фотокамеры — зеркала, затвора. В обычной зеркалке и то и другое является заметной проблемой. Особенно в этом плане мешает подвижное зеркало, которое подскакивает вверх каждый раз, когда вы собираетесь сделать кадр, и создаёт ощутимую вибрацию. Производители зеркалок пытаются как-то демпфировать зеркало, но это в основном приводит к падению скорости при серийной съёмке. В Sony Alpha 99 II зеркало закреплено неподвижно и не создаёт никаких вибраций.
Что касается вибраций, создаваемых затвором, то инженеры Sony и здесь нашли выход. И называется он «Электронная передняя шторка». Поясним, как работает затвор в обычном режиме. До начала экспонирования кадра матрица открыта, на неё поступает свет, изображение передаётся в видоискатель / на экран. После нажатия на кнопку спуска матрица закрывается передней шторкой затвора. Когда начинается съёмка, затвор должен открыться, а потом закрыться снова, чтобы завершить съёмку. Начало движения передней шторки затвора неизбежно вызывает вибрацию, которая может сказаться на резкости снимка.
При использовании электронной шторки работа механической шторки просто эмулируется самой матрицей — для старта экспозиции не требуется никаких подвижных деталей. Нет подвижных деталей — нет вибрации. А вибрации, создаваемые затвором при закрытии, на качество снимка уже не влияют. Поэтому рекомендуется пользоваться при съёмке функцией электронной передней шторки. Она крайне полезна, если вы хотите получить максимум деталей на своих фото.
Опасность, с которой вы теоретически можете столкнуться при использовании электронной передней шторки, — переэкспозиция при съёмке со старыми объективами, у которых медленно закрывается диафрагма. Эта и другие причины, по заявлениям производителя, повышают вероятность получить ошибки экспозиции при использовании электронной шторки.
Диафрагма и дифракция
Часто можно услышать суждение: «чем больше мегапикселей — тем опаснее дифракция». Считается, что чем больше разрешение матрицы фотоаппарата, тем больше изображение страдает при диафрагмировании от падения резкости из-за дифракции, которая начинает проявлять себя даже в средних положениях диафрагмы. Это упрощённое представление, в котором не учитывается размер фотодиодов, установленных на матрице. Диоды на матрице не уложены, как плитка в ванной, — между ними имеются значительные зазоры. В этих зазорах проходит, например, проводка, обеспечивающая обмен данными. Зазоры между отдельными пикселями на разных матрицах разные, как и размер самого пикселя.
Нужно понимать, что даже если мы имеем две матрицы одинакового разрешения и размера, фотодиоды на них могут быть разной площади, а значит, та из матриц, где фотодиоды меньше, будет сильнее подвержена дифракции.
Понятно, что самым простым решением является увеличение площади матрицы. Чем больше матрица, тем больше по размеру на ней фотодиоды, и тем меньше на них сказывается дифракция. Это одно из достоинств полнокадровых аппаратов как класса. Проблема дифракции значительно острее стоит на кропах, где при большом разрешении матрицы размер пикселя очень мал.
Технология тыловой засветки позволяет работать с фотодиодами большего размера, а значит, и дифракция сказывается меньше
Тут нужно вспомнить и о том, что в Sony ILCA-99M2 используется матрица с обратной засветкой. Та самая проводка убрана назад, а вся передняя поверхность матрицы отдана под микролинзы и фотодиоды. Стало быть, на такой матрице площадь одного фотодиода можно сделать заметно больше, и дифракция ему не так страшна.
Как это выглядит на практике? Предлагаю оценить резкость фото, сделанного на разных диафрагмах. Если дифракция будет сильно заметна, то и читатель её сразу найдёт в виде снижения резкости мелких деталей и падения контраста изображения. По моим наблюдениям, дифракция начинает сказываться при диафрагмах примерно от F14, но при этом даже на F22 реально получить вполне рабочую (пусть и чуть менее резкую) картинку.
В отношении дифракции делаем вывод: «не так страшен чёрт, как его малюют». Особенно если перед нами матрица с тыловой засветкой. Снимать на закрытых диафрагмах можно, не боясь серьёзного падения детализации.
Выбираем оптику. Изучаем комплекты под разные задачи и кошелёк
Для эффективного использования фотоаппарата нужна ещё и подходящая оптика. Большое разрешение сенсора фотоаппарата предъявляет повышенные требования к объективам. Нет смысла ставить на многомегапиксельный аппарат старый мыльный зум. Что может предложить Sony? Вариантов много! Под байонет А разработано достаточно различной оптики. Рассмотрим несколько универсальных комплектов, которые позволят закрыть фокусные расстояния от широкоугольного до длиннофокусного и при этом обеспечат подобающее качество картинки.
Комплект на все случаи жизни: три зума со светосилой f/2.8 и мощный портретник. Слева направо: Sony Carl Zeiss Vario-Sonnar T*16-35mm f/2.8 ZA SSM, Sony Carl Zeiss Vario-Sonnar T*24-70mm f/2.8 ZA SSM II, Sony 70-200mm f/2.8G SSM II (SAL70200G2), Sony Carl Zeiss Sonnar T*135mm f/1.8 ZA (SAL-135F18Z)
Зумы. «Святая троица»
В любой уважающей себя системе есть набор из зумов со светосилой f/2.8, перекрывающих все основные фокусные расстояния: широкоугольник, штатник и телевик. Такой комплект обычно выбирают профессиональные фотографы. Он позволяет решать все съёмочные задачи, при этом даёт высочайшее качество картинки и высокую светосилу.
В системе Sony с байонетом А это такие объективы:
Sony Carl Zeiss Vario-Sonnar T*16-35mm f/2.8 ZA SSM II (SAL-1635Z2) — светосильный высококачественный широкоугольный зум. Он хорошо подойдёт для репортажной и свадебной работы, вполне может стать основным объективом для фотографа-пейзажиста.
Sony Carl Zeiss Vario-Sonnar T*24-70mm f/2.8 ZA SSM II (SAL-2470Z2) — новый штатный зум для системы Sony A. Это достойный продолжатель первой версии. Резкий, быстрый, светосильный, универсальный, подходит для решения большинства фотозадач. Если покупать какой-то объектив в качестве «китового» к Sony a99 II, то это должен быть именно этот объектив. К великолепной резкости и быстрой фокусировке в нём также прилагается приятный рисунок и красивое боке. В ближайшее время на Prophotos.ru будет опубликован отдельный тест этого объектива.
Sony 70-200mm f/2.8G SSM II (SAL70200G2) — светосильный телезум класса 70–200 мм. Очень пригодится при съёмке спорта, репортажа. Может служить прекрасным портретником.
Если нужен больший диапазон фокусных расстояний, а светосилой можно пожертвовать, то существует супертелевик Sony 70-400mm f/4-5.6 G SSM II (SAL70400G2). Он отлично показал себя в съёмках на открытом воздухе.
Мощные фиксы от Carl Zeiss
Как бы ни были хороши зумы, они так или иначе проигрывают объективам с постоянным фокусным расстоянием, как минимум в светосиле. А светосила — это и возможность фотографировать при ещё более слабом освещении, и способность очень сильно размывать фон и получать красивое боке. Такой объектив очень пригодится для портретных фотосессий, для работы при слабом освещении. В системе Sony А вы можете собрать комплект из одних только фиксов или же дополнить качественными фиксами один из зумов, например, 24–70 мм.
Обратите внимание на линейку топовых фиксов от Carl Zeiss. Они являются гордостью и визитной карточкой системы. Только под камеры Sony выпускаются объективы Carl Zeiss c автофокусом!
Sony Carl Zeiss Distagon T* 24mm f/2.0 ZA SSM (SAL-24F20Z) — светосильный широкоугольный фикс. Подойдёт для съёмки пейзажей (хорошая альтернатива зуму 16–35 мм), работы в путешествиях. Отличный вариант для свадебного репортажа в помещении.
Sony Carl Zeiss Planar T* 50mm f/1.4 ZA SSM (50F14Z) — топовый «полтинник» всей системы. Если вы знаете, что такое «хороший рисунок», «объём» и «воздушная картинка», вы не пожалеете, отдав за этот объектив столько, сколько он стоит. Есть среди «полтинников» и более доступные варианты, о которых поговорим ниже.
Sony Carl Zeiss Planar T* 85mm f/1.4 ZA (SAL-85F14Z) — классический портретный объектив с благородным, немного «винтажным» рисунком. Да, по резкости на открытой диафрагме он уступает новому аналогу под байонет Е, но на стороне этого «стекла» по-прежнему выдающиеся художественные качества картинки.
Sony Carl Zeiss Sonnar T*135mm f/1.8 ZA (SAL-135F18Z) — ставший легендарным портретный фикс Это единственный на рынке автофокусный 135-мм объектив со светосилой F1.8. Но его сила не в формальных характеристиках, а в уникальном сочетании высокого технического качества (резкости и низкого уровня аберраций) с удивительно мягким и пластичным рисунком. Аналогов у него практически нет. Красивый рисунок, классическое портретное фокусное расстояние: он создан для портретных съёмок, но способен стать и просто телевиком на все случаи жизни. На сегодняшний день это один из самых уникальных, обладающих собственным характером объективов системы Sony A.
Бюджетные решения
Ясно, что не каждый готов инвестировать в оптику сотни тысяч рублей. Подчас такие дорогие объективы попросту не нужны, особенно для любительской или сугубо художественной работы. У многих сложился неверный стереотип, дескать, «Sony — это дорого». Это не совсем так. Дорого стоит то, что и должно стоить дорого. В системе есть масса бюджетных решений, подходящих для полнокадрового аппарата Sony с байонетом A.
Для фотографов, которые сильно ограничены в средствах, подспорьем станут недорогие, но проверенные временем объективы от Minolta, благо на вторичном рынке их много. Хотите телезум-портретник за 8–15 тысяч рублей? Ищите «пивную банку» Minolta 70-210/4 — объектив актуален до сих пор и раскрывает свой потенциал именно на полном кадре, а не на кропе. Разумеется, на Sony Alpha 99 II он будет смотреться эклектично, но как временное решение для закрытия теледиапазона — почему бы и нет? Множество разнообразных «полтинников» и прочих фикс-объективов от Minolta не составит труда найти в комиссионках, как и простенькие зумы типа Minolta 35-70mm /4.
Многие классические минольтовские объективы были перевыпущены под брендом Sony и доступны совершенно новенькими в официальных магазинах. Конечно, такой вариант гораздо лучше бывших в употреблении объективов, хотя бы потому, что на них действует гарантия. Да и стоят они не сильно дороже. Взять, к примеру, Sony 50mm f/1.4 (SAL5014) — доступный фикс, являющийся копией аналогичного объектива от Minolta. Есть и очень доступный компактный портретник Sony 85mm f/2.8 SAM (SAL-85F28). Да, он не обладает столь высокой светосилой, как более дорогие аналоги, зато выдаёт даже на открытой диафрагме отличное качество изображения, да и хорошо размыть фон вполне способен. В системе есть и один из самых доступных на рынке объективов класса «35mm /1.4»: Sony 35mm f/1.4G (SAL-35F14G), который обеспечит широкий угол обзора, пластичную объёмную картинку и приятное боке.
Есть множество других доступных фиксов, которые и на сегодня не потеряли своей актуальности. Да, как и любая многомегапиксельная камера, Sony ILCA-99M2 очень требовательна к качеству и разрешению оптики. Тем не менее и в плане бюджетных решений система Sony с байонетом A может предложить очень много интересных вариантов. Есть с чем поэкспериментировать и на что снимать, даже если все деньги были потрачены на «тушку». Проверить совместимость той или иной оптики (даже старой минольтовской) можно на специальной страничке. В подробностях указано, какие функции при использовании объектива будут работать, а какие нет. Очень удобная система!
Настраиваем фотоаппарат под себя. Возможности кастомизации
Компания Sony славится тем, что её аппараты обладают широчайшими возможностями настройки управления под себя. Sony Alpha 99 II не стала исключением. Настроить на свой вкус можно почти любой орган управления. Причём настроить его можно и для применения во время съёмки, и для просмотра снятых изображений.
Аппарат имеет две пользовательские кнопки, которым можно назначить любую нужную функцию. Одной из них я назначил функцию фокусировки по глазам, а другой — выбор профиля изображения (нужно для видео). Переназначить можно и другие органы управления.
Важной возможностью кастомизации камеры под себя является настройка быстрого меню. Чтобы не потеряться в дебрях основного меню, основные и только нужные вам функции можно вынести в быстрое меню, вызываемое кнопкой Fn.
Но не спешите переназначать все возможные органы управления, не имея опыта работы с фотоаппаратом. Во-первых, очень легко запутаться в разнообразии кнопок и функций, а во-вторых, аппарат «из коробки» уже настроен очень удобно и практически не требует внесения каких-то серьёзных изменений.
Работа с пользовательскими режимами — тоже важное достоинство аппарата. На диске режимов мы видим пункты «1», «2» и «3» — они предназначены для того, чтобы фотограф туда сохранил любые нужные параметры съёмки и мог к ним быстро вернуться. Но это не всё! Есть ещё четыре ячейки памяти M1, M2, M3 и M4, куда тоже можно записать свои настройки. Получается, можно сохранить семь разных настроек! Удобно, что при выборе сохранённого пользовательского режима мы видим все настройки, которые в него записаны. Но и это ещё не всё! Ячейки М1—М4 сохраняются на карту памяти. Это значит, что их можно перенести из одной камеры в другую, то есть вызвать их с карты памяти и мгновенно клонировать настройки на втором фотоаппарате.