Вверх

Canon EOS 5D Mark IV. Неделя с экспертом

Dual Pixel RAW — что это?

Технология Dual Pixel CMOS AF используется в камерах Canon не первый год. Напомню, что в произведённых по данной технологии сенсорах изображения светочувствительные элементы имеют пару фотодиодов. Первоначально технология была призвана ускорить автофокусировку по матрице, используя фазовый принцип наведения на резкость. Об этом мы ещё поговорим в нашем обзоре.

Принцип устройства сенсора Dual Pixel CMOS.

Принцип устройства сенсора Dual Pixel CMOS.

Однако Canon EOS 5D Mark IV стал первой камерой в мире, которая способна записывать Dual Pixel RAW. В этом сыром формате сохраняется информация от отдельных фотодиодов каждого пикселя. Поэтому в RAW содержится некоторая информация о параллаксе: левый и правый фотодиоды «видят» мир по-разному. Конечно же, подобные файлы «весят» больше обычного — порядка 66 МБ, так как вмещают в себя два изображения. Скорость работы камеры с Dual Pixel RAW снижается.

Canon EOS 5D Mark IV - ISO 200, F5.6, 1/30 с, 90.0 мм экв., 1.0 МБ

Поэтому вторым пунктом в меню Canon EOS 5D Mark IV стоит именно включение/выключение этого формата записи. Так какие же преимущества даёт Dual Pixel RAW?

В Dual Pixel RAW записывается информация от левого и правого фотодиода каждого пикселя отдельно.

В Dual Pixel RAW записывается информация от левого и правого фотодиода каждого пикселя отдельно.

Скажем сразу, что на момент написания обзора работать с Dual Pixel RAW можно было только в оригинальной программе Canon Digital Photo Professional 4. Однако возможности, которые открывают перед фотографом подобные RAW-файлы, как минимум удивляют.

Микрорегулировка изображения

Принцип работы этой функции мы так и не смогли выведать ни у представителей Canon, ни в интернете. То, что происходит в процессе «оптимизации Dual Pixel RAW» (именно так называется соответствующий пункт меню), скорее похоже на маленькое чудо. Уже после съёмки у фотографа появляется возможность подвинуть глубину резкости в кадре вперёд или назад.

Скриншоты в процессе обработки:

Сдвиг фокуса ближе к камере

Сдвиг фокуса ближе к камере

Без сдвига

Без сдвига

Сдвиг фокуса дальше от камеры

Сдвиг фокуса дальше от камеры

Величина коррекции оказывается совсем небольшой. При съёмке со 100-мм объективом с дистанции около метра подвинуть ГРИП удалось лишь на 1,5–2 мм в одну и в другую сторону. Это немного, но такой регулировки может оказаться достаточно для микроподстройки при минимальных промахах в автофокусировке, которые в реальной съёмочной практике не редкость.

Оригиналы кадров:

Сдвиг фокуса ближе к камере

Сдвиг фокуса ближе к камере

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM УСТАНОВКИ: ISO 500, F2.8, 1/160 с, 12.0 МБ
Без сдвига фокуса

Без сдвига фокуса

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM УСТАНОВКИ: ISO 500, F2.8, 1/160 с, 6.0 МБCкачать RAW
Сдвиг фокуса дальше от камеры

Сдвиг фокуса дальше от камеры

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM УСТАНОВКИ: ISO 500, F2.8, 1/160 с, 12.0 МБ

Для эффективного применения функции «оптимизации Dual Pixel RAW» есть конкретные рекомендации, которые нам удалось запросить в Canon. Вот они:

  • Съёмка должна производиться с фокусным расстоянием не менее 50 мм и диафрагменным числом не более f/5,6.

  • ISO при этом не должно превышать 1600.

  • Полученный эффект может различаться в зависимости от ориентации кадра (горизонтальная/вертикальная).

  • Для максимальной эффективности необходимо придерживаться следующих параметров («Фокусное расстояние»: «Расстояние до объекта»):

o 50 мм: 1–10 м

o 100 мм: 2–20 м

o 200 мм: 4–40 м

Соблюдая эти правила, можно немного подкорректировать промах в фокусировке, например, при портретной съемке. На кадрах ниже я смог сделать резче ближний глаз модели уже после съемки.

Сдвиг резкости назад.

Сдвиг резкости назад.

Сдвиг резкости вперед.

Сдвиг резкости вперед.

Сдвиг фокуса вперед.

Сдвиг фокуса вперед.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM УСТАНОВКИ: ISO 640, F2.8, 1/100 с, 14.0 МБCкачать RAW
Сдвиг фокуса назад.

Сдвиг фокуса назад.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM УСТАНОВКИ: ISO 640, F2.8, 1/100 с, 14.0 МБ

Сдвиг эффекта боке

Ещё более сюрреалистичной выглядит функция «сдвиг эффекта боке». Двигая ползунок в фоторедакторе, можно сдвигать фон относительно находящегося в фокусе объекта съёмки. Ощущение, что фотоаппарат «заглядывает за угол», за границу кадра. Безусловно, величина коррекции получается не слишком большой, однако она заметна на снимках.

Скриншоты в процессе обработки:

Сдвиг боке влево

Сдвиг боке влево

Сдвиг боке вправо

Сдвиг боке вправо

Как применять эту функцию на практике — решать вам. У нас же есть лишь одно предположение. Сдвиг боке может пригодиться, когда при съёмке в кадре случайно оказался мешающий объект, который частично закрыл собой основной объект съёмки. В редакторе можно получить эффект сдвига точки съёмки. Таким образом мешающий объект может быть передвинут.

Оригиналы кадров:

Свдиг боке влево

Свдиг боке влево

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 35mm f/1.4L II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.5, 1/2000 с, 17.0 МБ
Без сдвига

Без сдвига

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 35mm f/1.4L II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.5, 1/2000 с, 6.0 МБCкачать RAW
Сдвиг боке вправо

Сдвиг боке вправо

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 35mm f/1.4L II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.5, 1/2000 с, 17.0 МБ

Уменьшение паразитной засветки

После всех чудес, которые мы увидели в первых двух пунктах оптимизации Dual Pixel RAW, уменьшение паразитной засветки выглядит простой и прозаической функцией. Ведь при изменении точки съёмки меняется положение бликов и засветок в кадре. А магическое изменение точки съёмки мы уже видели в предыдущем пункте настройки.

Так выглядит снимок, если включить уменьшение паразитной засветки для всего кадра. Картинки от левых и правых фотодиодов каждого пикселя накладываются друг на друга.

Так выглядит снимок, если включить уменьшение паразитной засветки для всего кадра. Картинки от левых и правых фотодиодов каждого пикселя накладываются друг на друга.

Canon EOS 5D Mark IV / (505) УСТАНОВКИ: ISO 160, F2, 1/80 с, 15.0 МБCкачать RAW

Примечательно, что боке при уменьшении паразитной засветки очень сильно меняется: оно становится контрастным, начинает «двоить». Одним словом, выглядит размытие непрезентабельно. Поэтому этот инструмент был дополнен функцией выделения зоны, к которой применяется уменьшение паразитной засветки. Тогда боке на остальной площади кадра остаётся нетронутым.

Скриншоты в процессе обработки:

Без подавления засветки

Без подавления засветки

Подавление засветки для всего кадра

Подавление засветки для всего кадра

Выделение зоны для подавления засветки

Выделение зоны для подавления засветки

Важно отметить, что эффективность инструмента не стоит переоценивать. Сильные пересветы он не убирает. Однако яркость одиночных бликов, а также засветки у ярких объектов можно заметно снизить.

Оригиналы кадров:

Оригинал кадра

Оригинал кадра

Canon EOS 5D Mark IV / (505) УСТАНОВКИ: ISO 200, F2, 1/60 с, 14.0 МБCкачать RAW
Эффект паразитной засветки снижен

Эффект паразитной засветки снижен

Canon EOS 5D Mark IV / (505) УСТАНОВКИ: ISO 200, F2, 1/60 с, 14.0 МБ

Предварительные выводы о Dual Pixel RAW

На данный момент возможность работать с Dual Pixel RAW является скорее технологическим прорывом, нежели широко применимой на практике функцией. В процессе настройки вы можете выбрать лишь одну регулировку из трех. Нельзя одновременно сдвинуть боке и подстроить фокусировку для одного кадра. Сами границы коррекции сравнительно малы. На наш взгляд потенциал есть у микроподстройки фокуса. Эта функция может пригодиться портретным фотографам для идеального попадания в резкость при фокусировке на глазах модели.

Также мы обращаем внимание читателей, что Dual Pixel RAW никак не влияет на разрешение снимка. Удвоения разрешения от применения двух раздельных фотодиодов не происходит.

Опубликовано: 08.09.2016


Canon EOS 5D Mark IV: рекомендуемые аксессуары
Image rectangle 300 xCanon EF 70-200mm F2.8 L IS II USMТоповый телеобъектив с высочайшей резкостью изображения. Благодаря эффективному стабилизатору и высокой светосиле подходит даже для самых сложных съёмочных условий. Идеальный объектив для профессиональной съёмки.Купить
Image rectangle 300 xCanon EF 50mm f/1.2L USMСверхсветосильный объектив профессиональной L-серии. Благодаря максимальной диафрагме f/1.2 обладает потрясающим боке, объёмным и пластичным рисунком. Хорошо подходит для поясных портретов и портретов в интерьере.Купить
Image rectangle 300 xCanon EF 24-70mm f/2.8L II USMТоповый зум-объектив со стандартным диапазоном фокусных расстояний, имеющий великолепную резкость изображения. Благодаря высокой светосиле хорошо подойдёт для съёмки даже в условиях недостаточного освещения. Идеален для профессиональной съёмки.Купить
Image rectangle 300 xCanon Speedlite 600EX II-RTСамая продвинутая вспышка в модельном ряду Canon, оснащённая корпусом с защитой от пыли и влаги. Имеет высокую мощность импульса и короткое время перезарядки, что делает её идеальной для съёмки спорта или репортажа. Поддерживает радиосинхронизацию. Отличный выбор для профессиональных фотографов.Купить
Image rectangle 300 xCanon BP100Стильный городской рюкзак для небольшого комплекта фототехники. Оснащён двумя независимыми отделениями для фотооборудования и личных вещей. Хорошо подойдёт для повседневного использования, позволяя всегда брать с собой фотоаппарат.Купить
Image rectangle 300 xCanon HL100Компактная треугольная фотосумка, вмещающая фотоаппарат с небольшим объективом. Хорошо подходит для коротких фотопрогулок. Может служить дополнительной защитой фотокамеры при переноске в обычном рюкзаке или чемодане.Купить
Image rectangle 300 xCanon MS10Наплечная сумка Canon MS10 — удобная, интересная по дизайну, с достаточным количеством карманов и отделений на все случаи фотожизни. Сумка вместительна и сохранит аппаратуру от случайных ударов или падений с небольшой высоты.Купить
Image rectangle 300 xCanon BP10Фоторюкзак Canon Backpack BP10 интересен своей необычностью: стильный и неприметный одновременно, с современным дизайном. Он будет удобен тем, кто планирует снимать на природе, захватив с собой не только фотоаппаратуру, но и немного вещей.Купить
Image rectangle 300 xБатарея LP-E6NДополнительная батарея для камеры пригодится во время продолжительного съёмочного дня. В ситуации, когда возможности зарядки ограничены, она станет настоящим спасением, позволяя продолжить съёмку после разрядки камеры.Купить
Все аксессуары для Canon EOS 5D Mark IV »
Обсудить
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов
Опубликовано 08.09.2016

Главный редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

Alexander Savochkin, 2017-07-13T23:01:27

Поиск нужной фазы — не такой уж и ад, принципиально он не сильно сложнее поиска нужной фазы из фотоснимков. Другой вопрос, что джипег, сжатый, всего 8 мегапикселей, и тянуться он будет плохо — это всё сразу понятно — но практически точно ту же фичу сейчас продвигает Олимпус, только он снимает 3 секунды в буфер и записывает на карточку именно фотографии.

Меджик Лантерн на третьем марке — отличная вещь, но она, как мне думается, больше от бедности. Управлять такой паллиативной видеокамерой всё равно неудобно, и всё равно нужно много дополнительного оборудования и риг. Мне давно кажется, что продуктивнее взять именно видеокамеру и снимать видео ею. Реально удобнее выходит.

Евгений, 2017-07-13T22:05:49

Извините, Вы путаете теплое с мягким. Карты могут быть на сколько угодно терабайт. Сам формат MJPEG в 8-битном исполнении крайне не эффективен по сравнению с другими методами сжатия существующими на рынке. Если задача оправдывает, можно любой битрейт "потерпеть". Например, если вам надо снять 4К 60р в формате CinemaDNG, то флешки будут таять на глазах, но тут хоть понятно для чего такие тягости. А когда камера по сравнению с ближайшими конкурентами выдает сравнимый по качеству, или даже более плохой результат, но материал при этом весит в разы больше - это позор и ужас. Canon умеет делать отличные фото и видео камеры, но зачем так убивать целый сегмент, который он сам же и породил - это для меня загадка. Была хрупкая надежда, что в 6DII будет какая-то работа над ошибками, но на деле кошмар только продолжился и даже усилился. Единственный луч света - это свежая С200, вот тут они реально удивили и взбаламутили весь рынок. Жаль, что в России эта камера мало досягаема для большинства freelance операторов.

Евгений, 2017-07-13T21:50:11

Не особо будоражащая фича, если честно. Можно, конечно, придумать ситуацию, где чистовая съемка удачной фазы движения объектов будет очень затруднительна и где может понадобится выборка одного кадра из сотен, или тысяч стоп.кадров. Но постоянно так снимать никто не будет, это кромешный ад на отборе потом. Да и вы пробовали крутить в редакторе эти кадры? Что-то я сомневаюсь, что этот стоп будет также хорошо тянуться, как обычный jpeg схожего разрешения, сжатие там по более. А так-то фотоаппарат хороший, сам раздумываю о приобретении. Но буст рынка беззераклок и сильный скачок по видео других брендов являются сильными антифакторами против нового пятака. И еще один момент. Третий пятак, обретал просто вторую жизнь, если поставить на него прошивку MagicLantern и снимать в raw. С четвертым пятаком этот трюк уже, видимо, не пройдет... (

Alexander Savochkin, 2017-07-10T13:58:35

Зато покадровое сжатие легко позволяет рассматривать 4К в исполнении четвёртого марка как скоростную фотосъёмку с разрешением 8 мегапикселей. Не то чтобы оно для этого задумывалось, но если рассматривать четвёртый марк как отличный фотоаппарат — всё встаёт на места. :)

Евгений, 2017-07-10T13:44:49

Не хочу никого обидеть, но вы, видимо, исключительно теоретик. Причем, с довольно старой теоретической базой. 5DIV, также как и кодек MJPEG не нашли себе места ни в одном из сегментов видео производства. Для операторов нижнего сегмента куда более актуальны свежие камеры от Sony, Panasonic и Blackmagic, для среднего продакшена используются Sony серии FS, старые модели Red и камеры Canon из линейки Cinema. Особо можно отметить тот момент, что в своих профессиональных камерах Canon не использует этот ваш MJPEG ( "Стандарт в проф. кино и видео. сообществе") Стандартами в профессиональном сообществе является ни MJPEG, а кодеки семейства ProRes и Dnxhd. Про сегмент кино я даже писать ничего не буду, само собой он не является там никаким стандартом.

Кроме того, советую самому скачать исходники с 5DIV и попробовать их тупо проиграть, или кинуть на таймлайн. На большинстве компьютеров для этого потребуется кодирование в более "съедобный" формат, если не хотите смотреть на фризы.

Покадровое сжатие - это прекрасно, только для 5DIV - это холостой ход. После родного дебайринга кэнона и с учетом записи с разрядностью 8bit толку от этого MJPEG, как с козла молока. Выбор между All-I и IPB сжатием был и на 5DIII. Никакого реального преимущества покадровый кодек не давал, кроме лишнего веса.

По поводу операторов по всему миру и айфона. Нужно просто посмотреть, что операторы по всему миру выбирают, чтобы языком на пустом месте не чесать. Упоминания 5DIV на всевозможных сайтах, блогах и форумах встречаются либо в насмешливом, либо в отрицательном ключе. Те кто снимают и фото и видео возможно еще могут рассматривать эту камеру для приобретения, для обычных операторов - она первая с конца.

Я много лет на Canon, мне вполне до сих пор нравится 5DIII, мне довольно симпатичен 5DIV, как фотоинструмент, мне ОЧЕНЬ нравится свежий Canon C200, как видео инструмент, но 5DIV - это полное дно по видео части.

Nikolaev Viacheslav, 2017-06-30T19:09:30

такая же история. В поисках новой камеры, перелопатил всё что можно. Даже раскрученные Sony с топовыми моделями Alpha ILCE-7RM2 и A99 II. Но в итоге вернулся к Canon 5D Mark 4, только потому что картинку которую он выдаёт очень хороша. Один только минус, не хватает чутка пикселей.

Dima135, 2017-06-23T08:06:30

Второй - это техника 2008го года.
Конечно - фотоаппараты не смартфоны, но тем не менее цифровая техника и микроэлектроника. Тут как бы.. ну понимаете.

Dima135, 2017-06-23T08:04:07

После двойки какой-нибудь никон 5200 до исо 400 лучше по динамическому диапозону.

Дмитрий Шехавцов, 2017-06-22T21:11:31

Рассказать и сравнить сложно,есть большие плюсы это как сравнить старый и новый мерседес Е класса. Честно после Canon 7d,Canon 5d mark 4 взяв в руки марк 2 было не привычно и я вспомнил о первой зеркалке Canon 400d он хороший фотоаппарат но морально и физический устарел. Мне кажется что интернет пишут про новый пятак люди у которых банально нет денег. Да мне говорили возьми сони и так далее , нет друзья сравнив что предлагают другие производители я понял что я буду снимать только Canon 5d mark 4.

Дмитрий Шехавцов, 2017-06-22T20:59:14

Здравствуйте,все отлично работает, подключал планшету и к телефону проблем не возникало!Да фокусируется быстро и очень удобно все настройки у вас по рукой. Единственный минус это быстрый даже скажу честно сверх быстрый расход батарейки.

Александр Семёнов, 2017-04-14T06:20:36

Что-то меня страшно разочаровывают кадры, когда посмотришь на них в полном размере. Мыло в сочетании с белыми и чёрными ореолами от перешарпа - это надо было умудриться. Видел я куда лучшие снимки, сделанные простой 60-кой. Очень надеюсь, что причина не в камере, а в руках.

Георгий Полицарнов, 2017-04-10T12:08:17

По динамическому диапазону должна быть лучше лучше после двойки.

Prolta Zhdan, 2017-04-10T11:22:39

AF просто огонь после марк2. Sigma 50 art запел на четверке, на двойке имел фронт фокус. А 70-200 (II) так вообще сказка. Очень достойный аппарат получился для фото, для видео не знаю, мне не нужно. Картинка после двойки несколько другая, ни хуже и не лучше, просто надо привыкнуть.

Александр Савочкин, 2017-03-26T00:16:46

Как же не выложили? Вот, прямо в этой статье на седьмой странице: http://prophotos.ru/reviews... И на ютубе по-быстрому посмотреть, и в оригинальном виде скачать, всё есть. :)

Serik Zadorozhy, 2017-03-25T23:54:43

шикарно... такого детально-расьясняющего обзора еще не встречал...
жаль только, что не выложили пример видео, работы через смарты.

Георгий Полицарнов, 2017-01-17T06:17:26

Full HD в Canon EOS 5D Mark IV снимается с полного кадра с кадрированием под 16:9. Это хорошо видно на наших видеопримерах, снятых с одной точки (с фонтаном).

prolta zhdan, 2017-01-16T16:59:54

В видео режиме кроп только в 4К или в Full HD тоже кроп?
Просто везде разная информация.

Робин Гад, 2017-01-16T10:42:52

Motion JPEG является стандартом при монтаже и обработки видео в
профессиональном кино и видео сообществах (выше отвечал на комментарий описал подробнее). Так что в этом нет ошибки, странности или подвоха.

Робин Гад, 2017-01-16T07:56:01

Евгений, это не недостаток, это достоинство.

Видео кодеки делятся на две группы, для редактирования и для хранения/воспроизведения. Мы как потребители никогда не сталкиваемся с задачами полноценного редактирования видео, подрезка и компиляция в каком ни будь макере бреда с телефона тут не в счёт. Дело тут в том, что задача кодека для воспроизведения это предельно высокое сжатие с минимизацией потерь, поэтому такие кодеки как h.264 не хранят каждый отдельно взятый кадр, а хранят ключивые кадры и дельты между ними. Помимо того что такие форматы при редактировании (пересжатии) ощутимо увеличивают время на обработку, главное их зло нарастающие потери при перезжатии. Теперь о форматах для редактирования видео..., дак вот "древний и чудовищно прожорливый кодек - MJPEG" (а точнее семейство кодеков мотион джипег) является стандартом в профессиональном кино и видео собществах, так как являет собой оптимальный баланс между размером (против несжатого видео) и пригодности его для редактирования без потерь с прямым доступом к каждому кадру. Можно сказать что кодеки семейства мотионджипег хранят последовательность цельных кадров в формате джипег, при редактировании редакторы не пережимают эти кадры, а просто копируют их из одного потока в другой. Это всё равно что работать с киноплёнкой.

Не хочу никого обидеть, но разочарованным операторам по всему миру нужен айфон камера, она полностью закроет их потребности.

Георгий Полицарнов, 2017-01-13T06:45:58

Олег, Вас приветствуют рухнувшие с дуба обзорщики! Вы внимательно читали обзор? Что там про 1 ступень экспозиции написано? Процитируйте, пожалуйста, точнее. Используемые объективы все под фотографиями подписаны.
Вопросы?..

Bb3b47f0 b922 428b aa37 a86fb54e0c80