Скорость работы и автофокус
Скорость работы
На первый взгляд, Canon EOS 5D Mark IV не так уж сильно прибавил в скорости работы по сравнению с вышедшей четыре года назад моделью. Скорость серийной съёмки выросла на 1 кадр в секунду. И теперь EOS 5D Mark IV способен снимать до 7 кадров в секунду. Однако для зеркального фотоаппарата эта цифра является очень солидной. Не будем забывать, что при серийной съёмке сохраняет работу автофокус (в том числе в следящем режиме). Кроме того, подобной скорости оказывается достаточно для решения практически любых задач, кроме узкоспециализированных съёмок.
Буфер камеры также прибавил в объёме. По заявлению производителя, непрерывная серия из RAW-файлов может составлять до 21 кадра (у Canon EOS 5D Mark III было 18). Но это сухие строчки спецификации. На самом деле реальный объём буфера зависит от используемого ISO, стиля изображения и ряда других настроек фотоаппарата. По факту размер непрерывной серии меньше. Цифра, на которую может рассчитывать фотограф, использующий CF-карты со скоростью записи 120 МБ/с, составляет от 18 до 20 кадров (20 — на нижнем значении ISO), затем скорость падает. Время полной записи серии на карту — около 6–7 секунд от последнего кадра.
Серийная съемка в RAW:
Если вы снимаете в RAW+JPEG, то объём непрерывной серии составляет примерно 15 кадров. Время полной записи серии около 8–9 секунд.
А что же в JPEG? Камера способна снимать до заполнения карты памяти. В нашем испытании мы отпустили кнопку спуска после сотни кадров. Лампа-индикатор записи на флешку потухла примерно через секунду после последнего снимка. Так что здесь никаких подводных камней: в JPEG фотоаппарат будет снимать до тех пор, пока есть пустое место на флешке.
Возможно, скоростные параметры EOS 5D Mark IV можно было бы ещё увеличить, если использовать более современные форматы карт памяти — CFast 2.0 и SD UHS-II. Но это непременно увеличило бы стоимость самого фотоаппарата и стоимость владения им. Цена подобных карт стартует от 10 000 рублей и легко может доходить до 50 000.
Другие аспекты скорости работы в дополнительных комментариях не нуждаются. Меню фотоаппарата не подтормаживает, отклик на все кнопки мгновенный. Включение происходит практически моментально. При нажатой кнопке спуска первый кадр фотоаппарат делает примерно через 1/3 секунды после включения.
Автофокус через видоискатель
В системе автофокусировки Canon EOS 5D Mark IV можно выделить три основных улучшения по сравнению с прошлой версией камеры. Первые два улучшения касаются исключительно фокусировки через видоискатель. Третье — это появление Dual Pixel CMOS AF в Live View и при видеосъёмке. Но о нём чуть ниже.
Площадь покрытия кадра точками автофокуса возросла. Однако не стоит обольщаться: речь идёт о приросте площади покрытия буквально на несколько процентов. У новой модели чуть шире по высоте разнесены боковые блоки точек АФ. Но заметно это лишь при непосредственном сравнении фотоаппаратов двух поколений.
На деле возможностей модуля автофокуса хватает для комфортной портретной съёмки. Все сюжетно важные области кадра покрыты точками автофокуса и позволяют создавать снимки с малой глубиной резкости без перекадрирования. С репортажной съёмкой проблем также не возникает.
К цепкости точек автофокуса претензий нет. Они уверенно работают даже в контровом свете. Съемка при низкой освещенности, когда фотографировать с рук практически невозможно, тоже не вызывает сложностей.
С точностью тоже всё отлично. Однако в меню предусмотрена возможность точной подстройки автофокуса для конкретных объективов (они распознаются фотоаппаратом по серийному номеру). Есть отдельная подстройка для широкоугольного и телеположения.
Для динамичных сюжетов, когда работать по одной точке не совсем комфортно, предусмотрена съемка с группой точек.
Вторым важнейшим изменением стало применение фирменной технологии iTR, которую мы впервые встретили в Canon EOS 7D Mark II два года назад. Речь идёт о совместной работе модуля экспозамера и системы автофокуса. Состоящий из 150 000 точек датчик экспозиции «смотрит» на будущий кадр через видоискатель вместе с фотографом, оценивая не только освещённость, но и характер снимаемой сцены.
Этот снимок я делал со следящим автофокусом, так как цветок с пчелой сильно раскачивало ветром. Автоматика справилась даже с такой непростой задачей.
Для обработки данных с него здесь применяется отдельный процессор DIGIC 6. Данные с датчика экспозамера используются как для следящей фокусировки по широкой зоне (камера отлично удерживает в кадре движущийся объект), так и просто для выбора точек автофокуса.
Например, при съёмке через видоискатель фотоаппарат хорошо распознаёт лица людей, отдавая при фокусировке приоритет тем точкам, которые совпадают с расположением глаз в кадре. Доверять автоматике или нет — дело ваше. Но при репортажной съёмке с широкой областью автофокуса подобная функция оказывается не лишней и работает очень неплохо!
Как и у прошлой модели, у Canon EOS 5D Mark IV сохранились все тонкие настройки автофокуса, включающие профили для следящей фокусировки.
Автофокус по датчику изображения
Третьим и, наверное, самым серьёзным улучшением системы автоматической фокусировки стало применение технологии Dual Pixel CMOS AF, основанной на использовании пикселей с двумя отдельными фотодиодами. Это даёт возможность осуществлять наведение на резкость по фазовому принципу по датчику изображения.
На данный момент из полнокадровых фотоаппаратов Canon такой функциональностью обладают только Canon EOS-1D X Mark II и Canon EOS 5D Mark IV.
Область автофокуса можно выбирать как джойстиком, так и касаниями сенсорного экрана. Автоматика уверенно распознаёт лица в кадре и отдаёт им приоритет при фокусировке. Если в кадре одновременно несколько лиц, можно выбрать одно из них касанием или джойстиком. При указании объекта фокусировки камера начинает автоматически за ним следить, даже если объект перемещается в кадре.
Автофокус Dual Pixel CMOS AF работает быстро и цепко. Это полноценный рабочий инструмент, позволяющий снимать с нестандартных точек, когда нет возможности заглянуть в оптический видоискатель. Единственная ситуация, в которой у меня возникли проблемы, — это съёмка со сценическим светом в клубе. Автоматика без проблем наводилась на выбранный объект съёмки, но удерживать его в фокусе в течение какого-то продолжительного времени не могла. Автофокус мог убегать с объекта съёмки вслед за лучом прожектора. Ведь в основе работы системы — слежение за цветом. Впрочем, об этом в следующей части нашего теста.