Качество изображения: выжимаем максимум
Воодушевленный очень неплохими результатами, которые показал на прошлой съемке Nikon D610, работая в авторежиме, я решаю вновь поработать с городскими сюжетами, поснимать архитектуру. А заодно и выжать максимум из камеры и объектива, снимая сразу в JPG. Сегодня я буду разбираться с тонкими настройками фотоаппарата — теми, до которых у фотографа зачастую и руки-то не доходят.
Стоит ли говорить, что отправляясь на съемку, я выставляю в камере режим сохранения снимков в двух форматах — RAW + JPG максимального разрешения, причем качество изображения я указываю в качестве приоритетного критерия для выбора степени сжатия. Большинство RAW-файлов также записаны в 14-битном варианте.
Мое первое место съемки — Москва-сити. Здесь меня интересуют прежде всего абстрактные сюжеты, ритм в кадре, рифма архитектурных форм. Причем интересные сюжеты можно найти даже не поднимаясь из метро. Новая станция «Деловой центр» — своеобразные ворота в это царство стекла и бетона. Чуть больше снимков с нее я покажу завтра, рассказывая о работе с высокими ISO в Nikon D610.
В камере я включил режим Picture Control «Пейзаж». Но скорее всего, создатели этой настройки пытались оптимизировать ее для природных, а не городских пейзажей. Мне не хватает контраста в кадре, подчеркнуто ярких цветов. Поэтому довольно скоро я возвращаюсь в режим Picture Control «Яркий», а баланс белого меняю с автоматического с приоритетом теплых тонов на ручной. Так лучше получается обыграть оттенок неба в кадре.
Picture Control "Пейзаж", баланс белого AUTO 2
Picture Control "Яркий", баланс белого "солнечно"
Каким бы удобным ни был видоискатель камеры, в случае съемки архитектуры куда удобнее строить кадр по дисплею. Дело в том, что ваш вестибулярный аппарат чутко реагирует на наклон головы вместе с наклоном камеры, и картинка в видоискателе не всегда воспринимается адекватно. Завалить горизонт в такой ситуации проще простого, даже имея сетку кадрирования на матовом стекле. Экран же — совсем другое дело! Плюс еще и в том, что результат настройки баланса белого видно еще до съемки. Сегодня я довольно часто меняю его настройку, пытаясь сразу получить оптимальный результат. Но как всегда это бывает в работе с цветом, остановиться на каком-то одном варианте не получается: одни сюжеты мне нравятся в более холодных оттенках, другие — в более теплых.
Работать с Live View в Nikon D610 очень удобно. Включается он моментально, достаточно лишь нажать соответствующую кнопку. Фокусировка происходит относительно быстро, хотя и медленнее, чем по фазовому принципу при использовании видоискателя. Область фокусировки задается навипэдом, не слишком быстро, но очень точно. Единственная сложность, которую нужно учитывать, возникает при смене значения диафрагмы. До установленного значения она будет закрыта либо при спуске затвора, либо при перезапуске Live View. Так что для оперативного подбора нужной глубины резкости Live View не слишком удобен. Но мне такую задачу решать пока не приходится. Я снимаю на широкоугольник AF-S NIKKOR 24mm f/1.4G ED, глубина резкости которого при закрытой диафрагме просто огромна.
Объектив AF-S NIKKOR 70–200mm f/4G ED VR
Солнце клонится к закату, и я еду в центр города снимать уже прогретые этим неожиданным мартовским теплом набережные. В парке Горького я делаю небольшую остановку, чтобы не спеша разобраться с парой функций D610, по которым у меня возникли вопросы. Дело в том, что в процессе тестирования камер я стараюсь максимально отключить все «улучшайзеры» изображения, довольствуясь максимально естественной картинкой. Исключение с недавних пор я стал делать для Active D-Lighting: эта функция в камерах Nikon зарекомендовала себя с лучшей стороны благодаря адекватности и предсказуемости результата.
Автокоррекция искажений и контроль виньетирования отключены
Включена автокоррекция искажения
Включен контроль виньетирования
Автокоррекция искажений и контроль виньетирования отключены
Автокоррекция искажений включена
Но кроме нее есть еще и автоматическое управление искажениями, и контроль виньетирования. Так как я использую широкоугольник, эти функции могут быть мне полезны… Проверим их в деле. Я снимаю один и тот же сюжет на разных значениях диафрагмы сначала с выключенными функциями, затем с включенным управлением искажениями, а потом и с контролем виньетирования. В результате исправления искажений геометрия кадра действительно изменяется. Характерный для широкоугольникв «пузырь» в центре кадра исчезает. Но справедливости ради, я должен сказать, что он был не таким уж и сильным. Каких-либо серьезных изменений в отношении хроматических аберраций я не заметил.
Куда интереснее дела обстоят с виньетированием. Эта настройка действительно позволяет избавиться от затемнения углов снимка при помощи постобработки в камере. Но это сказывается еще и на экспозамере: камера, создавая себе запас по яркости в тенях, устанавливает большую экспозицию. Так что снимки, сделанные с включенным контролем виньетирования, чаще всего окажутся чуть светлее. Конечно, разработчикам камеры виднее… Но мне кажется, что динамический диапазон камеры итак достаточно широк, позволяя без проблем вытягивать при конвертации RAW детали в тенях в пределах пары ступеней экспозиции.
Но даже несмотря на столь широкий динамический диапазон, контрастное солнечное освещение заставляет меня сделать кадр и в режиме HDR. Здорово, что Nikon D610 снимает HDR с рук, автоматически совмещая несколько экспозиции. Правда, при этом происходит некоторая обрезка снимка, сужение угла обзора объектива. Это нужно учитывать при съемке. Зато в результате вы совершенно точно получите корректную проработку светов и теней в кадре.
Несколько снимков я делаю на телевик AF-S NIKKOR 70–200mm f/4G ED VR. Мне нравится, как он позволяет ограничить пространство в кадре, вырвать сюжет из окружающей действительности. Но еще больше мне нравится его резкость даже на открытой диафрагме.
Объектив AF-S NIKKOR 70–200mm f/4G ED VR
В сегодняшней съемке можно было бы поставить точку, но я хочу сделать еще несколько снимков вечернего города. Для этого я использую штатив, съемку на низких ISO и спуск затвора с задержкой, чтобы исключить вибрации камеры. Строю кадр я по дисплею — со светосильным объективом даже ночью изображение на нем прекрасно видно, а фокусироваться по экрану вручную очень удобно. Кроме того, мне здорово помогает двухосевой уровень, реализованный в Nikon D610. И даже если кадр ты выравниваешь не по реальной вертикали, а по каким-то сюжетно важным линиям в кадре, уровень помогает держать ситуацию с наклоном камеры под контролем.
Закрытие диафрагмы до f/11 позволяет получить в кадре эффектные звездочки
На этом я не закрываю тему вечерней съемки. Завтра я опубликую следующую часть теста, в которой расскажу в том числе и о съемке на Nikon D610 с высокими значениями светочувствительности.