Технологии
Качество изображения начинается с сенсора. Сердцем Sony ILCA-99M2 стала 42-мегапиксельная CMOS-матрица EXMOR R с обратной засветкой (BSI) и системой стабилизации. Матрица не имеет низкочастотного фильтра, что улучшает детализацию изображения, но грозит появлением муара.
В обычном сенсоре между микролинзами с цветными фильтрами и фотодиодами ещё проходят проводники, по которым передаются данные, считанные с фотодиодов. Разумеется, они мешают: съедают много площади на матрице, не давая увеличить размер фотоприёмников. А чем фотодиоды крупнее, тем больше света собирают, тем меньше цифровых шумов будет на изображении. BSI-сенсор устроен более рационально. Фактически инженеры перевернули конструкцию задом наперёд, отсюда и название — «матрица с обратной засветкой» (Back-illuminated Sensor). Между микролинзами, цветными фильтрами и фотодиодами в нём нет ничего лишнего, а проводка убрана в самый низ конструкции. Тем самым она не занимает лишнего места, и фотодиоды можно сделать крупнее. Это позволило создать матрицу с таким большим разрешением (целых 42 мегапикселя), у которой, как мы убедимся, уровень шумов остался на очень низком уровне!
Особое покрытие сенсора обеспечивает защиту от пыли. Мне удалось проверить это на практике. Пыль, попавшая на матрицу, не прилипает к ней и с лёгкостью сдувается одним пшиком фотогруши. К тому же, благодаря наличию приводов оптической стабилизации матрицы, реализован и самый настоящий «пылетряс», который просто встряхивает матрицу (ощутимо — вся камера вибрирует!). Такая система показала себя очень эффективной.
Оптическая стабилизация на основе сдвига матрицы
Ещё одна уникальная технология, связанная с матрицей, — система стабилизации изображения SteadyShot на основе сдвига матрицы. Некоторые производители стабилизатор ставят только в объективы. Но у «стаба» на матрице есть ряд серьёзных преимуществ. Первое — очевидное: на таком фотоаппарате любой объектив становится стабилизированным. Даже если это старый «полтинник» от Minolta, купленный на вторичном рынке. Второе преимущество: оптический стабилизатор объектива компенсирует только наклон объектива вверх-вниз и вправо-влево, а стабилизация со сдвигом матрицы в ILCA-99M2 также компенсирует вращение по оси объектива, плюс горизонтальные и вертикальные сдвиги камеры. Эта модель стала первой в семействе камер с байонетом A, в которой применена пятиосевая система стабилизации. Все предыдущие модели компенсировали смещения лишь по двум степеням свободы.
Важно иметь в виду: чем больше разрешение матрицы, тем проще получить шевелёнку или микросмаз изображения. Эти коварные эффекты будут поджидать вас в любой ситуации! Важно понимать, что стабилизация здесь нужна не столько для того, чтобы фотограф баловался откровенно длинными выдержками при съёмке с рук, сколько именно для подстраховки от появления шевелёнки и микросмазов.
Предположим, вы всё же решили поснимать на чрезмерно длинных выдержках. Какова эффективность стабилизатора, на какой выдержке можно получить резкий кадр, фотографируя с рук? Вопрос не такой простой, как кажется. Снимая на камеру со столь высоким разрешением даже на привычных вам выдержках, скорее всего, вы будете через раз получать на фото шевелёнку. А значит, аппарат сам по себе заставляет пользоваться более короткими выдержками.
Стабилизатор Sony Alpha 99 II позволил мне сделать резкий кадр при съёмке телевиком c фокусным расстоянием 135 мм на выдержке в 1/20 с. И это очень хороший результат! В целом я готов сделать вывод, что стабилизатор позволяет удлинять выдержку от безопасной на 3–4 ступени экспозиции.
Известно, что обычный оптический стабилизатор не дружит с длинными выдержками. При съёмке на выдержках в несколько секунд он начинает работать некорректно, и картинка смазывается. Его всегда советуют отключать при съёмке со штатива на длинных выдержках.
Стабилизатор в Sony ILCA-99M2 умный, он прекрасно себя ведёт при работе на длинных выдержках. Картинка не смазывается, и его можно не отключать каждый раз, когда вы ставите аппарат на штатив.
Съёмка со штатива на длинной выдержке при включённом стабилизаторе. В момент съёмки мост сильно вибрировал от проезжающих мимо грузовиков, что никак не отразилось на полученном кадре!
При видеосъёмке стабилизатор абсолютно корректен. При панорамировании нет резких рывков — всё достаточно плавно. Разумеется, SteadyShot не заменит профессионального оборудования для стабилизации камеры, штатива, ригов, стедикамов и прочего, но для простых съёмочных задач его возможностей хватает вполне!
Скачать в оригинальном качестве
Скачать в оригинальном качестве
Матрице с таким высоким разрешением требуется мощный процессор, который будет быстро и качественно обрабатывать огромные объёмы данных, полученных с неё.
Таким процессором стал BIONZ X. В глазах пользователя мощность процессора отражается прежде всего на скорости работы фотоаппарата. Sony Alpha 99 II — очень быстрый. Единственная ситуация, в которой аппарат задумывался, но не по вине процессора — процедура шумоподавления при съёмке на длинных выдержках. Но так бывает во всех фотоаппаратах, да и этот вид шумоподавления можно отключить.
Sony ILCA-99M2 сохраняет фотографии в форматах RAW и JPEG. Формат RAW в камерах Sony называется ARW, именно такое расширение будут иметь ваши файлы, снятые в «сыром» формате. Как обычно, доступно несколько степеней сжатия файлов JPEG. Есть одна тонкость: при фотографировании в RAW+JPEG, JPEG сохраняется не в максимальном качестве. В камерах Sony кроме традиционного сжатия Fine для JPEG (соответствует максимальному качеству камер других производителей и доступно при съёмке в RAW+JPEG) есть еще установка — Extra Fine с минимальным сжатием (экономия места примерно 2,5-кратная от несжатого TIFF). Она при съёмке в RAW+JPEG недоступна.
Кроме полного разрешения в 42 мегапикселя, доступна запись в JPEG с разрешением 18 и 11 мегапикселей. Возможность уменьшить размер фото будет очень кстати при репортажной съёмке — это позволит делать заметно более длинные серии, а запись на карту памяти будет происходить гораздо быстрее.