Высокие ISO, скорость работы, серийная съемка
Можно ли за один день протестировать все возможности современной зеркалки? Я могу с уверенностью сказать, что нет — функционал того же Nikon D610 слишком широк. Но тем не менее, успеть можно многое. Сегодняшний день теста я посвящаю практическим аспектам съемки на Nikon D610, от скорости работы до уровня шумов на высоком ISO.
С высоких ISO и начнем… Я люблю посещать новые станции метро после их открытия. Есть в них какая-то своя прелесть, ощущение свежести. Самой новой станцией Московского метрополитена на данный момент является Деловой центр. Сюда я и заезжаю по дороге. Людей здесь мало, ведь и ветка метро пока состоит всего из двух остановок: единственный поезд ходит по ней в челночном режиме — туда и обратно.
Может из-за малого количества пассажиров, а может из-за сверкающей новизны здесь не отпускает ощущение, что ты оказался в компьютерном рендере, а не в реальном метро. Света на первый взгляд хватает, но на практике выходит, что для обеспечения съемки с рук камере пришлось ощутимо увеличить ISO. Это я замечаю уже дома, просматривая кадры на компьютере. Тем не менее, результатом я остаюсь доволен, хоть и не ожидал увидеть снимки на ISO до 2800 единиц.
Даже внутрикамерный JPG может похвастаться относительно низким уровнем шума и высокой детализацией. Если же вы работаете с RAW, то на этапе конвертации можно получить в разы более качественный результат, полностью убрав цветной шум и найдя компромисс между монохромным шумом и детализацией.
Для себя после первых опытов с высокими ISO я делаю вывод, что хорошо бы попробовать и большие значения. Но дождемся захода солнца… Пока же самое время отправляться за интересными сюжетами на городские улицы. Здесь царит весна: кажется, что оттаял весь город вместе с людьми. Вот на газоне яркими точками распустились первые цветы — крокусы.
Выставляю в камере Picture Control «Яркий», надеваю телевик AF-S NIKKOR 70–200mm f/4G ED VR и включаю режим Live View — без Live View мне пришлось бы ложиться на землю, чтобы сделать снимок со столь низкой точки. Это только с высоты человеческого роста плешивый газон и грязный забор на заднем плане выглядят некрасиво. А с земли, с размытым фоном сюжет смотрится просто великолепно! Не слишком светосильный телевик оказывается способным обеспечить очень симпатичное боке, ведь съемка ведется с небольшого расстояния.
Количество людей на набережной просто зашкаливает. Я не отношу себя к любителям жанровой съемки, но несколько подсмотренных моментов все же запечатлеваю. Нужно отдать должное, Nikon D610 творит чудеса в плане быстродействия. Вот парень на парапете эффектно подсвечен солнцем сзади. Мгновение, он уже встает и идет по своим делам. Кадр я делаю навскидку, не особо рассчитывая на успех. Но за какую-то долю секунды фотоаппарат успевает не только выйти из спящего режима, но и точно сфокусироваться. Чтобы не слишком привлекать к себе внимание, я использую тихий режим срабатывания затвора.
Снимая скейтбордистов, я пробую серийную съемку. Шести кадров в секунду для подобных сюжетов более чем достаточно. Из серии вполне можно выбрать тот снимок, который совпал с наиболее удачной фазой движения. Нужна ли большая скорострельность? Для любительских задач вряд ли.
Я снимаю в формате RAW+JPG, записывая файлы на одну флешку (в камере есть возможность записывать RAW и JPG на на две карты памяти раздельно). При этом Nikon D610 без потери скорости снимает серию из 12 кадров, потом темп падает, новые снимки делаются по мере опустошения буфера. Но приятно, что даже забив буфер до предела, камера не подвисает. Все функции и настройки доступны.
Ну а как работает автофокус при серийной съемке? Проверим! Перевожу автофокус в непрерывный режим работы AF-C, включаю 3D-трекинг. Теперь, совместив точку фокусировки с объектом в кадре и придавив кнопку спуска, можно указать камере, на каком объекте фокусироваться. Умная автоматика продолжит отслеживать этот объект, даже если ей для этого понадобится поменять точку фокусировки. Удобно, ведь не всегда во время съемки главный объект находится в той же части кадра. Туда-сюда снуют велосипедисты и роллеры. Я снимаю несколько серий и с удивлением отмечаю: на какой бы скорости человек в кадре ни двигался, 90% снимков из серии получаются резкими.
Я начал эту часть теста с высоких ISO, ими же и продолжаю. Вечерний свет — то, за чем я ехал на эту съемку. Он дарит великолепные цвета, позволяет взглянуть на самые обычные сюжеты по-другому. И если для съемки москворецких рыбаков и их улова мне хватает сравнительно низкой чувствительности (спасает широко открытая диафрагма), то вскоре мне приходится работать со значения сильно выше 1000 единиц.
Моя камера настроена так, чтобы подбирать выдержку с некоторым запасом: для фокусного расстояния 24 мм максимальная выдержка составляет 1/50 с. Так мне удается избежать смаза при съемке с рук. Но я дополнительно подстраховываюсь и снимаю в темноте с предподъемом зеркала (режим работы затвора Mup). По первому нажатию на спуск поднимается зеркало, а по второму, уже без всяких вибраций камеры, открывается затвор. Кнопка спуска у Nikon D610 не имеет ограничения хода в нижней точке: ты просто нажимаешь ее до тех пор, пока затвор не сработает. При этом кнопка проваливается дальше, не давая пальцу сдвинуть камеру, уперевшись в крайнее положение.
Многие снимки я делаю с совсем чуть-чуть прикрытой диафрагмой моего светосильного фикса. Так я одним выстрелом убиваю сразу двух зайцев. Во-первых, получаю более низкое значение ISO. Во-вторых, я обыгрываю формальный недостаток объектива — виньетирование (затемнение углов кадра). На ряде снимков оно создает интересных художественный эффект, позволяя сфокусировать внимание зрителя на сюжетно важной части кадра.
Наконец, когда солнце давно село, а небо потеряло приятный голубой оттенок, я делаю несколько кадров со штатива. Мне хочется получить длинную выдержку в кадре, обыграть размытые в движении объекты, передать атмосферу вечерней жизни Москвы. Здесь мне уже приходится максимально опускать ISO и увеличивать выдержку. В результате удается противопоставить в одном снимке динамику и статику, получив желаемый результат.
Сегодня был большой и насыщенный съемочный день! Мне удалось поснимать и в разных условиях, и в разных жанрах. Nikon D610 показал себя настоящим универсалом, предоставляя отличный функционал для любых творческих задач. К услугам фотографа и высокая скорость автофокуса (в том числе в следящем режиме), и серийная съемка 6 кадров/с, и отличное качество снимков даже на высоких ISO.