Первый опыт съемки на Nikon D610
Nikon D610 — фотоаппарат не из дешевых. Тем не менее, я вовсе не исключаю, что для кого-то эта камера станет первой зеркалкой: начинать всегда лучше с хорошего. Поэтому самый первый день полевого теста Nikon D610 я посвящаю съемке в авторежиме. Во всяком случае, я постараюсь снимать в авторежиме до тех пор, пока камера будет исправно справляться со своей задачей.
Городские пейзажи и открыточные виды — это как раз те сюжеты, которые снимает большинство фотолюбителей, особенно в путешествиях. Так что я выбираю погожий весенний вечер и отправляюсь в самый центр города. Солнце сегодня светит сквозь легкую дымку, а небо по-весеннему рассечено легкими перистыми облаками. Не погода, а мечта фотографа! Снимать можно все, что угодно: мягкое освещение и фактурное небо сделают красивым любой вид.
В авторежиме точку или даже точки фокусировки камера за вас будет подбирать сама. Бесспорно, это удобно! Главное — держать в голове, что приоритет всегда будет отдан самому ближнему объекту в кадре. Впрочем, я использую широкоугольный объектив, с которым глубина резкости получается очень большой: и фонарные столбы в пяти-шести метрах от меня, и сильно удаленные здания — все это умещается в глубину резкости.
Да еще и автоматика камеры подыгрывает фотографу: распознавая классический пейзажный сюжет и имея достаточно яркое освещение, Nikon D610 закрывает диафрагму до сравнительно больших значений f/8-f/10. Я увеличиваю на экране первые сделанные снимки и остаюсь крайне удовлетворенным их резкостью. Сегодня я снимаю на отличный фикс-объектив AF-S NIKKOR 24mm f/1.4G ED, который в состоянии полностью раскрыть весь потенциал полнокадровой 24-мегапиксельной матрицы D610.
AF-S NIKKOR 24mm f/1.4G ED обеспечивает высочайшую детализацию, раскрывая весь потенциал 24-МП матрицы
Но попробуем усложнить задачу автофокусу. У Вечного огня как раз готовится к смене почетный караул. Я ставлю телеобъектив AF-S NIKKOR 70–200mm f/4G ED VR. С ним-то глубина резкости будет куда меньше, а объекты съемки будут постоянно находиться в движении. С первых кадров автофокус отдает предпочтение солдатам в кадре, ведь они находятся ближе к камере, чем фон. Но вот на каком солдате фокусироваться — это камера решает сама, на свой вкус. Такова уж специфика работы в авторежиме. Я делаю серию снимков, предварительно включив скоростную съемку с частотой 6 кадров/с. Из этой серии без проблем можно выбрать нужное количество фотографий, где мнение автоматики по поводу выбора точки фокусировки совпадает с моим. Промахов по фокусу практически нет: лицо хоть одного из трех солдат в кадре всегда оказывается резким.
Съемка в авторежиме здорово выручает, когда снимок нужно сделать навскидку, даже не глядя в видоискатель. Несмотря на то, что я не дал камере времени "приготовиться" к съемке и просто сразу нажал кнопку спуска, автофокус успел сфокусироваться на бегущем мальчике.
Но стоит вам начать работать с многоплановыми кадрами, как тут же возникает проблема… Я попробовал снять цветы на памятнике на фоне Кремлевской стены и столкнулся с трудностью: камера предпочитает фокусироваться или на переднем плане (памятник), или на заднем (стена). Именно здесь проходит грань, за который заканчивается компетенция полностью атоматического режима. Как только в съемке вы начинаете использовать несколько планов, как только вам необходимо вручную выбирать точку фокусировки или же просто хочется выставлять параметры съемки на свой вкус, лучше перейти к одному из полуавтоматических режимов. Я предпочитаю снимать в приоритете диафрагмы — A.
Как только в кадре появляется многоплановая композиция, заставить автоматику сфокусироваться на среднем плане почти невозможно — точку фокусировки в таком случае нужно выбирать вручную.
Кстати, отказавшись частично от услуг автоматики (баланс белого и выдержку она по-прежнему выбирает за меня), я получаю доступ к ряду интересных настроек. Например, я меняю режим Picture Control со стандартного значения на значение «Насыщенный». Результат заметен сразу при съемке в JPG: цвета в кадре стали живее, снимки смотрятся более эффектно. Для пейзажной съемки такая настройка подходит больше.
Режим Picture Control «Насыщенный» позволил более эффектно прорисовать цвет неба в кадре
Мне очень нравится, как камера работает даже с сильно контрастными сценами. Безусловно, на месте солнца в кадре оказывается пересвет, но границы его мягкие, псевдоцветов и других артефактов по границе пересвета не образуется. При этом камера не стремится занизить экспозицию, погрузив весь снимок во тьму — экспоавтоматике твердая пятерка.
Если же переключиться из съемки в RAW+JPG в JPG, то можно для контрастных сцен использовать съемку HDR: камера сама сделает несколько снимков с разной экспозицией и объединит их в один кадр. Светлые участки и глубокие тени будут в этом случае проработаны намного лучше. Передача полутонов получается очень естественной, а склейка — точной. Единственный минус — необходимость залезать в основное меню камеры для того, чтобы сначала перейти к съемке в JPG, а затем включить HDR. Уж слишком много действий приходится проделывать фотографу.
Камера демонстрирует неплохой динамический диапазон, хорошо прорабатывая детали в светах
Еще одна мелочь, которая заставляет меня залезть в меню — отсутствие по умолчанию звука подтверждения фокусировки. А я привык не только выбирать точку фокусировки вручную (кстати, я использую выбор из 11, а не из 39 точек), то и слышать классический писк камеры, когда та сфокусировалась. В меню можно включить этот звук, выбрать его тон и громкость.
Из всех автоматических систем я успел протестировать почти все: и автофокус, и экспонометр… Но за кадром чуть не остался баланс белого, а ведь именно его работа подверглась модернизации в Nikon D610. Мне интересно проверить его работу с искусственным светом. Напомню, что в меню я выставил предустановку, сохраняющую теплый оттенок ламп. При свете натриевых ламп это приводит к усилению оранжевых оттенков. Впрочем, стоит в кадре появиться вечернему небу, автоматика начинает выдавать более чем корректный результат.
При съемке с натриевыми лампами автоматика баланса белого оставила оранжевый оттенок в кадре
Автоматический баланс белого при вечерней съемке
Но куда больше мне понравилось, как автоматика баланса белого сработала при нестандартном освещении: лампы накаливания вместе с цветными стеклами кафе. Оттенок освещения был передан идеально точно! Именно так он воспринимался глазом. Желто-зеленые стекла не спрвоцировали вполне ожидаемый уход баланса белого в пурпурные оттенки. Что же касается баланса белого и скин-тонов, то о них мы более подробно поговорим в следующих частях нашего теста. Оставайтесь на связи!
Подводя итоги первого съемочного дня, я хочу отметить крайне корректную работу всех автоматических систем камеры: автофокуса, экспонометра, баланса белого. Камера работает предсказуемо в разных условиях и в разных режимах. И так же вполне предсказуемо с некоторыми задачами автоматика не справляется (например, с фокусировкой в многоплановых сюжетах). Но ведь в руках у меня зеркалка, и в случае любых сложностей она позволяет вручную скорректировать ту или иную настройку. Причем сделать это можно максимально быстро. Исключение могут составлять лишь дополнительные функции типа съемки HDR, скрытые в глубинах меню.