Уникальный пятиосевой стабилизатор
Этот кадр сделан с рук на ISO 400 с 85-мм объективом Zeiss Batis 1.8/85 Sony E. Обычно в таких случаях используется штатив. Но пятиосевой стабилизатор позволяет просто оставить его дома и отправиться на прогулку налегке. В графическом редакторе я также немного осветлил тени, чтобы снимок смотрелся эффектнее.
Что такое пятиосевой стабилизатор?
Этот вопрос регулярно задают фотографы друг другу, как бы проверяя эрудицию оппонента. Правильного ответа при этом, как правило, не знает ни «экзаменатор», ни «экзаменуемый». Поэтому мы начнем разбираться со стабилизатором Sony Alpha ILCE-7RM2 именно с вопроса пяти осей.
Когда речь заходит о пятиосевой стабилизации, то имеется в виду количество осей, колебания и смещения по которым могут быть нивелированы. Заметьте, сама стабилизация, то есть компенсирующее смещение, может происходить и по меньшему числу осей. Например, Sony Alpha ILCE-7RM2 может компенсировать наклон камеры вверх-вниз и вправо-влево, линейное смещение вверх-вниз и вправо-влево, а также поворот камеры вокруг оптической оси. Вот они — пять осей. Схематично, но очень понятно работа стабилизатора показана в видеоролике:
Первые две оси доставляют проблему, например, при съемке телеобъективом или любым другим объективом с достаточно большого расстояния. Продольные смещения особенно досаждают при съемке с малой дистанции или при макросъемке. Вращение вокруг оптической оси может возникать в момент слишком резкого нажатия на кнопку спуска.
Пять осей, по которым осуществляется стабилизация. В случае установки на камеру стабилизированной оптики две оси берет на себя стабилизатор объектива, оставшиеся три достаются стабилизатору на основе сдвига матрицы.
А теперь самое интересное: для компенсации колебаний фотоаппарата по пяти осям достаточно смещения сенсора всего по трем осям. Дело в том, что наклонные и линейные смещения камеры компенсируются сдвигом матрицы, а вращение вокруг оптической оси — ее поворотом. Отклонения матрицы от ее плоскости, то есть наклона, не происходит ни при каких обстоятельствах. Это привело бы к изменению положения плоскости фокусировки — тилт-эффекту.
Одновременная работа двух стабилизаторов
Не секрет, что в системе Sony E немало оптики, имеющей встроенные стабилизаторы изображения. Зачем же понадобилось разрабатывать еще и матричный стабилизатор? Первый ответ на этот вопрос лежит на поверхности: чтобы комфортно работать и с нестабилизированными объективами. Второй ответ менее очевидный, но по-настоящему революционный: стабилизатор камеры и стабилизатор объектива может работать одновременно! У других производителей такие технологии ранее не встречались.
А ведь подобная связка существенно повышает эффективность стабилизации. Например, для подавления колебаний камеры с некоторыми объективами требуется очень существенная амплитуда компенсирующего смещения. Не всегда есть возможность так сильно сдвинуть матрицу. В конструкции объектива эта особенность учитывается: встроенный в него стабилизатор всегда идеально работает с его фокусными расстояниями. Поэтому при установке на Sony Alpha ILCE-7RM2 стабилизированного объектива наклон вверх-вниз и вправо-влево берет на себя именно объектив. Оставшиеся три оси достаются матрице. Примечательно, что отключить стабилизатор отдельно в объективе или камере нельзя. Система всегда работает совместно. Выключатель стабилизатора на объективе или в меню камеры включает и выключает всю систему целиком.
Стабилизация с разными объективами
Как только дело доходит до реальных съемок, возникает множество вопросов, начинающихся со слова «если». А если объектив нестабилизированный? А если объектив не Sony? А если объектив установлен через переходник? А если это вообще неавтофокусный объектив? Давайте разберемся, как будет работать стабилизатор в каждом конкретном случае. Для этого нам опять придется немного углубиться в теорию, чтобы понять логику взаимодействия камеры и объектива.
Если вы снимаете статичные сюжеты, но в настройках АвтоISO для полуавтоматических режимов можете смело выставлять выдержку на две ступени длиннее стандартной. Пятиосевая система стабилизации уверенно отрабатывает такое значение. Зато даже ночью в городе вы сможете снимать с рук на относительно низкой чувствительности. Объектив Zeiss Batis 1.8/85 Sony E.
Самая простая ситуация с компенсацией вращения вокруг оптической оси. Стабилизация этого смещения будет работать с любой оптикой. Все необходимые данные (угол и скорость поворота) камера получает сама. Здесь есть лишь один тонкий момент: эффект от работы стабилизатора вы никогда не увидите в видоискателе до съемки кадра. Стабилизация по этой оси начинает работать только после нажатия кнопки спуска. Сделано это для того, чтобы вам проще было выстроить наклон снимка относительно горизонта.
Кадр сделан с рук на 1/13 с при фокусном расстоянии 85 мм. Объектив Zeiss Batis 1.8/85 Sony E
Наклон вверх-вниз и вправо-влево (традиционная двухосевая стабилизация) требует знания фокусного расстояния объектива. Получить эту информацию процессор камеры может разными путями. Самый простой способ — от электроники объектива. «Родная» оптика всегда сообщает информацию о текущем фокусном расстоянии. Причем речь идет не только об объективах с байонетом E, но и об установленных через фирменные переходники LA-EA3 и LA-EA4 объективах с байонетом A. C помощью переходников типа Metabones, поддерживающих обмен данными между камерой и «неродной» оптикой, данные о фокусном расстоянии могут быть получен с неоригинальных объективов, оснащенных другими байонетами, например EF. Более того, в зависимости от используемого переходника в этом случае можно заставить работать даже стабилизатор и автофокус объектива стороннего производителя.
При установке оптики с байонетом A через переходник пятиосевой стабилизатор сохраняет работоспособность.
Наконец, если вы ставите на камеру объектив, вообще лишенный электроники, то информацию о фокусном расстоянии можете просто ввести в меню фотоаппарата. В этом случае компенсирующие смещения будет отрабатывать матрица камеры. Три оси стабилизации будут в полном вашем распоряжении.
Кадр сделан с рук на 1/10 с при фокусном расстоянии 85 мм. Объектив Zeiss Batis 1.8/85 Sony E
Самая сложная ситуация с линейными смещениями вверх-вниз и вправо-влево, сильно влияющие при съемке с малой дистанции. Для правильного расчета компенсирующих воздействий процессору камеры необходимо точно знать, на какую дистанцию в данный момент сфокусирован объектив. Стабилизация по этим осям важна при съемке с малой дистанции. Для корректной работы стабилизатора в этом случае объектив должен иметь энкодер дистанции фокусировки, а переходник (если мы используем стороннюю оптику) поддерживать передачу данной информации в камеру. Две этих оси стабилизации будут работать со всей оригинальной оптикой с байонетом FE и E, с оптикой от зеркалок и SLT-камер с байонетом A производства Sony и Minolta (должны иметь индекс D в названии — Distance Integration). Многие неоригинальные объективы, например EF, установленные через переходники с электронными контактами, способны также сообщить нужную информацию для обеспечения пятиосевой стабилизации. Кстати, в ближайшее время мы планируем провести тест работы разных переходников с этой фотокамерой.
Эффективность стабилизации
Проверить эффективность работы стабилизатора довольно просто. Достаточно начать снимать с рук на выдержках длиннее критической и посмотреть, сколько ступеней выдержки позволяет отыграть у шевеленки стабилизатор. В нашем тесте мы примем за критическую выдержку величину, обратно пропорциональную фокусному расстоянию: для 55-мм объектива пусть это будет 1/60 с, для 85-мм объектива — 1/80 с, для 90 мм — 1/90 с. Впрочем, оговоримся: на 42-мегапиксельной матрице уже при этих значениях выдержки без использования стабилизатора очень легко получить смаз изображения. Слишком высока плотность пикселей.
Первым в бой вступает «родной» стабилизированный макрообъектив Sony FE 90mm f/2.8 Macro G OSS. Это как раз тот случай, когда стабилизатор объектива и камеры будут работать совместно. Но работу стабилизатору осложнит съемка с малого расстояния.
На выдержке в два раза длиннее критической получить стабильно резкий результат — не проблема. То же касается и 1/20 с, а это уже на две ступени больше критического значения. Добавим еще ступеньку: ISO ползет вниз при тех же условиях съемки, качество снимка повышается. Стабилизатор даже на 1/10 способен дать резкую картинку. Критическое значение — это ⅕ с. Здесь в серии появляются нерезкие снимки. Но на резкие кадры фотограф также вправе рассчитывать. И лишь при ⅓ с нерезких снимков в серии становится чуть больше, чем технически качественных. Результат, заслуживающий уважения. Даже при выдержке, превышающей критическую на пять ступеней, пятиосевая стабилизация способна обеспечить резкие кадры.
Теперь поставим на камеру нестабилизированную оптику. В нашем случае это Sony Carl Zeiss Sonnar T* FE 55 mm f/1.8 ZA. Стабилизатор на основе сдвига матрицы будет в этом случае трудиться в одиночку. Но разве это проблема? Резкий результат получается при выдержках до 1/4 с. Четыре ступени относительно критической выдержки!
А что, если вы хотите использовать «неродную» оптику? Я отправляюсь на вечернюю съемку с объективом Zeiss Batis 85mm f/1.8. Это современный автофокусный портретник для байонета Sony E. Настолько современный, что он даже значение диафрагмы и пределы глубины резкости показывает на специальном OLED-экране вместо традиционной механической шкалы. С этим объективом также удалось получить качественные резкие снимки на выдержках до ⅕ с. Выигрыш в четыре ступени.
Объектив Zeiss Batis 1.8/85 Sony E
Объектив Zeiss Batis 1.8/85 Sony E
Подведем итоги? Конечно, эффективность стабилизации во многом зависит от индивидуальных особенностей и навыков фотографа. При съемке с рук практически с любой оптикой можно получить выигрыш на выдержках, до четырех ступеней длиннее критической. Если объектив оснащен собственным стабилизатором изображения и имеет электронную связь с камерой (это справедливо как для «родной» оптики, так и для установленной через переходник сторонней), стабилизатор в объективе возьмет на себя работу по двум осям и обеспечит еще большую эффективность работы. Но даже с объективами, полностью лишенными электроники или не связанными электронно с камерой, система стабилизации сохранит работоспособность. Необходимо лишь задать вручную в меню фокусное расстояние.