Вверх

Canon EOS 5D Mark IV. Неделя с экспертом

Дата публикации: 08.09.2016

Полевые испытания: снимаем концерт

Любой тест фотоаппарата будет неполным, если не попробовать поснимать в условиях, для которых он создавался. Canon EOS 5D Mark IV — это классический представитель универсальных камер, которые одинаково успешно могут применяться практически в любых жанрах: разрешение достаточно велико для пейзажной и студийной съёмки, а скорострельность, управление и возможности автофокуса позволяют снимать репортаж. Собственно, на репортаже как на наиболее сложном технически жанре мы и остановимся.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 70-200mm f/4L УСТАНОВКИ: ISO 2000, F4, 1/160 сCкачать RAW

Я отправляюсь снимать концерт в московский клуб YotaSpace. Выступает питерская команда «Кирпичи». Клуб отличается эффектным сценическим светом, однако для камеры это может оказаться дополнительной сложностью как при фокусировке, так и при замере экспозиции. Так что самое время сказать несколько слов о настройках.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM УСТАНОВКИ: ISO 800, F2.8, 1/80 сCкачать RAW

Я ограничил диапазон ISO: нижняя граница — 400 единиц, верхняя — ISO 12800. В дополнительных настройках ISO я сдвинул регулировку автоматического выбора выдержек в сторону более коротких значений. Камера будет ставить выдержки на ступень короче критической.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 70-200mm f/4L УСТАНОВКИ: ISO 8000, F4, 1/250 сCкачать RAW

Настройка баланса белого — автоматическая установка с приоритетом атмосферы. Это нужно для того, чтобы сохранить эффект сценического освещения. Автоматика со своей задачей справляется на твёрдую пятёрку: она оставляет оттенки освещения в кадре, не пытаясь полностью их скомпенсировать.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM УСТАНОВКИ: ISO 2500, F2.8, 1/100 сCкачать RAW

Всю съёмку я провожу в RAW+JPEG. В статье показаны необработанные JPEG-снимки из камеры, чтобы у вас была возможность оценить работу автоматики.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM УСТАНОВКИ: ISO 800, F2.8, 1/400 сCкачать RAW

Функция подавления мерцания появилась в камерах Canon пару лет назад. Она нужна для того, чтобы при съёмке с пульсирующим светом камера выбирала момент спуска затвора, соответствующий максимуму освещённости. Например, люминесцентные и некоторые светодиодные лампы мерцают с высокой частотой. Глаз этого не видит, а фотоаппарат может снять серию кадров с переменной яркостью снимков: какие-то кадры попадут на момент вспышки лампы, какие-то — на момент затухания. Функция позволяет избавиться от подобного эффекта. В случае съёмки концерта она помогла победить стробоскопический эффект сценического освещения.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 35mm f/1.4L II USM УСТАНОВКИ: ISO 800, F1.8, 1/400 сCкачать RAW

Использован покадровый фокус, поскольку скорость и точность наведения на резкость это позволяют. Я выбрал 5-точечную область автофокуса: так наводка на резкость происходит быстрее в сложных условиях. Хотя бы одна из точек активной зоны найдёт цель.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 70-200mm f/4L УСТАНОВКИ: ISO 5000, F4, 1/125 сCкачать RAW

Сразу скажу, что претензий к автофокусу при съёмке через видоискатель не возникло. Пустых прогонов объектива туда и обратно не было. Заветный значок подтверждения фокусировки в правом нижнем углу видоискателя появлялся практически одновременно с полунажатием кнопки спуска. Принципиальных различий в скорости между светосильным Canon EF 35mm f/1.4L II USM и достаточно «тёмным» Canon EF 70-200mm f/4L USM не проявилось. Автофокус уверенно работает при слабом освещении.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 70-200mm f/4L УСТАНОВКИ: ISO 12800, F4, 1/160 сCкачать RAW

Ряд сюжетов я снимал, подняв камеру над головой. В клубе это становится особенно актуально, когда приходится фотографировать через головы людей. И здесь мне уже помогал фазовый автофокус по матрице, а также сенсорный экран. Точку автофокуса я задавал касанием. Камера фокусировалась быстро по меркам репортажной фотографии. Проигрыша в скорости по сравнению с фокусировкой через видоискатель не чувствуется вовсе.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM УСТАНОВКИ: ISO 800, F2.8, 1/125 сCкачать RAW

Однако одна особенность фотоаппарата здесь всё же проявилась. Постоянно меняющееся освещение может сбить с толку систему автофокуса по матрице. Ведь слежение за объектами здесь осуществляется по цветовому признаку. Стоит цвету прожектора смениться или переместиться, и вот уже в квадратик на экране камеры обведён совсем другой объект. Иными словами, снимать можно, если спуск затвора следует почти сразу за наведением на резкость. И это абсолютно рабочий сценарий. Если же предварительно сфокусироваться и затем выжидать удачный момент, следящий фокус (а я использовал именно его) может «убежать». Для таких сюжетов я применял более предсказуемый автофокус через видоискатель.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 1/80 сCкачать RAW

Увеличенный, на первый взгляд, незначительно буфер камеры на деле очень приятно удивил. Весь концерт я снимал небольшими сериями от пяти до пятнадцати кадров. Но ни разу камера не запнулась и не снизила скорость с заявленных 7 кадров в секунду. Буфера хватает для комфортной работы в режиме неэкстремального репортажа. Разве что мгновенно посмотреть снятый материал не получится. Кадры доступны для просмотра спустя несколько секунд после съёмки большой серии.

В этом кадре экспозицию пришлось увести на ступень в минус, чтобы не допустить пересветов.

В этом кадре экспозицию пришлось увести на ступень в минус, чтобы не допустить пересветов.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 70-200mm f/4L УСТАНОВКИ: ISO 4000, F4, 1/320 сCкачать RAW

Есть особенность в работе экспоавтоматики. Мы помним, что фотоаппарат не терпит пересветов. Поэтому я сразу увожу экспокоррекцию в небольшой минус. Однако и этого может оказаться недостаточно, особенно при съёмке в режиме Live View. Если в кадре есть густые тени, чёрные участки, экспокоррекция может потребоваться весьма значительная: до двух ступеней со знаком минус. Впрочем, фотографу это только на руку — выдержка короче.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM УСТАНОВКИ: ISO 1600, F2.8, 1/80 сCкачать RAW

Моим верным помощником в этой съёмке стала новая батарейная ручка Canon BG-E20. Да, камера с ней получается довольно массивной и тяжёлой. Впрочем, масса может играть и на руку фотографу: я снимал с нестабилизированной оптикой, однако процент брака из-за смаза или дрожания камеры получился сравнительно низким. Удобство вертикального хвата тоже не стоит оставлять без внимания. Без ручки удерживать фотоаппарат в вертикальной ориентации кадра не так удобно, особенно когда долго выжидаешь подходящий момент.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM УСТАНОВКИ: ISO 8000, F2.8, 1/80 сCкачать RAW

Наконец, использование в ручке двух аккумуляторов даёт некоторую свободу фотографу: заряда точно хватит на длительную съёмку, можно ни на чём не экономить. Я снял порядка 1700 кадров, но индикатор всё ещё показывал полную батарею. Вторым этапом стал отбор фотографий, который я делал также в фотоаппарате. Каждый кадр приближал, нерезкие удалял, затем стирал дубли сюжетов, выбирая самый эффектный момент, расставлял оценки снимкам. На это ушло не менее часа. И лишь после этого индикатор заряда утратил одно деление от максимума.

Когда фото отобраны и скопированы на компьютер, самое время вернуться к вопросу, с которого мы начали настройку камеры — к ISO. Не слишком ли высокие значения я выбрал? Не шумными ли вышли снимки?

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 70-200mm f/4L УСТАНОВКИ: ISO 4000, F4, 1/320 сCкачать RAW

Скажу сразу, что при просмотре на весь экран 15-дюймового Macbook Pro абсолютно все снимки выглядят хорошо: шума не видно, деградации цветов не происходит. Понять, на каком значении светочувствительности сделан тот или иной кадр, можно лишь заглянув в EXIF.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM УСТАНОВКИ: ISO 800, F2.8, 1/160 сCкачать RAW

Однако если увеличить кадры до 100%, то порог в качестве становится уже более заметным. Он, как мы ранее отмечали, находится на уровне ISO 6400. Более низкие значения подойдут для качественной крупноформатной печати или публикации в сети даже с сильным кадрированием. Изображения высокодетализированные, гладкие, без шума. Эти ISO абсолютно рабочие без дополнительной обработки.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 70-200mm f/4L УСТАНОВКИ: ISO 12800, F4, 1/100 сCкачать RAW

На чувствительности выше ISO 6400 при увеличении становится заметен монохромный шум и некоторое снижение контраста в тенях. Такие фото не потерпят сильного кадрирования или печати форматом больше А3. Но для публикации в сети они всё равно подходят, в том числе без дополнительной обработки.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM УСТАНОВКИ: ISO 10000, F2.8, 1/100 сCкачать RAW

В целом Canon EOS 5D Mark IV произвёл впечатление профессионального инструмента, хорошо подготовленного для репортажной съёмки. Отличия от предыдущей версии кроются в основном в удобстве использования Live View с автофокусом и сенсорным интерфейсом, несколько увеличенном буфере, а также в существенно возросшем качестве снимков на высоких ISO.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 70-200mm f/4L УСТАНОВКИ: ISO 8000, F4, 1/125 сCкачать RAW
Дата публикации: 08.09.2016
Комментировать
Главы:12345678
Предыдущая главаДалее «Видеосъёмка. Wi-Fi и GPS»

Canon EOS 5D Mark IV: Рекомендуемые аксессуары

Георгий Полицарнов, 2018-02-19T09:18:35

В лоб не сравнивали.

Alexander Savochkin, 2018-02-14T22:23:34

С «единичками» мы не сравнивали. Предположу, что скорость автофокуса зависит от объектива как минимум не меньше, чем от камеры. Поэтому скорее всего четвёртый марк и единички по скорости автофокуса сопоставимы. Можно было бы сравнить скорость автоматического выбора зоны фокусировки, но смысла не вижу, поскольку случай очень уж частный.

По динамическому диапазону сравнивать камеры смысла нет вообще, потому что проблем с динамическим диапазоном ни у одной современной зеркалки нет.

Comments.ga, 2018-02-14T21:19:59

А подскажите, коллеги, с ДХ серией 5д4 кто сравнивал? С 1дх и 1дх2, обеими? По ДД и скорости автофокуса вопрос.
Заранее спасибо за любой комментарий, но только не теоретический, а из практического опыта. С ув. Гев.

Alexander Savochkin, 2017-11-09T13:33:43

Так ведь ещё классики говорили, что экспозиция штука творческая, и шаблонного подхода не приемлет. Я вообще с каждой новой камерой вынужден привыкать к особенностям автоматики экспозамера, чтобы знать, когда и сколько убавлять или прибавлять. Надёжнее всего, конечно, взять и измерить запас по экспозиции до отсечки, и у меня даже есть софт для этого, но практика показала, что даже это знание приходится использовать с осторожностью.

Сергей, 2017-11-09T11:54:52

Попробую воспользоваться Вашей рекомендацией. Но вообще минус и поставил лишь после обломов с вытягиванием неба в первой сессии после покупки.

Alexander Savochkin, 2017-11-09T04:40:05

Так по этому параметру четвёртый марк едва ли не лучшая камера Кэнон из всей современной линейки. Там, если верить DxO, налицо все 14 ступеней. Если учесть, что редкий сюжет не влезет в 10 ступеней (и это я говорю как пейзажист-хдрщик), динамического диапазона у четвёртого марка хватит для решения любой задачи. А передержки бояться не надо: как правило, у камер есть приличный запас сверху, плюс экспонометр настроен так, чтобы всячески избегать передержек. Поэтому в цифровых камерах экспокоррекцию в минус имеет смысл ставить только если планируется вытягивать солнце из закатного неба. Малоконтрастные сюжеты вообще можно не глядя снимать с коррекцией +1, и даже там ещё сверху останется запас. Ещё динамический дипазон в прикладном для фотографа смысле зависит от способа проявки. Например, в снимке по ссылке — https://www.facebook.com/ph... — фотошоп упорно показывал выбитые места в красном канале, хотя по факту в раве красный канал до отсечки не дошёл с запасом. Чёрные тени на этом же снимке вполне соответствуют камерному джипегу и фотошопом тянутся плохо, хотя другие редакторы прекрасно вытягивают детали и оттуда.

Сергей, 2017-11-09T00:52:33

И да, и нет. По вытягиванию из светов у маркуши 4 вообще все уныло, поэтому изначально установил минус, забыв о нем при вечернем выходе. Т.е. мой косяк налицо конечно, но это не отменяет данности: никонам, не говоря про новую соньку, мы уступаем весьма ощутимо. Речь-то не про то, что маркуша УГ, напротив, если бы я не перся с них, не брал бы, но хочется ведь не только быть патриотом марков, но еще и ощущать, что в гонке технологий Canon не будет заниматься #%^&*й, хвастая весьма продвинутыми киношными функциями, а наконец преодолеют это ставшее уже привычным отставание по матрицам. Ну даром мне не нужно это видео. А вот нормальный ДД еще как нужен.

Alexander Savochkin, 2017-11-09T00:19:30

Рассмотрим портрет. Трудно сказать, что заставило снимать с экспокоррекцией -1 и выдержкой 1/125 с, но по факту мы наблюдаем сильную недодержку. Вот гистограмма: https://uploads.disquscdn.c... Если бы экспокоррекции не было, снимок вышел бы заметно более чистым. Мне кажется, что можно было даже дать коррекцию в плюс или снизить ИСО на ступень, как раз выдержка ещё была бы приемлемой (1/30), а картинка вышла бы ещё чище.

Для сравнения посмотрите на гистограмму снимка с поездом: https://uploads.disquscdn.c... На первый взгляд всё то же самое: такая же недодержанная гистограмма где-то ниже нормы. Так и должно быть: приведённая собственная чувствительность сенсора не меняется настройками камеры, поэтому все эти высокие ИСО по сути своей есть вытягивание из недодержки. Однако числа на гистограмме показывают, что значений яркости в снимке с поездом в полтора раза больше, а сама сцена контрастнее, отчего нет необходимости вытягивать тени из недодержки. Сдвинут и пик гистограммы: щека находится на уровне яркости почти -4 EV, а перрон с поездом чуть темнее, чем -1 EV, и даже лестница в нижней её части имеет яркость -3 EV, что на 2/3 EV ярче освещённой щеки женщины в портрете. Всё бы ничего, но только яркость лестницы из теней никуда тянуть не надо, а вот яркость лица — желательно, и тогда шум вытянется вместе с яркостью. Поэтому вернее будет сказать, что здесь не камера виновата, а сочетание обстоятельств — контраста сцены, экспокоррекции и всего прочего, что заложило в исходник данные, не подлежащие восстановлению с заданным уровнем качества. Вы не ошибётесь, если будете считать, что снимали на ISO 12800, а то и больше.

Резюме: передержка в цифровой фотографии зло, но и недодержка зло не меньшее. По своему опыту могу сказать, что если нет задачи снимать сразу в камерном джипеге, любой малоконтрастный сюжет можно без проблем для экспозиции снять с экспокоррекцией +1, и будет только лучше.

Сергей, 2017-11-08T22:47:42

Без проблем - вот файл с сабжа: https://cloud.mail.ru/publi...
а вот фото с Никона 750Д: https://cloud.mail.ru/publi...
Можно и подобное Вашему поезду, только вместо поезда машины: https://cloud.mail.ru/publi...
Можно рассуждать долго, но вполне себе объективный dxomark недаром дает упомянутому Никону 93 балла, а сабжу лишь 91. На свеженькой камере, да еще так раскручиваемой, не добиться ДД как у позиционирующегося ниже, да еще и двумя годами старше. Да, куда уж дальше плыть... Что там говорить о 750Д, если у Никона полулюбительские камеры уделывают кэноновских топов или наравне с ними??? В общем, для съемки при хорошем свете Canon вполне конкурентоспособен, но при малейших проблемах с таковым пускает пенки и сжигает нервные клетки владельцев.
Каково глядеть вот на это: http://www.photonstophotos....
и не просто глядеть, а постоянно ощущать, особенно когда есть возможность поработать другой камерой или взять RAW, сделанное в равных условиях.

Alexander Savochkin, 2017-11-08T21:10:17

Камеру предоставили самую обычную, лично я ею снимал на ISO до 10000 — https://assets.prophotos.ru... — и остался очень доволен. Вот статья с этим снимком: https://prophotos.ru/review...

Если что, кидайте равы в файлообменник, посмотрим, что там с шумом.

Сергей, 2017-11-08T19:53:26

Мне очень интересно: или автору предоставили специально подготовленную камеру, или с камерами, завозимыми в Россию для простых смерных что-то не так. Но все бла-бла-бла про шумы - это абсолютно не соответствует реалиям. Шумит уже при ISO 1600 так, что мама не горюй! Причем количество как цветного, так и яркостного шума просто зашкаливает и собственно мало чем отличается от трехи. Я сам фанат Canon, да и парк оптики (более, чем устраивающей меня) уже не позволяет перескочить на темную сторону, но истина превыше всего. А истина эта такова, что по шуму топовые Canon просто отстойно смотрятся на фоне сонек и никонов. В два с лишним раза более дешевый Nikon 750D при съемке в условиях низкой освещенности не то, что уделывает героя сего заказного материала, он его имеет в особо извращенной и циничной форме. Так что при всем уважении к автору, статья заказная и не отражает существующие реалии. Если автору или кому-либо еще захочется фото в доказательство моих слов, то без проблем - их есть у меня.

Alexander Savochkin, 2017-09-08T17:01:31

С последним тезисом согласиться очень трудно: для искушённого обывателя это чрезвычайно избыточная камера. Четвёртый марк как раз отличный профессиональный фотоаппарат.

Робин Гад, 2017-09-08T14:21:13

Нет я не совсем теоретик, хотя и далёк от профессионала. Однако я не за камеру говорил, а за кодек (форма), но тут видите вы лучше меня знаете профессиональные форматы (кстати спасибо, почитаю), тем не менее... я с другой камеры которая жмёт как раз h.264 и по другому не умеет вынужден при монтаже перекодирую сперва MJPEG, потом крамсаю/собираю, переходы, цветокорекция, озвучка и только потом финальный рендер в h.264, в противном случае, на этапе монтажа в пред просмотре всё время какие то сползания по мелочи на стыках - оно может и не вылезет в финале, но как понять когда пред просмотр неточен, плюс при финальном рендере из исходников h.264 в основном на стыках с переходами бывают появляются косяки в виде подтормаживания или крупных квадратов с нарущением цвета (лечится перерендером проекта). Может мне конечно программу поменять стоит... ну уж к чему привык.

Я считаю, видео с камеры даже в личных целях это всегда не законченный продукт, поэтому не пережатое камерное видео это большой жирный плюс. На то исходник и называется исходником. Кстати мой настольный ПК тянет сырое видео 4к от 5DIV ))), ноутбук нет.

А что касается данной камеры, то во первых это фотоаппарат, поэтому мне лично странно обсуждать его пригодность для профессионалов видео сообщества, он и не должен соответствовать их требованиям, если они всё равно хотят его адаптировать и использовать то это уже их проблемы. Ну а во вторых 5DIV в принципе ориентирован скорее на искушённого обывателя, нежели профессионала даже в разрезе его исконного профиля - фотография.

Alexander Savochkin, 2017-09-03T15:06:40

Перефразируя фон Клаузевица, система обозначений моделей первого семейства проста и логична, но я в ней запутался. Если честно, я каждый раз, когда нужно, сверяюсь с интернетом, чтобы вспомнить, что есть что. Мне кажется, существующий способ обозначения моделей «семейство — поколение» вполне понятен, и хватит его при нынешних темпах ещё лет на тридцать, если исходить из того, что пятое семейство обновляется раз в пять лет. А уж как оно на самом деле будет, знает только Кэнон. Доживём — узнаем и мы.

Стефан, 2017-09-03T07:01:01

Да, это понятно. А интересно. Сначала было поколение 1d, а сейчас 1d x. Я думаю с 5d также будет, так как четыре версии 1d и четыре 5d. Видимо eos 5d Mark iv станет последним пятаком. А потом прибавит какой- нибудь, например x, и будет '' 5d x'', и так далее. А Вы как думаете? Спасибо!

Alexander Savochkin, 2017-09-02T09:44:28

Бывалый звукорежиссёр Артур Орлов дал мне однажды такой совет: «Если вы снимаете видео на зеркалку, лучше всего писать звук не на камеру, а на внешний рекордер, даже если это Zoom H1. У рекордера заведомо лучший входной тракт, лучше АЦП, в итоге будет более чистый и лучше записанный звук». Такой рекордер стоит довольно доступных денег, и заведомо работает с любыми микрофонами. Совместить звуковую дорожку с синхроном в камере не составит труда, Премьера в последних версиях даже умеет делать это автоматически.

Стефан, 2017-09-02T08:36:36

Проблемы камеры нет, ибо новая в заводской упаковке в dns. Да и к тому же до eos 5d Mark iv на eos 7d Mark II то же не работали микрофоны пушки. Я микрофоны включал, не забывал. И даже в разных порядках то камера а потом микрофон и наоборот. Спасибо Вам Георгий за работу в сфере фотокамер Canon!!!

Георгий Полицарнов, 2017-09-01T14:58:22

Так в чем проблема? Не работали внешние микрофоны? Может, проблема конкретной камеры?

Стефан, 2017-09-01T14:56:48

Добрый день ! Много раз думал про это . у меня было несколько внешних микрофонов и я их пытался подключить к четвертому марку . подключал в гнездо микрофона 3.5мм . я пытался чем-нибудь закрыть встроенный микрофон , что бы проверить на что пишет звук , предполагая что встроенный писать звук не должен . уже менял настройки камеры , но ничего . правда я все равно видео не снимаю в авто фокусировке и звук меня в принципе устраивает , но все же странно . мне не верится что нужен микрофон только фирмы canon . Будьте добры , подскажите в чем причина , потому что их было несколько и все не звучали и я всяким способом подключал и до упора , и не полностью в гнездо подключал . Большое спасибо .

Alexander Savochkin, 2017-08-30T22:58:17

На третий марк снимали даже некоторые серии «Доктора Хауса», если мне память не изменяет. Но это было довольно давно, позже от этой практики отошли.

Проверил цены — отличная видеокамера Canon EOS C100 Mk2 стоит от 200 тысяч, и она работает даже с кропнутой оптикой. Я пробовал её в работе и должен сказать, что для видеосъёмки без тяжёлого постпроцессинга это изделие на две головы выше зеркалок по всем параметрам кроме удобства автофокуса и компактности. С другой стороны, у вас на четвёртом марке нет осциллографа, вектороскопа, индикаторов краевой резкости и ещё много чего, а там есть. И выглядит солидно — иногда оно вредно, а иногда полезно. В видеокамерах один видоискатель чего стоит. Я как-то раз отработал в ясный день смену зеркалкой, и уже к середине работы старался поменьше смотреть на экранчик, очень от него глаза устают.

Хотя, если надо и фотографировать, и снимать видео, конечно, удобнее взять зеркалку и смириться с неудобствами ради универсальности.

E8f7b9bb 3e45 40fb b656 47552a3332b1