Стабилизация и высокие ISO
Главным новшеством, которое отличает Sony Alpha ILCE-7SM2 от камер прошлого поколения, является уже известный нам механизм пятиосевой стабилизации. Подробно мы говорили о нём в обзоре Sony Alpha ILCE-7RM2. Механизм стабилизации этих камер ничем принципиально не отличается. Поэтому мы не будем заострять внимание на его детальном тестировании, ограничившись субъективным опытом съёмки.
Однако напомним, что речь идёт о единственном в мире пятиосевом стабилизаторе на основе сдвига полнокадрового сенсора. Система стабилизации способна работать практически с любой оптикой, установленной на камеру. В зависимости от особенностей объектива меняется лишь число типов устраняемых колебаний — осей стабилизации. Абсолютно с любой оптикой система стабилизации компенсирует вращательные смещения вокруг оптической оси.
Если камере известно фокусное расстояние объектива, то также осуществляется стабилизация наклона корпуса вверх-вниз и вправо-влево. Информацию о фокусном расстоянии объектива можно указать вручную в меню для любой оптики, установленной на ILCE-7SM2, в том числе и через переходники. Кроме того, многие переходники поддерживают электронную передачу этой информации от объектива к камере. С оригинальными объективами, естественно, никаких проблем не возникает — вся информация автоматически сообщается камере.
Ещё две оси стабилизации добавляются, если фотоаппарат получит информацию о дистанции фокусировки. Тогда стабилизатор будет компенсировать ещё и линейные смещения корпуса вверх-вниз и вправо-влево. Это особенно актуально при съёмке на малых дистанциях фокусировки. Подобная информация может быть получена как от оригинальных объективов, так и от некоторых сторонних (например, с байонетом EF), установленных через совместимые переходники.
Съёмка с включённым стабилизатором на увеличенной выдержке с объективом Samyang
Наконец, система стабилизации камеры способна заставить работать одновременно внутрикамерный стабилизатор и стабилизатор в объективе. Это существенно повышает эффективность: как правило, стабилизатор в объективе лучше приспособлен к компенсации колебаний камеры с наклоном вверх-вниз и вправо-влево. Именно по этим осям он и работает, три оставшиеся оси берёт на себя стабилизатор в камере. Обязательным условием подобной совместной работы является опять же возможность электронного обмена информацией между фотоаппаратом и объективом, напрямую или через переходник.
Таким образом, в Sony Alpha ILCE-7SM2 реализован уникальный тандем из эффективного стабилизатора и матрицы, способной работать на очень высоких ISO. Признаться, мне трудно придумать условия, в которых камера не смогла бы обеспечить качественный результат при съёмке с рук, без штатива.
Воскресным днём я отправился тестировать камеру и заранее твёрдо решил — сегодня я снимаю до наступления темноты и без штатива! Посмотрим, на что способен тандем из мегачувствительной матрицы с 12 мегапикселями и пятиосевой стабилизации. С собой у меня объективы Sony Carl Zeiss Sonnar T* FE 55 mm f/1.8 ZA, Sony FE 90mm f/2.8 Macro G OSS и Sony FE 24-240mm f/3.5-6.3 OSS.
Съёмку я начал специально после 15:00. В это время года уже начинает смеркаться, так как при нормальном дневном освещении и так всё ясно: камера обеспечит достаточно качественный результат.
Автоматика камеры гибко оперирует заданным диапазоном ISO, который я ограничил в пределах от 100 до 12800 единиц. Камера в редких случаях подбиралась к порогу в 6400 единиц, только когда уже совсем стемнело. Мы помним, что это значение для камеры является абсолютно рабочим, особенно при съёмке в RAW. Многие кадры и вовсе были сделаны на ISO 400–800 единиц.
В ряде случаев я принудительно занижал ISO, что приводило к увеличению выдержки до 1/30–1/20 с. И в этот самый момент два стабилизатора — в камере и в объективе — отрабатывали своё предназначение на все 100%. Приятно удивил Sonnar T* FE 55mm f1.8 ZA, созданный под «родной» байонет Е. Назвать его резким — ничего не сказать! Порой такие объективы называют бритвенно-резкими. Но я бы здесь упомянул не столько о его резкости, сколько о детализации получаемого изображения. Кроме того, хоть этот объектив и не имеет встроенного стабилизатора, внутрикамерный стабилизатор очень хорошо работает именно с данной моделью, обеспечивая безукоризненный результат даже на сравнительно длинных выдержках.
Обратите внимание на прорисовку иголок.
Вообще, 12-мегапиксельная матрица этой камеры не из самых привередливых. Она не предъявляет каких-то высоких требований к оптике, обеспечивая практически с любым объективом отличную резкость даже на открытой диафрагме. Поэтому вы смело можете использовать стороннюю оптику, установленную через переходники. С родными же объективами, созданными под байонет E, проблем точно не возникнет.
Отдельно нужно сказать о динамическом диапазоне камеры. Эта характеристика незаметна до тех пор, пока вы не начали обрабатывать снимок. Кажется, что тени можно тянуть бесконечно долго. Две ступени без ущерба для картинки — точно не предел. Причём подобная коррекция возможна для довольно широкого диапазона ISO и не приводит к существенному возрастанию уровня шума.
Внутрикамерный JPEG
Расширить динамический диапазон можно и при съёмке в JPEG, воспользовавшись функцией DRO. Здесь настройка DRO установлена на максимальное значение.