Фотосъемка в Бункере-42. Выводы
Последний день теста фотоаппарата в формате «Неделя с экспертом» я традиционно посвящаю небольшой поездке: в какой-то другой город или просто в интересное место. Сегодня я с Nikon D610 отправляюсь в необычное путешествие по подземной Москве — в самый центр Таганского холма. Здесь расположен некогда совершенно секретный объект стратегического значения, а сегодня — музей, Бункер-42.
Строительство этого бункера началось в 1951 году, когда стало ясно, что ни одно защитное сооружения того времени не способно противостоять ядерному оружию. Основные помещения Объекта №20 (именно так он тогда назывался) находятся на глубине 65 метров под поверхностью земли, на одном уровне со станцией метро Таганская кольцевая. Более того, с метро бункер связан двумя ходами, по одному из которых когда-то на службу приходил персонал объекта, старшие офицеры. Здесь располагался запасной командный пункт Штаба дальней авиации, а позже — в конце 1961 года — бункер был передан Министерству Связи СССР, а именно Центральному Телеграфу. В середине 1980-х военные покинули Бункер-42, в 1990-х он был рассекречен, а с 2006 года здесь функционирует музей, основной интерес в котором представляет как раз сама конструкция Объекта.
Удивительно, но прогуливаясь по улице, никогда не догадаешься, что старый особняк в стиле XIX вовсе не является таким уж и старым, а толщина его стен местами доходит до шести метров. Ведь это вход на некогда секретный объект. Внутри здания спрятан оголовок шахты, уходящей вниз на 65 метров. Сейчас спуститься в бункер можно как по лестнице, так и на лифте. Раньше же к услугам персонала была только лестница.
В таком неприметном особнячке в центре города расположен вход в бункер
Лестница уходит вниз на 65 метров
Выбор оптики для подобного музея очевиден: я даже не стал брать с собой телевик и портретник, только 24-мм широкоугольный объектив. Здесь мне понадобится его светосила и большой угол обзора. Сегодня я буду снимать преимущественно статику, поэтому в настройках авто-ISO я убираю приоритет более коротких выдержек. Теперь для 24-мм объектива камера подбирает выдержки не длинее 1/25 с, это позволяет задействовать более низкие ISO. Баланс белого я ставлю в положение AUTO2, чтобы сохранить в кадре теплый оттенок освещения.
Все, что осталось от старого военного оборудования
Сейчас в это трудно поверить, но когда-то в этих стенах кипела работа. Каждые 24 часа на дежурство заступала новая смена персонала — несколько сотен человек. Оборудование, работающее на лампах, нагревало воздух в подземелье до 25 градусов. И это при том, что бункер оснащен мощной системой вентиляции!
В случае ядерной угрозы находящиеся здесь люди могли автономно прожить не менее 30 суток: 20 тон консервов, 10 тон дизельного топлива, две артезианские скважины, специальные фильтры для очистки воздуха… Был даже кабинет для Главнокомандующего, который, впрочем, никогда здесь не бывал.
Естественно, Сталин здесь никогда не был
Диаметр тоннеля девять метров
Масштабы помещений поражают: площадь подземных блоков около 7000 квадратных метров. Говорят, что стоимость постройки бункера была эквивалентна постройке с нуля города со всей инфраструктурой для 60 000 жителей. От толщи московских известняков и вод Москва-реки подземное пространство отделяют сталь и чугун. Коридоры бункера отделаны сантиметровыми стальными листами, укрепленными уходящими на полтора метра в грунт анкерами. Неровности на стенах — это их «шляпки». Основные же блоки построены по той же технологии, что и столичное метро. Вот только диаметр «тоннеля» тут не шесть, а девять метров, а все щели между тюбингами дополнительно уплотнены свинцом на случай возможного радиационного заражения.
В какой-то момент я ловлю себя на мысли, что совершенно не обращаю внимание на настройки своего фотоаппарата. За неделю съемки на Nikon D610 я к нему настолько привык, что могу предсказать, как в каких случаях отработает автоматика. Снимая в темных коридорах, я заранее ввожу небольшую отрицательную коррекцию. Диафрагму я стараюсь не закрывать сильнее f/2,8. Во-первых, это позволяет не задирать светочувствительность, а во-вторых, дает некоторый объем в кадре, позволяя слегка размыть фон. К балансу белого вообще никаких претензий: цвета на снимке получаются точно такими же, какими их видел глаз. Мне определенно нравится возможность настройки автоматики баланса белого с сохранением оттенков освещения.
Эта дверь из бункера идет в метро
Музей посвящен даже не столько самому бункеру, сколько истории холодной войны. Посетителям предоставляется уникальная возможность нажать на кнопку и запустить ракеты по территории вымышленного противника. Странное, даже немного жуткое ощущение… Впрочем, об этой части экскурсии быстро забываешь, пока в одном из коридоров тебя не застает сирена тревоги — запущенные в ответ ракеты противника достигли Москвы. И тут становится действительно не по себе. За несколько секунд успеваешь прочувствовать весь ужас подобной ситуации. Это и является кульминацией экскурсии, после чего можно подниматься наверх — на лифте или пешком, как кому больше нравится.
Скачать этот ролик в оригинальном качестве
Скачать этот ролик в оригинальном качестве
После подземелья Бункера-42 на душе остается немного гнетущее ощущение, которое можно разогнать только весенним солнцем. Я отправляюсь немного прогуляться по Москве, а заодно сделать несколько кадров и снять пару видеороликов.
Мы ведь совсем не говорили о видеовозможностях Nikon D610. А ведь эта камера умеет снимать Full HD видео с частотой до 30 кадров/с, причем все параметры съемки вы можете выставить вручную. Запись звука возможна с внешнего микрофона, в том числе и с прослушиванием звука через наушники.
Скачать этот ролик в оригинальном качестве
Но и это еще не все. В D610 я нашел одну из своих любимых функций — цейтраферную (интервальную) видеосъемку. Вы можете снять последовательность кадров с заданным интервалом и затем самостоятельно собрать их в ускоренный видеоролик, а можете поручить склейку видеоролика самой камере, что я и сделал. Мне нравится, как в подобных видео выглядит жизнь города, ускоренная в 30 раз. Главное — оказаться в нужное время в нужном месте. Мне нравится снимать на закате, когда с большой скоростью меняется цвет неба, а уличные фонари только-только зажигаются.
Скачать этот ролик в оригинальном качестве
Скачать этот ролик в оригинальном качестве
Теперь я могу сказать: в Nikon D610 я протестировал почти все! Пора ставить точку. Как я обещал в самом начале теста, я делаю второй кадр белого листа с расфокусированным объективом с закрытой диафрагмой. Хочу отметить, что пыли на матрице не прибавилось, видны лишь те пылинки, что были в самом начале теста. Так что проблема с пылью на матрице в Nikon D610 решена.
Кадр сделан в самом начале теста
Кадр сделан в конце тестирования
Выводы
Nikon D610 несмотря на минимальные отличия от своего предшественника продолжает оставаться актуальной и современной моделью, идеально подходящей для решения творческих задач фотографов-энтузиастов или ряда профессиональных задач коммерческих фотографов. Мне бы хотелось отдельно отметить управление этого фотоаппарата. Оно требует некоторого привыкания, но после того, как вы в нем разобрались, работать с D610 — одно удовольствие. Все настройки доступны буквально в одно касание. Плюс достаточно широки возможности настройки камеры под ваш индивидуальный стиль съемки.
Порадовала скорость работы. Время включения минимально, лаг затвора отсутствует, скорость серийной съемки достаточная для динамичных сюжетов. Буфер не такой большой, как в дорогих профессиональных моделях, но позволяет снимать длинными сериями более 10 кадров. А главное — никаких подвисаний, пауз в работе, сбоев. D610 работает как часы.
Что касается качества изображения, то тут все также в духе времени. 24-мегапиксельная полнокадровая матрица обеспечивает высокую детализацию и вместе с тем невысокий уровень шума, позволяющий работать без проблем с ISO до 3200 единиц и чуть более аккуратно с более высокими значениями. Размер матрицы позволяет гибко работать с глубиной резкости в кадре, что особенно важно при портретной съемке. Цветопередача имеет свои особенности. Но она тонко настраивается при съемке в JPG. Из RAW же фотограф всегда сможет получит тот цвет, какой он хочет. Автофокус, несмотря на расположение всех датчиков близко к центру кадра, позволяет одинаково комфортно снимать как статику, так и динамику: следящий режим автофокуса работает на твердую пятерку. Видеовозможности фотоаппарата также на высоте: 1080@30p. Есть и интервальная съемка, позволяющая создавать видеоролики с ускоренным видео без использования компьютера или кадры для подобных видеороликов.
Плюсы:
- эргономичный корпус;
- развитое и настраиваемое управление;
- полнокадровая матрица;
- высокая детализация снимков при низком уровне до ISO 3200;
- высокая скорость работы;
- серийная съемка до 6 кадров/с;
- отлично работающий следящий автофокус;
- работа с двумя картами памяти;
- интервальная съемка и HDR;
- хороший оптический видоискатель;
- тихий режим съемки;
- Full HD видео.
Минусы:
- сравнительно большой размер и вес;
- неповоротный дисплей;
- трудный для новичка интерфейс;
- точки автофокуса сгруппированы близко к центру кадра.
Наше резюме
Nikon D610 — отличный полнокадровый фотоаппарат для фотографа-энтузиаста. Высокая скорость работы, профессиональное управление и достойное качество снимков в широком диапазоне ISO позволяют применять его с одинаковым удобством как для относительно статичных съемок (портрет, пейзаж), так и для съемки репортажа. Этакий универсальный солдат для любых задач. Сложность может возникнуть разве что при работе со светосильной оптикой из-за скученности точек фокусировки в центре кадра. Впрочем, в ходе нашего теста эта особенность камеры неудобств не доставила.